Конспект интегрированной совместно организованной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя с детьми с ЗПР подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Систематизировать представления детей о русской народной сказке.

Задачи:

  • Познакомить детей с «Волшебными»  сказками, закрепить умение различать литературные жанры.
  • Развивать личностные характеристики детей, мышление, память, мелкую моторику. Активизировать монологическую, диалогическую речь.
  • Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.

Индивидуальные задачи:

  1. Развивать инициативность у Кирилла З., Николаса К., Ромы Г.
  2. Развивать ответственность у Виолетты Ф., Лии Т., Серёжи А.
  3. Развивать самостоятельность у Леры Р., Арины П.
  4. Развивать коммуникативные навыки у Оли К., Виолетты Ф., Германа З.
  5. Развивать речевую выразительность, снять страх выступления перед детьми у Наташи Ю., Николаса К.

Предварительная  работа: Чтение и прослушивание грамзаписи народных и авторских сказок «Теремок», «Гуси лебеди», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Телефон»К.И.Чуковского, и т. д. Выставка  рисунков по сказкам. Подготовка геометрических фигур для моделирования сказок. Заучивание детьми загадок. Подбор русских народных сказок, закличек.  Показ кукольного театра. Создание игровой среды.

Оборудование: карта-маршрут; для интерьера: самовар, керосиновая лампа, вышитые салфетки, рушник,  дорожка, скамейки, прялка;  аудиозапись «В гостях у сказки»; индивидуальные зеркала;  счётные палочки; диск с мультфильмом «Гуси-лебеди»; заготовки кокошников и балалаек; клей, кисточки, ножницы, цветная бумага.

Ход путешествия

I. Организационный момент. Психогимнастика.

Д-г:  Дети, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу .Ребята а мы с вами ещё не сделали разминку для нашего язычка.

II. Основная  часть.

1. Артикуляционная гимнастика: (с индивидуальными зеркалами).

Каждый день зарядку делай перед зеркалом, шутя! Наша сказка – вам подсказка,

Вот проснулся  Язычок, выглянул в окошко. Видит: спинку выгнула розовая кошка.

(упражнение «Горка»)

Ну -ка, детки, с Язычком вместе покатаемся! Поиграем в паровозик и поулыбаемся: "И – у! И – у! И – у!"( упражнение «Улыбочка»– «Трубочка»).

Расстелил половичок  на крылечке Язычок. Взял он клещи, взял топор, и пошел чинить забор. (упражнение «Лопаточка»)

– Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

– Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек. (упражнение «Постучать кончиком языка по верхним зубам»)

– Светит солнышко с утра – в гости к бабушке  пора! Бабушка внучат  весело встречает. Чай им всем с вареньем тут же предлагает. (упражнение «Варенье»)

– Ох, устал наш Язычок, лёг в кроватку на бочок; Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья! (упражнение «Накажем непослушный язычок»)

– Вот теперь, я думаю, что мы можем отправиться в путешествие по сказкам.

А на чём же мы отправимся? (Ответы детей).

2. Работа со счётными палочками.

Д-г: Чтобы добраться до места, необходимо определить маршрут. Вот он. И чтобы мы попали в сказку, пусть каждый выложит сапоги-скороходы. Чтобы мы непременно в неё попали. (дети  под музыку выкладывают, затем перемещаются в другую часть группы, где их встречает воспитатель-сказительница).

В-ль:  Заходите гости дорогие.
Всех Вас приглашаю
Всех зову ребятишек: девчонок и мальчишек.
Будем сказки рассказывать, старину вспоминать.

– Должно быть, вы любите читать или слушать сказки?

Д-г:  Вспомните, пожалуйста, какие самые первые сказки читала вам мама? (Ответы детей).

Д-г:  Простые, легко запоминающиеся сказки. Шло время, вы подрастали и вместе с вами  «подрастали» сказки, которые вам читали взрослые.

– Какие это сказки? (ответы детей).

3. Игра «Замени слово».

В-ль: Представьте себе долгий зимний вечер в небольшой деревушке. В избе горит вот такая лампа (керосиновая). Женщины и девушки занимаются рукоделием: вышивают, шьют, вяжут, а на  тёплой печи вокруг бабушки собрались ребятишки, которые затаив дыхание, слушают сказку. Давайте и мы сейчас зажжем лампу, чтобы она освещала нашу избу. И  поиграем в игру. Я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовёте, так как говорят сейчас.

Очи – глаз; изба – дом; рушник – полотенце; лучина – лампочка; колыбелька – кровать; кушак – пояс; чугунок – кастрюля; картуз – кепка.

В-ль: Бывали в русских деревнях замечательные сказительницы. За сказкой незаметно пролетал зимний, долгий вечер. Сказки передавались из уст в уста, от бабушки – к внукам и правнукам; каждая сказительница рассказывала сказку немного по-своему, что-то добавляла от себя, что-то пропускала. Поэтому мы не знаем, кто же автор этих сказок и называем мы их русскими народными.

4. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

Д-г: Ребята мы – то с вами знаем много сказок  и сейчас давайте расскажем про них нашими пальчиками.

