Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Развивающие:
- развитие навыков логического мышления, умения выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, разрешать поставленные задачи и проблемы самостоятельно или работой в малых группах;
- развитие речи и способности доказывать свою точку зрения, признавать правоту или опровергать ошибочное мнение собеседника;
- развитие умения аргументировано отстаивать собственную точку зрения, умение слушать и слышать собеседника.
Обучающие:
- систематизация и обобщение полученных физических знаний по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»;
- формирование умений использовать полученные знания в различных ситуациях и условиях;
- умение находить несколько вариантов решения одной и той же проблемы.
Воспитательные:
- формирование целостного отношения к научным открытиям и достижениям;
- формирование уважения к труду, умения прислушиваться к мнению собеседников, работать малыми группами;
- формирование навыков коммуникативного общения.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, выделять главное, использовать полученные знания в различных ситуациях.
Урок-игра сочетает в себе следующие виды деятельности:
- выполнение индивидуальных заданий каждым из учащихся;
- работа малыми группами, выполнение групповых заданий;
- другие виды практической деятельности, позволяющие учащимся применять и использовать полученные знания в различных ситуациях.
Учебные игры отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Учащимся приходится играть свою роль в ситуациях, заложенных в содержании игры. Решения принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности, в том числе, в конфликтных ситуациях. В процессе игры возникает особый эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
Проведение урока-игры требует предварительной подготовки:
- класс разбивается на 5 команд (малые группы), примерно равные по способностям;
- необходимо специальная расстановка парт (2 парты друг к другу), при этом каждая команда имеет возможность общаться друг с другом, для решения поставленных задач, не мешая другим командам.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний.
Игра-разминка.
Задание 1 (для индивидуальной работы)
Составить определение физических величин, используя набор следующих терминов: с течением времени, мера, механическое, изменение, движение, инертность, положение тела, характеристика, относительно других тел, масса, в пространстве.
Правильный ответ:
Механическое движение – изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Масса – это мера инертности тела.
Задание 2 (для индивидуальной работы)
Составить формулы, используя заданные обозначения физических величин:
m |
V |
S |
a |
t |
c |
υ |
b |
ρ |
Правильный ответ:
1) m=Vρ
2) S= υt
3) V=abc
4) ρ=m/V
5) υ =S/t
6 ) t=S/ υ
Работа малыми группами.
Задание 3 (для групповой работы)
Распределить термины в 3 группы: мензурка, масса, метр в секунду, весы, объём, спидометр, килограмм, скорость, кубический метр.
Правильный ответ:
масса весы килограмм
объём мензурка кубический метр
скорость спидометр метр в секунд
Задание 4 (для групповой работы)
Даны рисунки, на которых допущены ошибки. Необходимо их исправить.
Оба шарика свинцовые m1 >m2 |
1-й шарик из свинца 2-й шарик из фарфора m1=m2 |
1-й шарик из железа 2-й шарик из алюминия m1=m2 |
1-й шарик из меди 2-й шарик из золота m1>m2 |
Правильный ответ:
Оба шарика свинцовые m1=m2 |
1-й шарик из свинца 2-й шарик из фарфора m1>m2 |
1-й шарик из железа 2-й шарик из алюминия m1>m2 |
1-й шарик из меди 2-й шарик из золота m1<m2 |
Задание 5 (для групповой работы)
Из перечисленных физических величин составить пары:
0,2 т |
0,0002 |
кг |
200 гр |
2000 |
м³ |
200 см³ |
0,2 |
кг/м³ |
2 гр/см³ |
200 |
кг |
Правильный ответ:
0,2 т |
200 |
кг |
200 гр |
0,2 |
кг |
200 см³ |
0,0002 |
м³ |
2 гр/см³ |
2000 |
кг/м³ |
Задание 6 (для групповой работы)
Решение задач.
- Скорость автобуса равна 20 м/с, а скорость гоночного автомобиля – 360 км/ч. Во сколько раз скорость гоночного автомобиля больше скорости автобуса?
- Длина земного экватора – 40000 км. За какое время можно пролететь вокруг Земли по экватору, если самолёт будет двигаться со скоростью 800 км/ч?
- Гарри Поттер за первые 2 часа пролетел на метле 70 км, а следующие 3 часа передвигаясь на экспрессе преодолел расстояние в 180 км. Какова средняя скорость передвижение Гарри Поттера?
Задание 7 (для индивидуальной работы)
Постарайтесь запомнить таблицу с буквами и воспроизвести её по памяти.
С |
|
А |
|
В |
|
М |
|
Е |
|
Р |
|
Я |
А |
С |
Дополнительное задание: составить из букв таблицы два физических термина.
Правильный ответ:
Масса
Время
Задание 8 (для групповой работы)
Практическая работа
На вашей парте находятся линейка, и кусок мыла, на поверхности которого указана его масса. Определить плотность мыла в системных и внесистемных единицах измерения.
Правильный ответ:
m=200 гр
V=abc
ρ=m/v
4. Итоги урока:
Подводя итог урока-игры, учитель оценивает работу наиболее активных учащихся (при выполнении индивидуальных заданий), обращая внимание на логику, умение отстаивать собственную точку зрения, аргументировано доказывать свою правоту. Кроме этого, каждая команда за правильный ответ в групповом задании получает 2 балла, если она была первой и 1 балл – если был дан верный ответ. Подводятся рейтинговые бальные результаты каждой команды, отмечаются лучшие ответы. Все участники команды, набравшей наибольшее количество баллов получают отметку «отлично».
К работе прилагается презентация (Приложение 1).