Методическая цель: развивать умение анализировать, сопоставлять, проводить сравнения и аналогии, выдвигать гипотезы, предположения, составлять алгоритмы, используя элементы деятельностного подхода, личностно-ориентированной технологии, проблемного обучения на этапе объяснения и закрепления нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
- Повторить написание букв о-ё после шипящих и ц;
- Научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи;
- Сформировать и закрепить навык выбора данной орфограммы;
- Закрепить понятия алгоритма и исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритма;
- Совершенствовать навыки формального исполнения алгоритма, умения использования алгоритмов при проверке орфограмм.
Развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, устной и письменной речи;
- Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, выполнять тестовые задания;
- Формировать и развивать коммуникативные, информационные и учебно-познавательные компетенции;
- Устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса.
Воспитательные:
- Воспитывать творческие способности учащихся, внимание на уроке;
- Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе;
- Развивать познавательный интерес к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование:
- Презентация к уроку: «Правописание гласных О-Е после шипящих и Ц ».
- Компьютерные тесты: «Правописание гласных О-Е после шипящих и Ц ».
- Компьютеры.
- Проектор.
- Учебник. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф. Греков.
- Раздаточный материал.
- На доске прикреплены слова: ж…лтый, ш…л, горяч…, руч…нка, монтаж…м, печ…м.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение темы урока:
а) С6ор материала (подготовка к построению алгоритмов);
б) Анализ материала (удаление лишней информации);
в) Работа с алгоритмами. - Закрепление нового материала (выполнение заданий по русскому языку).
- Мониторинг знаний с применением ПК
- Рефлексия.
- Объяснение домашнего задания.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Ход урока
I. Организационный момент.
установка на восприятие материала, постановка целей урока.
Преподаватель информатики: Многие говорят, что в наше «компьютерное» время люди становятся все более и более безграмотными. Кто-то из вас, наверное, думает «Ой, ну зачем я буду учить столько правил по русскому языку. Компьютер мне все исправит».
Преподаватель русского языка: Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность? Ребята, сегодня мы хотим вам показать, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в нашем лицее.
Преподаватель информатики: Для этого мы решили провести необычный урок.
II. Повторение пройденного материала.
Преподаватель информатики: Начиная с первого класса, вы учились размышлять, планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно, т. е. действовать согласно алгоритму. А что же такое алгоритм?
Учащийся: Четкая последовательность действий, приводящая от исходных данных к результату.
Учитель информатики: А кто такой исполнитель?
Учащийся: Тот, кто может исполнить данный алгоритм.
Преподаватель информатики: Какие бывают алгоритмы?
Учащийся: Циклический, разветвлённый, линейный.
Преподаватель информатики: Какие способы записи алгоритма вам известны?
Учащийся: Графический, на алгоритмическом языке, словесный, программный.
Преподаватель русского языка: Как вы думаете, для чего нужны алгоритмы на уроке русского языка? Как они могут нам помочь при изучении правил?
Учащийся: Обычно правила по русскому языку объемные, состоят из пяти и более пунктов, поэтому их сложно запомнить. Алгоритм упрощает правило.
Учащийся: При помощи алгоритмов правило легче запомнить.
Учащийся: При составлении алгоритмов мы выделяем только самое главное, важное в правиле.
Преподаватель русского языка: Я с вами совершенно согласна: теоретический материал удобнее осваивать при помощи алгоритмов. Вспомните, а какие правила мы с вами изучали при помощи алгоритмов?
Учащийся: Правописание чередующейся гласной в корне слова.
Учащийся: Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.
Преподаватель русского языка: Посмотрите внимательно на доску, вы видите слова с пропущенными орфограммами. Итак, давайте вместе подумаем, какие буквы здесь пропущены. (работа со словами)
Преподаватель русского языка: Подумайте, какое из представленных на доске слов можно встретить в терминологии вашей профессии?
Учащийся: монта́ж.