Будем пальчики считать,                (Дети  поочередно загибают пальчики.
 Будем сказки называть                  На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
 Рукавичка, Теремок,
 Колобок – румяный бок.
 Есть Снегурочка – краса,
 Три медведя, Волк – Лиса.
 Не забудем Сивку-Бурку,
 Нашу вещую каурку.
 Про жар-птицу сказку знаем,
 Репку мы не забываем
 Знаем Волка и козлят.
 Этим сказкам каждый рад.

Д-г: Почему они называются народными? (Д: Потому что их сочинил русский народ.)

Д-г: У каждого народа свои сказки, свои излюбленные герои.

Д-г: Кто главный герой многих русских народных сказок? (сестрица Алёнушка, Иван-царевич, Иванушка-дурачок и т. д.).

5. Упражнение  «Подбери слово».

Д-г: Во многих русских народных сказках герои – животные.  Народ  всегда с уважением относился к диким  животным, он уважал их за силу и мужество. Назовите этих животных. (ответы детей).  У каждого зверя свой характер. Давайте с вами вспомним,  какими словами пользовались  рассказчики, когда давали характеристику героям сказок  о животных? Кто больше подберет слов, отвечая на вопрос.

– Какой заяц? – Трусливый, косой, серый, быстрый.

– Какой волк? – Злой, хищный, серый, зубастый, клыкастый, лохматый.

– Какой медведь? – Неуклюжий,  косолапый, мохнатый, большой, добрый.

– Какая лиса? – Хитрая, коварная, рыжая.

Д-г:  Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей.) Звучит  музыка «В гостях у сказки», дети  переходят  к доске, где расположен план проекта.

Д-г: Расскажите-ка  нам, детки, к чему вы готовитесь? (К развлечению «В мире сказок и чудес»).

Д-г:  А что вы узнали?  (Читали сказки, смотрели мультфильмы, провели праздник каляды, сочиняли сказки, рисовали).

6. Зарядка для глаз.

Д-г: Какую большую работу вы проделали  и сейчас я вам предлагаю сделать зарядку для глаз.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!
Наши глазки отдыхают,                        упражнение выполняют (глаза закрытые).
А теперь мы их откроем
Через речку мост построим                  (открывают глаза, взглядом рисуют мост).
Нарисуем букву “О”, получается легко…        (глазами рисуют букву “О”).
Вверх поднимем, глянем вниз                          (глаза поднимаем вверх, опускаем вниз).
Влево, вправо повернем                                    (глаза смотрят влево, вправо),
Заниматься вновь начнем.                                  (глазами смотрят вверх, вниз).

Д-г: Что  у нас дальше по маршруту? (Смотрят карту маршрута).

7. Викторина. 

В-ль:  Ребята у меня к вам есть несколько вопросов. Вы согласны на них ответить?

– Назовите обувь и одежду, которую носили в давние времена? (лапти, рубаха, шаровары, сарафан.)

– Какое в сказках  главное число? (три)

– Назовите сказки, в которых встречается лиса?

– Есть ли на картинке животное, которое не упоминается в сказке «Петух да собака?»

Назовите его.

– Какие предметы быта вы видели в крестьянской семье?

– Из какой сказки эти слова?

Алёнушка, сестрица моя
Выплынь,  выплынь  на бережок
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные, ножи точат булатные,
Хотят меня  зарезати!

– Посмотрите мультфильм. Как называется сказка? У кого просила девочка помощи?

– Кто приходит на помощь вам, когда бывает трудно?

8. Физминутка: «Заря-Заряница».

В-ль: Вижу я, вы хорошо знаете сказки. Ребята, вы, наверное устали, я вам предлагаю немного отдохнуть. Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Заря– Заряница».

«Заря-Заряница, красная девица.  Водящий всегда пытается незаметно положить кому-нибудь
По полю ходила, ключи обронила.   из игроков сзади «ключи».
Ключи золотые, ленты голубые,       Тот участник, кому подложили «ключи», сразу же
Кольца завитые, по полю пошла».      быстро бежит за водящим и бьет его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!»

В-ль: Ну вот мы с вами прошли ещё одну станцию. Вы можете мне сказать, какие сказки  мы различаем? (бытовые, о животных)

9. Сообщение о волшебных сказках.

В-ль: Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком.  В старину русский народ любил сочинять  волшебные  сказки. У Германа было домашнее задание, он сделает сообщение о волшебных сказках.

Сообщение Германа. Мы различаем сказки бытовые и сказки о животных. Сказки о животных очень древние, но ещё древнее – волшебные сказки. Их герои пользуются коврами-самолётами и шапкам – невидимками, добывают «живую и мёртвую воду», побеждают Змея-Горыныча. Помогают сказочным героям Серый волк, Сивка-бурка, Щука. В них обязательно находят место превращения и волшебные вещи. А вы знаете волшебные вещи?

10. Игра «Собери картинку».

В-ль: Ребятки, я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку» и сказать Герману, какие волшебные вещи мы знаем.

В-ль: Вы не забыли к чему мы готовимся? (К празднику сказок).

В-ль: Хотите стать сказочниками? (Ответы детей).

В-ль: Тогда я предлагаю вам приготовить кокошники и балалайки для нашего праздника.

11. Продуктивная деятельность детей. Аппликация. Дети рассматривают предметы. Девочки украшают кокошники с воспитателем, мальчики делают балалайки с дефектологом.