Цели урока:
- Образовательные. Углубление знаний учащихся о БСП, совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме, подготовка к ГИА.
- Развивающие. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Воспитательные.Способствовать воспитанию эстетического вкуса, помочь учащимся осознать суть подлинной доброты, с которой начинается человек, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
– Ребята, урок мы начнём со слов, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:
Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.
– Все ли слова знакомы и понятны? (Маета от русского существительного мая – «тяжёлая работа, мучение» посредством суффикса -ет).
– Запишите эпиграф в тетрадь. Сформулируйте главную мысль стихотворной строкой. (С доброты человек начинается).
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.
– Что означает это слово? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему).
– Подберите и запишите синонимы к этому слову. (Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание).
3. Задания по вариантам к эпиграфу.
1 вариант. Объясните правописание выделенных букв в словах, сформулируйте данную орфограмму.
2 вариант. Найдите и сформулируйте известные вам орфограммы. (Правописание окончаний глагола, непроизносимые согласные, правописание приставок, правописание гласных после шипящих). (Ответы учащихся)
– Слова какой части речи преобладают в стихотворной строфе? (Глаголы)
– Какую роль играют глаголы в этом тексте? (Побуждение к действию).
– Какие предложения использованы в стихотворении? Сколько их? (1-ое предложение с разными видами связи: бессоюзной и союзной, где использовано СПП предложение с придаточным местоимённо-определительным. 2-ое предложение – сложное бессоюзное, состоит из двух частей)
4. Опрос.
– Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями?
– Какие знаки препинания разделяют части БСП? (,;:-)
5. Конструирование предложений. (Раздаются карточки на каждую парту) Соберите рассыпавшиеся предложения. Есть ли среди них БСП?
- Дороже, доброе, сердце, титулов, всех. (Дороже всех титулов доброе сердце. Альфред Теннисон). Простое предложение.
- Обрадовалась, она, в, подарки, Маша, получала, раз, очень, первый. (Маша очень обрадовалась: она в первый раз получала подарки). БСП, второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.
- Меня, я, вдруг, кто-то, за, плечо, берёт, чувствую. (Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо). БСП, второе предложение дополняет первое.
(Проверка, обсуждение, вывод о постановке двоеточия в БСП)
6. В каких ещё конструкциях употребляется этот знак? На доске написаны предложения. Расставьте знаки, объясните их постановку.
Генрих Гейне сказал доброта всегда одержит верх над красотой. (Предложение с прямой речью)
Солнце светит одинаково всем и человеку и дереву и животному. (Предложение с однородными членами и обобщающим словом).
7. Схематический диктант. Узнай тип предложения.
- Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго. (БСП)
- Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели. (СПП с придаточным определительным)
- Добродетель отважна, и добро никогда не испытывает страха. (ССП)
- Мы знаем: главное предназначение человека – оставлять свой добрый след на земле. (БСП)
– Переконструируйте это предложение в СПП, определите вид придаточного. Как это сделать? (Выявление смысловых отношений в БСП производится с помощью постановки союзов)
- Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи. (СПП с придаточным места)
– Какое средство речевой выразительности использовано в этом предложении? (Фразеологизм).
– Да, вы знаете, что в текстах, которые мы используем для подготовки к итоговой аттестации, часто встречаются фразеологизмы. Но всегда ли мы знаем их значение и происхождение? Давайте познакомимся с некоторыми из них.
8. Индивидуальное задание с использованием рисунков.
– Как вы думаете, что общего во фразеологизмах 1) «зарубить на носу», 2) «остаться с носом», 3) «совать нос не в свои дела»? В этих фразеологизмах действуют омонимы.
В 1-м случае «нос» – устаревшее слово, которым называли дощечку, на которой делали памятные зарубки, заметки. Во втором «нос» означал приношение, подарок, который делал молодой человек родителям предполагаемой невесты. Если ему отказывали, он оставался «с носом», то есть обманывался в своих расчётах. Лишь в третьем случае «нос» означает часть лица.
9. Выпишите фразеологизмы из предложений на карточках и объясните их значение.
Одним словом, компьютерные игры – это палка о двух концах. Всё и так шло из рук вон плохо, а тут ещё это... И он готов был ради этого трудиться не покладая рук.
10. Выпишите только те предложения, в которых нужно поставить двоеточие, объясните.
(Карточки на каждой парте).
- Можно с уверенностью утверждать кто жесток с животными тот не может быть добрым с человеком.
- Доброта язык на котором немые могут поговорить и который глухие могут услышать.
- В.Сухомлинский писал: Делайте так чтобы людям которые вас окружают было хорошо.
- Доброта это так просто всегда жить ради других и никогда не стремиться только к личной выгоде.
- Да не устанем мы творя добро.
- Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.
- Все мы ценим добро лишь теряя его невозвратно говорил Томас Мор.
- Мы знаем главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле.
- Доброту свою дари всем друзьям родителям городу стране.
- Мудрость доброты в одном она не к себе а к людям ко всему окружающему.
- Желаешь себе добра не делай другому зла.
11. Работа с предложениями из художественного текста.
– Ребята, какое произведение мы изучаем сейчас на уроках литературы? (Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Я прошу моё место ненадолго занять вашу одноклассницу..., которая предложит вам свое задание. (Записать под диктовку несколько БСП предложений из романа, объяснить постановку двоеточия)
12. Подведение итогов, выводы.
- Чтобы поставить знак в БСП-ях, надо выразительно прочитать их, так как ПП в составе БСП в устной речи выделяются интонацией.
- Для постановки двоеточия необходима интонация, выражающая причинные, дополнительные, пояснительные отношения.
- Смысловые отношения легче установить при помощи союзов.
- Сфера употребления БСП – художественная и разговорная речь, эмоционально насыщенная, богатая разнообразными оттенками значений.
На следующем уроке мы научимся ставить тире в БСП.
13. Домашнее задание. Подготовка к ГИА, часть С (на выбор). Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно двоеточие» или сочинение-рассуждение с использованием БСП «Добрый человек в моём понимании». Объём не менее 50 слов.
14. 3аключительное слово учителя.
Сегодня мы говорили с вами о таком качестве человека как доброта. Помните: с доброты человек начинается.
Безмерное богатство – доброта.
И пусть её надолго хватит.
Человек настоящий всегда
Щедро добро своё тратит.