Открытый урок по теме "Насекомые"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
  • развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
  • воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Используемое программное обеспечение: учебник-тетрадь по предмету "Окружающий мир" О.Т. Поглазовой (1 класс, УМК "Гармония"); CD "Презентация урока по теме "Насекомые".

Оборудование: раздаточный материал: вырезанные цветы из бумаги красного, синего и зелёного цвета, фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий.

Ход урока

Заставка "Добро пожаловать на урок в 1 класс (Слайд 1)

Презентация.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. (Слайд 2) Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!

2. Актуализация знаний.

1). Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных. (Слайд 3)

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные).

- Подумайте, на какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы).

- Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц. ( Число ног - 4, тело покрыто шерстью , детёнышей вскармливают молоком. Число ног - 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и хвост ).

3. Формирование новых понятий и способов деятельности.

1). Постановка учебных задач.

- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых ) (Слайд 4).

1.

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

2.

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает,
Лес от гусениц спасает. (муравей)

3.

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (оса)

4.

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах-
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.(пчела)

5.

Жу- жу , жу- жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)

6.

На цветке сидит "цветок",
Пьёт нектар-цветочный сок. (бабочка)

7.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (комар)

8.

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)

- Кто уже успел догадаться , с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые) - щелчок (Слайд 4 "Насекомые")

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.54 ("Маленькие непоседы").

- Как вы понимаете слово "Непоседы"? Почему насекомых можно назвать непоседами?

Не так- то просто найти , увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте - суетятся.

3). Рассказ учителя о насекомых. (Слайд 5)

- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 - 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.

4). Отличительные признаки класса насекомых.

а). Работа с учебником, с.56

- Сравните насекомых. Чем они сходны? Чем различаются?

- Посчитайте, сколько у насекомых ног? (6 ног - 3 пары)

Главный признак насекомых - 6 ног.

б). Работа в парах. Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья и посчитайте, из скольких частей оно состоит?

в). Проверка. ( Слайд 6 )

- Так сколько же частей тела у насекомых? (3 или 4 )

5). Среда обитания животных.

- Ребята, а вы видели насекомых? Где же они обитают? Где их можно встретить?

Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве.

Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

- Подумайте, а чем питаются насекомые?

- Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки - кровью человека и животных.

6). Физминутка.

- Ребята, давайте вспомним физминутку про "Кузнечика" и отдохнём.

Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.

- А что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. (Слайд 7 )

- Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка?

- А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании крыльев кузнечиков есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой и напоминающая зеркало. И вот когда кузнечик поднимает крылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся скрипучий звук. У кузнечика длинные задние ноги с сильными мышцами, которые служат для резкого скачка вверх. Пение кузнечиков -нечто иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты.

- А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках, и представляют они собой узкие щели.

Ребята, а сейчас я хочу показать вам небольшие отрывки про насекомых.

Ребята, посмотрите на доску и скажите на какие 2 группы можно разделить насекомых?( полезные и вредные) Какие насекомые будут полезными , а какие вредными?

Ребята, к нам пришли в гости насекомые. Давайте послушаем, что они о себе расскажут? ( рассказ учащихся). Детки, так какую же пользу приносят насекомые для здоровья человека?

7). Физминутка "Стрекоза"

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре-полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.

9). Викторина "А знаешь ли ты"? (Слайд 8)

  1. Почему божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы? (для защиты от врагов божьи коровки выделяют ядовитую жидкость).
  2. Где находятся ушки у комара? (на передних ногах ).
  3. Как называется жук, который носит имя того месяца, в котором появляется на свет? (майский жук).
  4. Почему этого жука называют жук-олень? (у него есть рога, как у одного лесного жителя - оленя).
  5. За что получила своё название бабочка - капустница? (эта бабочка вредит посевам капусты ).

10). Обобщение.

Ребята, с какими насекомыми мы с вами познакомились на уроке? (Стрекозы, светлячки, кузнечики, жук-олень, бабочки). Как нужно обращаться с насекомыми?

- Мы узнали только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.

- Наука о насекомых называется "энтомология" (Слайд 9 )

- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами . Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.

- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий

(реклама энциклопедий).

4. Итог урока.

1). Рефлексия. -Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно - возьмите зелёные цветочки.

- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил - синие цветочки.

- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий - красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску).

-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!

2). Прощание с классом. (Слайд 10)

Спасибо за старание.
Ведь главное - желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока -
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!