Преподаватель русского языка: назовите лексическое значение слова «монтаж» (работа со словарём)
- Сборка и установка машин, сооружений, конструкций и т.п. из готовых частей.
- Составление единого целого из отдельных частей, подбираемых по определенной теме или плану.
- Литературное, музыкальное и т.п. произведение, составленное путем подбора и соединения различных произведений или их частей в единую композицию.
Преподаватель русского языка: Подберите синонимы к слову «монтаж» (Сборка, компоновка, ассемблирование, установка, подгонка, соединение; монтировка, монтирование). А антоним? ( Разборка)
Преподаватель информатики: Встречается ли слово «монтаж» в вашей профессии? Приведите примеры.
- монтаж узла учета тепловой энергии (теплосчетчики);
- монтаж запорной арматуры;
- монтаж пластинчатых теплообменников;
- монтаж циркуляционных насосов.
Преподаватель русского языка: Вернемся к нашим словам. Сделайте вывод, какую тему урока мы сегодня с вами будем изучать?
Учащийся: правописание букв О – Е после шипящих и Ц (слайд 1)
(Запись темы на доске и в тетрадях)
Преподаватель русского языка: Ребята, зная тему, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.
Учащийся: Вспомнить правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в и научиться писать правильно слова с данной орфограммой.
Преподаватель русского языка: Правильно, сегодня на уроке мы должны (слайд 2)
- повторить правило правописания букв О – Е после шипящих и Ц;
- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
- объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц.
Преподаватель информатики: А теперь сформулируйте цели урока по информатике (слайд 3)
- закрепить понятия алгоритма и исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритма;
- совершенствовать навыки формального исполнения алгоритма, умения использования алгоритмов при проверке орфограмм.
III. Объяснение темы урока.
А) С6ор материала (подготовка к построению алгоритмов)
Преподаватель русского языка: Давайте вспомним, в каких частях слова, каких частей речи может встретиться орфограмма «О, Е, Ё после шипящих и Ц»
Учащиеся:
Части слова – корень, суффикс, окончания
Части речи – существительное, прилагательное, наречие, причастие, глагол.
Преподаватель русского языка: Каковы опознавательные признаки данной орфограммы? Как вы узнаете ее «в лицо»?
Учащийся: в речи – шипящий звук, на письме – шипящая буква перед орфограммой,
Преподаватель русского языка: Значит, чтобы правильно решить задачу по выбору верной буквы, вы должны знать определенные правила. Давайте вспомним эти правила. Поможет нам в этом алгоритм, с помощью которого мы объединим все правила.
Б) Анализ материала (удаление лишней информации).
Преподаватель русского языка: Прочитайте слова в 1-м и 2-м столбиках: (слайд 4)
Стереж..т | блюдц_ | |
калач..м | певуч_ | |
морж_вый | горош_к |
В словах какого столбика написание буквы после шипящей не вызовет у вас затруднений?
Учащийся: В словах 2-го столбика.
Преподаватель русского языка: Давайте вместе подумаем, почему это происходит. Что общего в словах каждого столбика и чем различаются слова двух столбиков? (Ответы учащихся)
Преподаватель русского языка: Мы пришли к выводу, что в написании слов, где гласная после шипящей безударная, ошибиться трудно – эта гласная всегда Е. Значит, эти случаи мы с вами можем не учитывать. Нас будут интересовать только слова с ударной О или Ё после шипящей. (Вывод записать в тетрадь) (слайд 5)
В) Работа с алгоритмами
Преподаватель информатики: Посмотрите на карточки с алгоритмами (см. Приложение 1, алгоритм 1). Каким способом записан этот алгоритм? Почему вы так решили?
Учащийся: Графический. Алгоритм записан с помощью геометрических фигур.
Преподаватель информатики: Какой это вид алгоритма? Почему вы так считаете?
Учащийся: Циклический, так как есть повторяющиеся действия. Разветвляющийся, т.к. имеется поставленное условие.
