Помню 1961 год, мне исполнилось 11 лет, а вскоре первый человек полетел в космос. Радость, волнение, крики ура и вот это трепетное отношение к теме "Космос" осталось у меня на всю жизнь и горжусь тем, что я сумела привить это чувство многим школьникам за 40 лет работы учителем физики. Но особая ответственность наступила, когда мои внучки пошли в первый класс, у меня возникло желание подготовить всех ребятишек класса целенаправленно к 50-летию освоения космоса. И первое занятие в цикле "Космос" по теме "Земля - наш космический дом". Рассказ, сопровождаемый просмотром слайд - программы, демонстрация опытов способствовали возникновению у малышей чувства зачарованности, любопытства. У них возникло желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путем получения новой информации. И это здорово, потому что мотивационная сила устойчивого интереса имеет решающее значение для преодоления препятствий к творчеству.
Первый ученик демонстрирует строение солнечной системы и убеждает, что наша планета Земля - гигантский космический корабль - совершает стремительный полет в мировом пространстве, а люди со дня рождения становятся космическими путешественниками, движущимися со скоростью 30 км/с вокруг Солнца. На экране Земля - огромное шарообразное тело, третья по счету планета от Солнца.
Второй ученик рассказывает об атмосфере, простирающейся на высоту до 1000 км и постепенно переходящей в безвоздушное космическое пространство. В ее состав входит около 21 % кислорода, жизненно необходимого для человека и животных. В атмосфере Земли имеется слой озона, также играющий чрезвычайно важную роль для всего живого, т. к. он задерживает губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца.
Атмосфера - это и своеобразное воздушное одеяло, удерживающее значительную часть теплового излучения Земли и не дающее ему уходить в космическое пространство.
Третий ученик демонстрирует опыты, объясняемые существованием атмосферного давления.
Стакан с водой накрывается бумагой и переворачивается, вода не выливается.
Сваренное и очищенное яйцо втягивается в бутылку из-под молока, предварительно в нее бросается зажженный фитиль. Затем задается вопрос, возможен ли этот опыт на Луне?
Демонстрируется электрический разряд с помощью электрофорной машины. Ребята вздрагивают, искрятся их глаза. Продолжается рассказ: сперва человек был слаб и целиком зависим от прихотей и капризов природы. Он не мог противостоять грозным стихиям, но шло время, человек набирался опыта, он научился добывать огонь - демонстрируется способ добычи. Далее - пролетели века - люди сделались сильными и могучими, они возвели огромные города, построили разнообразные машины и механизмы, начали штурмовать космос. Подчеркивается, что для этого надо много учиться, знать русский язык, читать, писать, считать.
На 4 года была составлена программа, но так случилось, что я перешла в МБОУ СОШ № 137 в 2009 году. Теперь, то я знаю, долг перед внуками это свято. Что делать? Спасибо дочери, она продолжила начатое дело.
В своё время меня по физике учила моя мама - Терешкина Людмила Ивановна, и я благодарна судьбе, что она была моим учителем, как говорят учителем от бога. И трепетное отношение к теме "Космос" развито и у меня. И, несмотря на то, что я учитель начальных классов, я продолжила занятия по изучению Вселенной. Нами была разработана система внеклассных занятий, посвященная изучению проблемам космоса, истории освоения космического пространства, пионерам космоса. Предлагаю фрагменты нашей программы.
1 класс.
- Занятие 1. Земля - наш космический дом.
2 класс.
- Занятие 1. Солнце. Что я знаю о нем.
- Занятие 2. Семья Солнца.
3 класс.
- Занятие 1.Мир звёзд и Галактик.
- Занятие 2. Среди звёзд и созвездий.
- Занятие 3. Вестники Вселенной.
- Занятие 4. Наш друг - телескоп.
4 класс.
- Занятие 1.Строим телескоп.
- Занятие 2.Рисуем Луну. Лунный свет.
- Занятие 3. Луна в тени Земли. Покрытия звезд Луной.
- Занятие 4. Фотографирование Луны.
И если раньше создавался школьный проект, то в 2009-2011 годах был создан межшкольный проект для двух школ 122 и 137. Предлагаем фрагмент отчета о мероприятиях, посвященных 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос.
1-6 классы. Путешествие к звездам. (Для всех классов без исключения учащимися 7-10 классов были приготовлены демонстрационные материалы с учетом возрастных особенностей младших школьников. В каждом классе учащиеся по окончании игры с интересом включались в викторину. Мероприятия оценивались по 10-балльной шкале. И 15 из 16 оценены на 10 баллов.
Для 10 класса был проведен интегрированный урок физики с химией. Учащиеся познакомились с происхождением солнечной системы. Ощепков Артём убедительно доказал сходство химического состава планет и Солнца. Ярко познакомила с этапами освоения космического пространства Пятинкина Анна. С особым интересом слушали учащиеся выступление Бахтиной Кристины. Её презентация посвящена была ранее "закрытым" фактам и событиям. С азартом отвечали ребята на вопросы викторины.
Для учащихся 4 класса 122 школы и учащихся 7-9 классов была проведена интеллектуальная игра. Учащимся были предложены вопросы по 3 разделам:
1. Космическое многоборье
2. Колесо истории
3. Космос и Сибирь
Наибольшее количество баллов набрали четвероклассники МБОУ СОШ №122 и понятно почему:
- Занятия проводились систематические;
- Познания хорошие;
- Интерес к теме устойчивый;
Они научились работать с дополнительными источниками и активно шли к победе.
А учащиеся 137 школы сделали вывод, в любом деле необходима система, но все мероприятия им очень понравились.