Плавание полезно для оздоровления и физического развития человека. Умение плавать является навыком, необходимым в самых разнообразных ситуациях. Поэтому важное значение имеет массовое обучение плаванию детей дошкольного возраста, ведь это умение сохраняется на всю жизнь.
В ДОУ, которое оборудовано плавательным бассейном,обучение детей начинается с младшего дошкольного возраста. Большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. При неправильно сформированных навыках в плавании движения выполняются неэкономно и неэффективно, что затрудняет весь дальнейший процесс обучения. Лучше учить детей сразу выполнять движения правильно, чем переучивать их.
Начинать обучение плаванию целесообразно в домашних условиях. Прежде всего, ребенку надо помочь преодолеть чувство страха при погружении в воду лица, всего тела. В результате осваивания ребенок начинает чувствовать себя в воде совершенно непринужденно, легко и свободно передвигаться в ней. В то же время он знакомится с некоторыми свойствами воды - сопротивлением, поддерживающей, выталкивающей силой.
Практика показала, что в зависимости от индивидуальных особенностей и физической подготовки каждого ребенка, материал не может быть усвоен всеми детьми одинаково. Поэтому необходимо заниматься по подгруппам, не более 8-10 человек (в зависимости от площади зеркала бассейна), вводить разные задания, учитывая уровень подготовленности детей. В процессе обучения можно варьировать сроки при выполнении той или иной задачи. И переход от одной темы к другой должен осуществляться только тогда, когда подавляющее число детей освоят весь материал. Чем младше дети, тем большее количество раз надо повторять задания для развития и закрепления определенных навыков и умений. В начале обучения, при описании того или иного задания необходимо ввести точные понятия и критерии выполнения упражнения. Например, прямо - "как стрела", сжаться (сгруппироваться) - "как комочек", вытянуться - "как струна", и т.д. А при повторении, чтобы не было утомительного однообразия, следует использовать задания и игры одного типа, но разного содержания.
Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию - стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать.
Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений. Играя, ребенок не утомляется от многократного повторения одних и тех же движений.
Игры используются с первых занятий, когда дети знакомятся с водной средой. Играя, младшие дошкольники безболезненно привыкают преодолевать чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в нее. Игры помогают освоить все действия, готовящие ребенка к плаванию. На начальных этапах обучения необходимо выполнять игры с уровнем воды по колено, затем по пояс и постепенно увеличивать уровень воды в бассейне.
При обучении дошкольников плаванию многие инструкторы придерживаются ошибочного мнения и заменяют разучивание техники разных способов плавания обычными играми в воде, ссылаясь на то, что основной вид деятельности дошкольников - игровой. Любое тренировочное занятие можно построить таким образом, чтобы детям было интересно выполнять однообразные движения. Для этого используются различные пособия, игровой материал, инвентарь. Это позволяет сделать занятие интереснее, варьировать игры, придумывать новые. Имея достаточное количество инвентаря, можно придумать несколько вариантов одной игры или усложнить ее.
В работе со старшими дошкольниками, когда дети уже овладели техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений, способов плавания.
При обучении технике разных способов плавания первостепенное значение отводится методу показа: все движения педагог показывает в тех же условиях, в которых они будут разучиваться детьми. Новый материал детям объясняется образным, точным, кратким и доступным языком. Движения демонстрируются непосредственно перед их выполнением. Если после неоднократного объяснения и показа движений дети испытывают затруднения в их выполнении, применяют метод пассивных движений.
В начале обучения детей знакомят с терминологией, учат выполнять задания по описанию. Перед выполнением каждого упражнения дети проговаривают ключевые моменты предстоящего действия. Например, разучивая упражнение "Звездочка" на груди, дети проговаривают следующие слова: вдох, задержать дыхание, наклон, спокойно лечь на воду. При обучении технике плавания способом кроль дети выполняют скольжение на груди с работой ног под счет: "раз, два, три; раз, два, три", т.к. на один гребок рукой приходится три удара ногами. Для лучшего представления изучаемых движений, детям необходимо показывать наглядные пособия. Они могут быть объединены по следующим разделам: специальные упражнения на суше; погружения в воду с головой; дыхание с выдохом в воду; статическое (пассивное) плавание; скольжение в воде; движения ногами кролем на груди и на спине; плавание облегченными способами и т.д.
Не секрет, что оснащение бассейнов стандартным оборудованием невелико. Поэтому возникает необходимость создавать пособия и инвентарь своими руками, используя подручный материал. Так, обучая детей погружению в воду с головой, можно использовать тонущие игрушки (чтобы вызвать интерес у ребенка, помочь преодолеть страх и т.д.). Игрушки должны быть яркими и привлекательными, чтобы их можно было быстро отыскать под водой.
Из обычных пластмассовых игрушек можно сделать яркие дорожки, которые необходимы для разделения бассейна вдоль и поперек. Что будет служить отличным ориентиром при проведении подвижных игр и эстафет. Чтобы разнообразить упражнения, можно использовать любой спортивный инвентарь.
В завершении каждого занятия вместе с подведением итогов можно вручить детям подарки - сюрпризы (от Нептуна, Русалочки, Лешего, - морские ракушки, камешки, различные фигурки животных из пенопласта), которые будут поддерживать интерес детей к последующим занятиям. Целесообразно награждать детей, не только победивших в игре, эстафете, а также выполнивших технически правильно упражнения на учебно-тренировочных занятиях. Часто поощряются и те участники, которые очень старались, но в силу некоторых причин у них не все получилось, необходимо поддерживать любое достижение ребенка.
Можно включать в занятия по обучению детей плаванию физические упражнения в воде под музыку (элементы гидроаэробики и синхронного плавания). Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Занятия под музыку развивают у детей чувство ритма, пластику движений.Упражнения можно выполнять как без предметов, так и с ними. Например, с мячами, гимнастическими палками, обручами или игрушками. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции на воде для развлечений и праздников.
Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании. Выполнение движений в воде благоприятно для развития физических качеств, для укрепления иммунитета, для сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Вода уменьшает нагрузку на опорно-двигательный аппарат, что делает занятия в воде безопасными для неокрепшего детского скелета, одновременно создаёт дополнительную нагрузку при движениях в воде, поэтому мышцы укрепляются быстрее.