Внеклассное мероприятие "Храм – дом Божий"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с храмами Жуковского района.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить с архитектурными особенностями, историей возникновения храмов в Жуковском районе;
    • учить пользоваться трафаретом для точной передачи в рисунке формы купола, правильно подбирать цвет для стен храма и его украшений, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к храму;
    • воспитывать интерес к духовным традициям своего народа.
  • Развивающие:
    • развивать творческие способности детей;
    • расширять словарный запас детей;
    • развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании колокольного звона, рассматривании фотографий храмов.

Техническое обеспечение: мобильный класс.

Использование средств ИКТ:

  • программа Microsoft Power Point для создания презентации «Храмы Жуковского района».
  • программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.

Оборудование: шаблоны формы Храма; гуашь, кисти тонкие и средние; цветные мелки; альбомы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная беседа

– Ребята, сегодня вы познакомитесь с храмами нашей малой родины.

– Кто знает, какие храмы есть у нас и где они расположены? Кто уже бывал на богослужении, слышал песнопения, рассматривал лики древних икон? (Ответы детей)

Учитель. Невозможно представить себе наш город без храма. Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. С древних времен все самое лучшее, красивое посвящалось людьми Богу. Люди не жалели труда, сил, строя храмы, занимаясь иконописью, росписью храмовых стен, создавая храмовые песнопения. Человек понимал, что храм — это место соприкосновения с иным (божественным) миром, и все, что мы встречаем в храме, служит одному — встрече человека с Богом.

2. Архитектурные особенности храма

– Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.
Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья. Посмотрите (показ фотографий), какие они особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку. Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к богу общие и частные молитвы, совершаются таинства. Ради этого общения с Господом люди приходят сюда. Поэтому и строится храм так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению.

«…В храмах есть особенное присутствие Бога, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», – говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

— Что у них общего? Чем завершается любой храм? Что означает крест? Куда устремлен храм? Куда он указывает путь? На что похожи золотые главки храма? (Огоньки свечей, шлемы воинов-богатырей).
Над храмом всегда возвышается купол (изображающий небо), который заканчивается главою с крестом. По всей Русской земле сияют на солнце золотыми куполами храмы. Где бы ни стоял храм – среди бескрайних полей, на одиноком холме или в гуще городской суеты – его кресты как спасительные маяки горят для всех нас.
У храма бывает разное количество глав и по цвету они разные. Все имеет свое значение.

1 глава — означает Единого Бога.
2 главы — что Христос был и Сын Божий, и Сын Человеческий;
3 главы — Святую Троицу;
5 глав — Иисуса Христа и 4-х Евангелистов;
7 глав — Таинства Церкви;
13 глав — Иисуса Христа и 12 апостолов;
33 главы — годы жизни Иисуса на земле.

Золотые главки посвящаются Иисусу Христу и великим праздникам, синие — Богородице, зеленые — цвет Святого Духа.

Сами храмы имеют разную форму. (Рассматриваем фотографии храмов.)

В виде креста — посвящен распятому за нас на кресте Господу.
В виде корабля — корабль в Царство Небесное (по образу Ноева ковчега).
В виде круга — символ вечности; вечность Царствия Небесного.
В виде восьмиугольника; звезды — Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Храмы имеют свое имя: в честь Спасителя, Богородицы, церковных праздников, святых, ангелов. Напр. Храм Успения Богородицы — первый каменный храм на Руси (Киев, 989-996 г.); Храм Христа Спасителя — был разрушен в 1931 г. Сейчас храм заново построен. Его строительство длилось 5 лет.
— Что пристроено к храму ? (Колокольня).

Звучит колокольный звон.

В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра); аналои (столики с наклоненной поверхностью, где лежат иконы), большой крест — Голгофа...
А подробнее знакомство с храмом будет, когда мы с вами посетим наш храм.

3. Храмы Жуковского района. Презентация

Село Кутепово. Храм Михаила Архангела. Настоятель: священник Сергий Бутылкин.
(Слайды 5, 6) Каменный храм построен в 1826 году помещиком Николаем Ефимовичем Мясоедовым в знак воинской доблести защитников России в войне 1812 года в стиле классицизма вместо деревянной церкви 17 в. Храм Архангела Михаила был освящен в 1826 г. Храм избежал участи разорения советских времен. Не попали в него и рвущиеся бомбы во время обстрела в годы войны, потому, что, по воспоминаниям очевидцев, в храме совершались богослужения.(Приложение 1)
Без внешних пышных украшательств, он очень гармоничен и пропорционален в своей композиции, легко вписывается в окружающее сельское пространство.
(Слайды 7,8, 9, 10) Главный престол храма посвящен Чуду Архангела Михаила в Хонех.
Чудом этого храма является лик Николая Чудотворца, проявившийся поверх хоругви «Чудо Архангела Михаила в Хонех». Образ Святителя настолько отчетлив, что взгляд невольно останавливается на этом зримом отражении и просит чуда уже у Николая Чудотворца.