Преподаватель информатики: посмотрите на экран (объяснение алгоритма 2).
(слайд 6)
Преподаватель русского языка: Вы знаете, что в каждом правиле есть исключения. Прежде чем мы с вами выполним задание на орфограмму « Гласная о-е после шипящих в корне слова» нужно вспомнить и записать в тетрадь слова-исключения. (слайд 7)
Преподаватель русского языка: А сейчас, используя алгоритм 2 (см. Приложение 1, алгоритм 2), мы закрепим наше правило. Задание (слайд 8)
капюш..н | печ..нка | крыж..вник | ||
ш..рох | уч..ба | ш..рстка |
Преподаватель информатики: Посмотрите алгоритм 3 (см. Приложение 1, алгоритм 3). Обратите внимание: здесь есть пропуски. Ваша задача – восстановить исходный алгоритм.
Преподаватель информатики: Проверим, как вы справились с заданием. (слайд 9)
Преподаватель русского языка: Задание: распределите слова в колонки таблицы (корень, суффикс, окончание) (письменно). (Слайд 10)
Задачей, шепот, шелк, причёска, грачом, одежонка, плащом, ежовый, вооружённый
Проверим! (Слайд 11)
Преподаватель русского языка: Давайте вспомним, как называется тема нашего урока? Мы с вами забыли про букву ц.
Преподаватель информатики: Вы уже получили нужные знания, а сейчас ваша задача – составить алгоритм самостоятельно (см. Приложение 1, алгоритм 4).
Правило см. на экране. (Слайд 12)
Кто справился с заданием, тот отвечает. (слайд 13)
Преподаватель русского языка: Задание: вставьте пропущенные буквы (устно) (Слайд 14)
Лиц…, зеркальц…, здоровьиц…, танц…вать, свинц…вый, ситц…вый, окольц…ванный, ц…мент, конц…вка, отц…в, перц…вый, танц…р.
Преподаватель русского языка: А сейчас проведем эксперимент. Откройте учебник на стр.87, прочитайте правило. Сделайте вывод, какой вариант изучения темы вам больше нравится. Почему? (ответы учащихся)
IV. Закрепление нового материала (выполнение заданий по русскому языку).
Преподаватель русского языка: Давайте поможем гипотетическому мальчику Васе Ошибкину, который пропустил тему сегодняшнего урока (работа у доски, учащийся исправляет ошибки)
Камешек, врачем, овражек, утюжек, орешек, внучок, червячок, мячем, шорох.
Преподаватель русского языка: предлагаю вам поиграть в игру «Назови другим словом» (слайд 15-19). По толкованию лексических значений узнайте слово и объясните правописание гласной в корне после шипящих.
- Суп со свеклой называется – борщом.
- Небольшой лес иначе называют – рощей.
- Человека, лечащего людей – врачом.
- Тихая речь – шёпотом.
- Наездник на скачке – жокеем.
Преподаватель русского языка: А сейчас вернёмся к нашим словам на доске. Зная правила, объясните правописание пропущенных орфограмм.
V. Мониторинг знаний с применением компьютера.
Преподаватель информатики: А сейчас мы с вами закрепим полученные знания за ПК, но прежде повторим правила безопасности. Занимайте места за компьютерами, но помните, если для выполнения заданий вы будете пользоваться алгоритмами, ваша оценка будет на балл ниже. (выполнение учащимися контрольного теста за ПК) (см. Приложение 2)
VI. Рефлексия.
Преподаватель информатики: Ребята, вам понравился наш совместно проведённый урок? Почему? Помогли ли вам алгоритмы при изучении темы?
Преподаватель русского языка: Какое правило сегодня мы изучили? Достигли ли мы поставленных вами целей?
VII. Объяснение домашнего задания.
Творческая работа. Составить предложения, используя словосочетания со словами на изучаемую орфограмму.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Спасибо за урок!