Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества

Разделы: Физика


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

Развивающие:

  • развитие навыков логического мышления, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, разрешать поставленные задачи и проблемы самостоятельно или работой в малых группах;
  • развитие речи и способности доказывать свою точку зрения, признавать правоту или опровергать ошибочное мнение собеседника;
  • развитие умения аргументировано отстаивать собственную точку зрения, умение слушать и слышать собеседника.

Обучающие:

  • систематизация и обобщение полученных физических знаний по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»;
  • формирование умений использовать полученные знания в различных ситуациях и условиях;
  • умение находить несколько вариантов решения одной и той же проблемы.

Воспитательные:

  • формирование целостного отношения к научным открытиям и достижениям;
  • формирование уважения к труду, умения прислушиваться к мнению собеседников, работать малыми группами;
  • формирование навыков коммуникативного общения.

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, выделять главное, использовать полученные знания в различных ситуациях.

Урок-игра сочетает в себе следующие виды деятельности:

  • выполнение индивидуальных заданий каждым из учащихся;
  • работа малыми группами, выполнение групповых заданий;
  • другие виды практической деятельности, позволяющие учащимся применять и использовать полученные знания в различных ситуациях.

Учебные игры отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Учащимся приходится играть свою роль в ситуациях, заложенных в содержании игры. Решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности, в том числе, в конфликтных ситуациях. В процессе игры возникает особый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Проведение урока-игры требует предварительной подготовки:

  • класс разбивается на 5 команд (малые группы), примерно равные по способностям;
  • необходимо специальная расстановка парт (2 парты друг к другу), при этом каждая команда имеет возможность общаться друг с другом, для решения поставленных задач, не мешая другим командам.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний.

Игра-разминка.

Задание 1 (для индивидуальной работы)

Составить определение физических величин, используя набор следующих терминов: с течением времени, мера, механическое, изменение, движение, инертность, положение тела, характеристика, относительно других тел, масса, в пространстве.

Правильный ответ:

Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Масса – это мера инертности тела.

Задание 2 (для индивидуальной работы)

Составить формулы, используя заданные обозначения физических величин:

m

V

S

a

t

c

υ

b

ρ

Правильный ответ:

1)  m=Vρ

2)  S= υt

3) V=abc

4)  ρ=m/V

5)  υ =S/t

6 ) t=S/ υ

Работа малыми группами.

Задание 3 (для групповой работы)

Распределить термины в 3 группы: мензурка, масса, метр в секунду, весы, объём, спидометр, килограмм, скорость, кубический метр.

Правильный ответ:

масса                       весы                       килограмм
объём                      мензурка                кубический метр
скорость                 спидометр             метр в секунд

Задание 4 (для групповой работы)

Даны рисунки, на которых допущены ошибки. Необходимо их исправить.

Оба шарика свинцовые

рис.1

m1 >m2

1-й шарик из свинца

2-й шарик из фарфора

рис.2

m1=m2

1-й шарик из железа

2-й шарик из алюминия

рис.3

m1=m2

1-й шарик из меди

2-й шарик из золота

рис.4

m1>m2

Правильный ответ:

Оба шарика свинцовые

рис.5

m1=m2

1-й шарик из свинца

2-й шарик из фарфора

рис.6

m1>m2

1-й шарик из железа

2-й шарик из алюминия

рис.7

m1>m2

1-й шарик из меди

2-й шарик из золота

рис.8

m1<m2

Задание 5 (для групповой работы)

Из перечисленных физических величин составить пары:

0,2 т

0,0002

кг

200 гр

2000

м³

200 см³

0,2

кг/м³

2 гр/см³

200

кг

Правильный ответ:

0,2 т

200

кг

200 гр

0,2

кг

200 см³

0,0002

м³

2 гр/см³

2000

кг/м³

Задание 6 (для групповой работы)

Решение задач.

  1. Скорость автобуса равна 20 м/с, а скорость гоночного автомобиля – 360 км/ч. Во сколько раз скорость гоночного автомобиля больше скорости автобуса?
  2. Длина земного экватора – 40000 км. За какое время можно пролететь вокруг Земли по экватору, если самолёт будет двигаться со скоростью 800 км/ч?
  3. Гарри Поттер за первые 2 часа пролетел на метле 70 км, а следующие 3 часа передвигаясь на экспрессе преодолел расстояние в 180 км. Какова средняя скорость передвижение Гарри Поттера?

Задание 7 (для индивидуальной работы)

Постарайтесь запомнить таблицу с буквами и воспроизвести её по памяти.

С

 

А

 

В

 

М

 

Е

 

Р

 

Я

А

С

Дополнительное задание: составить из букв таблицы два физических термина.

Правильный ответ:

Масса

Время

Задание 8 (для групповой работы)

Практическая работа

На вашей парте находятся линейка, и кусок мыла, на поверхности которого указана его масса. Определить плотность мыла в системных и внесистемных единицах измерения.

Правильный ответ:

m=200 гр

V=abc

ρ=m/v

4. Итоги урока:

Подводя итог урока-игры, учитель оценивает работу наиболее активных учащихся (при выполнении индивидуальных заданий), обращая внимание на логику, умение отстаивать собственную точку зрения, аргументировано доказывать свою правоту. Кроме этого, каждая команда за правильный ответ в групповом задании получает 2 балла, если она была первой и 1 балл – если был дан верный ответ. Подводятся рейтинговые бальные результаты каждой команды, отмечаются лучшие ответы. Все участники команды, набравшей наибольшее количество баллов получают отметку «отлично».

К работе прилагается презентация (Приложение 1).