Цели урока:
- образовательная: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
- развивающая: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления;
- воспитывающая: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Используемое программное обеспечение: учебник-тетрадь по предмету "Окружающий мир" О.Т. Поглазовой (1 класс, УМК "Гармония"); CD "Презентация урока по теме "Насекомые".
Оборудование: раздаточный материал: вырезанные цветы из бумаги красного, синего и зелёного цвета, фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий.
Ход урока
Заставка "Добро пожаловать на урок в 1 класс (Слайд 1)
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. (Слайд 2) Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Пусть в течение всего урока солнце помогает вам!
2. Актуализация знаний.
1). Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных. (Слайд 3)
- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные).
- Подумайте, на какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы).
- Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц. ( Число ног - 4, тело покрыто шерстью , детёнышей вскармливают молоком. Число ног - 2, тело покрыто перьями. Есть клюв и хвост ).
3. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1). Постановка учебных задач.
- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадки. (По мере отгадывания загадок, на экране по щелчку появляются изображения насекомых ) (Слайд 4).
1.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
2.
Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает,
Лес от гусениц спасает. (муравей)
3.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (оса)
4.
Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах-
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты.(пчела)
5.
Жу- жу , жу- жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву "ж" всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (жук)
6.
На цветке сидит "цветок",
Пьёт нектар-цветочный сок. (бабочка)
7.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит. (комар)
8.
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (стрекоза)
- Кто уже успел догадаться , с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые) - щелчок (Слайд 4 "Насекомые")
- Прочитайте тему урока в учебнике на с.54 ("Маленькие непоседы").
- Как вы понимаете слово "Непоседы"? Почему насекомых можно назвать непоседами?
Не так- то просто найти , увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте - суетятся.
3). Рассказ учителя о насекомых. (Слайд 5)
- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 - 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.
4). Отличительные признаки класса насекомых.
а). Работа с учебником, с.56
- Сравните насекомых. Чем они сходны? Чем различаются?
- Посчитайте, сколько у насекомых ног? (6 ног - 3 пары)
Главный признак насекомых - 6 ног.
б). Работа в парах. Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья и посчитайте, из скольких частей оно состоит?
в). Проверка. ( Слайд 6 )
- Так сколько же частей тела у насекомых? (3 или 4 )
5). Среда обитания животных.
- Ребята, а вы видели насекомых? Где же они обитают? Где их можно встретить?
Насекомых можно встретить всюду: в воде, в воздухе, в почве.
Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?
- Подумайте, а чем питаются насекомые?
- Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки - кровью человека и животных.
6). Физминутка.
- Ребята, давайте вспомним физминутку про "Кузнечика" и отдохнём.
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
- А что вы знаете о кузнечиках? Опишите их. (Слайд 7 )
- Действительно, зелёный, длинноусый, он всегда поёт или играет на невидимой нам скрипочке. А вы верите, что у кузнечика есть скрипочка?
- А ведь никакой скрипочки у кузнечика нет. Просто в основании крыльев кузнечиков есть небольшая перепонка, обтянутая жилкой и напоминающая зеркало. И вот когда кузнечик поднимает крылья, зеркальца трутся друг о друга, и издаётся скрипучий звук. У кузнечика длинные задние ноги с сильными мышцами, которые служат для резкого скачка вверх. Пение кузнечиков -нечто иное, как извещение другим насекомым, что куст или поляна уже заняты.
- А знаете ли вы, где у кузнечиков уши? На ножках, и представляют они собой узкие щели.
Ребята, а сейчас я хочу показать вам небольшие отрывки про насекомых.
Ребята, посмотрите на доску и скажите на какие 2 группы можно разделить насекомых?( полезные и вредные) Какие насекомые будут полезными , а какие вредными?
Ребята, к нам пришли в гости насекомые. Давайте послушаем, что они о себе расскажут? ( рассказ учащихся). Детки, так какую же пользу приносят насекомые для здоровья человека?
7). Физминутка "Стрекоза"
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз-росой она умылась
Два-изящно покружилась
Три нагнулась и присела
На четыре-полетела
У реки остановилась
Над водою закружилась.
9). Викторина "А знаешь ли ты"? (Слайд 8)
10). Обобщение.
Ребята, с какими насекомыми мы с вами познакомились на уроке? (Стрекозы, светлячки, кузнечики, жук-олень, бабочки). Как нужно обращаться с насекомыми?
- Мы узнали только очень малую часть насекомых, такую малую, что и представить себе невозможно. А на это у нас ушло много времени. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением.
- Наука о насекомых называется "энтомология" (Слайд 9 )
- Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами . Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом.
- А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий
(реклама энциклопедий).
4. Итог урока.
1). Рефлексия. -Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.
- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно - возьмите зелёные цветочки.
- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил - синие цветочки.
- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий - красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску).
-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
2). Прощание с классом. (Слайд 10)
Спасибо за старание.
Ведь главное - желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока -
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!