(Слайды 11,12, 13) Недавно освящена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В ней находится список с этой древней чудотворной Афонской иконы, празднование в честь которой совершается 22 ноября. Часовня, стоящая в некотором удалении от храма, на открытом месте, своим внутренним убранством, наполненным воздухом, проникнута духом святости. Пребывание в ней дает ощущение уединенности и покоя для всякого, кто приходит сюда с молитвой и надеждой. (Слайд 14)
(Слайды19, 20, 21) В природной ложбине, близ храма, прямо из корней многолетнего дерева бьет святой источник в честь Архангела Михаила. Вода в нем обладает исцеляющей силой. Посещение этого источника вызывает у паломников чувство благоговения, покоя и чистой радости.

Село Трубино. Храм Воскресения Христова Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

(Слайд 23)Не часто можно встретить сельские места, где стояли бы сразу два памятника архитектуры 17 века. Село Трубино в этом смысле особенное. Два храма: храм Воскресения Христова и храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» неразрывно связывают прошлое и настоящее не только архитектурных сооружений, но и духовного просвещения через проповедь словом и делом. Много пришлось пережить храмам: и войну, разрушения, и даже закрытие. (Слайды 24-26)
Но силами прихожан храмы были восстановлены. Настоятель храма – иерей Максим ведет богослужение по субботам и воскресным дням, а также во все Праздничные дни. В настоящее время, несмотря на серьезные утраты, храм Воскресения Христова и храм в честь иконы Божией матери «Знамение» представляют собой один из интереснейших архитектурных комплексов и важнейших исторических и культурных памятников Калужской области.

Строить гораздо труднее, чем ломать. А восстанавливать, заново поднимать из руин – вдвое нелегкое дело.

Село Спас-Прогнань. Храм в честь Преображения Господня

Настоятель: иеромонах Никифор (Коженков)
Село Спас-Прогнань расположено на речке Прогнани. (Слайд 28) Впервые оно упоминается в 1613 г., как вотчина Свято-Папфнутьева Боровского монастыря. В то время оно представляло собой погост с деревянным храмом. С начала XVIII в. село входило в имение дворян Чебышевых. В 1784 г. И.А. Золотухин построил в селе каменный храм по проекту архитектора М.Г. Преображенского. В 1829 г. его внук, математик П.Л. Чебышев, построил каменную колокольню. Храм имел четыре престола: главный в честь Преображения Господня и приделы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в честь великомученика Георгия Победоносца и в честь преподобного Пафнутия Боровского, устроенный под колокольней. (Приложение 2)
(Слайд 29) В ХХ в. храм не закрывался, но, возможно, некоторое время в нем не было богослужений из-за отсутствия священников. 8 декабря 1937 г. был репрессирован священник храма Григорий Васильевич Виноградов. С 1948 г. в колокольне был устроен музей П.Л. Чебышева, и до 90-х гг. она была в ведении государственных учреждений. С 1942 г. в течение 36 лет настоятелем храма был схиархимандрит Амвросий (Иванов), похороненный рядом с храмом. (Слайды 30, 31) С 11 сентября 1996 г. настоятелем храма является иеромонах Никифор (Коженков).(Приложение 3)

4. Рисунок «Храм Божий». Творческая работа

– Какие геометрические формы можно выделить в контуре храма?
– Какой формы купол? На что он похож? (На пламя свечи и т. п.)
– Какой цвет преобладает на стенах храма?
– Каким цветом и какими деталями украшен храм? (Ответы детей)
– А теперь пальчиком в воздухе невидимо обведите контур храма, а потом – отдельные украшения, купол. Закройте глазки и представьте храм, который вы будете рисовать.
– У вас на столе трафарет. Наложите его на лист бумаги и обведите, придерживая форму левой рукой.
Теперь набрать гуашь основного цвета и ребром большой плоской кисти обвести карандашный контур. Работая всей плоскостью кисти, затонировать гуашью всю форму храма. Линию вести сверху вниз. Краску следует набирать несколько раз.
– Дети, подумайте. Какой кистью удобно прорисовывать тонкие детали украшений?
– Выберите тонкую, круглую кисть для рисования украшений. Кисть держите вертикально и прорисуйте детали, крест над куполом.
– Для изображения фона возьмите сухой мелок. Его плоскостью круговыми движениями затонируйте верхнюю часть листа, не подводя мелок близко к изображению храма. А теперь кончиками пальцев с нажимом разотрите, втирая мелок в поверхность бумаги.
Самостоятельная работа.
– Дети, что бы вы хотели еще изобразить на рисунке: себя, птиц, цветы у храма, дорожку к нему, деревья. Дополните свой рисунок. Придумайте название своему рисунку.

5. Рефлексия

По окончании работы можно устроить выставку, выслушав рассказы детей о своих храмах.