Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть слова, работать над составом слова;
Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.
Необходимое оборудование и материалы:
- учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина),
- мультимедийный проектор, презентация в слайдах (Презентация.ppt),
- карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход урока
Этапы и содержание урока | Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока |
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. – Прочитайте девиз урока (на доске)
– Как понимаете слова? |
- самоопределение (Л); - планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К). |
Актуализация знаний Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока: изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата. 1. Словарная работа. - Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они. Слайд 2.
- Что вы знаете о снегирях? - Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. - Как запишите слово снегирь? Слайд 3. Снегирь - Можно ли проверить написание? - Назовите орфограммы? - Определите корень слова. - Что знаете о корне? - Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова). - Как правильно подобрать однокоренные слова? - Подберите. (Варианты детей). - В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова - ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем. вьюрковых с красной грудью (у самцов). Красногрудые снегири. За окном свистят снегири. см. Снегирь. - и; ж. Разг. Самка снегиря. - В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. - Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята). - Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-). - Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс). - Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования новых слов). - Что мы повторили? Для чего мы это делали? 2. Пробное действие На экране текст, у каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с комментированием.) Слайд 4 Снегири. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. - Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст). - Назовите однокоренные слова, выделите корень. - Что изменилось в словах? - Менялся ли при этом смысл слов? - Прочитайте полученные предложения. - Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей). 3. Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. - Какое задание надо было выполнить? - Что вызвало затруднение? Почему? - Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…). - Сформулируйте тему урока. - Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-). - В какой части слова происходят изменения? (В окончании). - Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить). 4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания. - С какой частью речи мы работали? - Определите цель и тему урока. - С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник). 5. Реализация построения проекта. Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. - Откройте учебник, на стр.121 прочитайте название раздела. (Части слова и окончание). - Над чем задумался Афанасий? (Что такое окончание и основа). Работа в группах. - Прочитайте правила на стр. 122, 123 и составьте опорную схему, следуя алгоритму. Слайд 5 Ответить на вопросы: Изменяемая или не изменяемая часть слова Чтобы найти… 3нак Защита опорных схем в группах. - Что вы можете сказать про окончание? - Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? - Для чего служит окончание? - Вернёмся к нашим словам и выделим окончание. Слайд 6. - Что такое основа? Как найти основу? Слайд 7. - Выделите в словах основу. - Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу? Физминутка для глаз Проследите глазами за полётом снеговика. Слайд 8. 6. Первичное закрепление знаний. Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий. Работа с учебником. Работа выполняется в тетради. Упр.175 стр. 121 - Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложения из слов каждой группы. - Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях. Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении? - Выделите окончание и основу в словах. Проверка. Слайд 9. Звучит нежная мелодия вальс. Она пробуждает в душе светлые чувства. - Теперь вы сможете находить основу слова и окончание? 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ. - Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно. Задание на карточках Измени слово снегирь используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу. Слайд 10. - Проверьте свою работу.
- Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения “-”. - У кого остались затруднения? Что осталось непонятным? - Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать? - Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? - Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? - Как найти в слове окончание? Что такое основа лова? 8. Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание. - Какую цель мы ставили? - Достигли цели? - К какому выводу пришли? - Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? - Над чем еще надо поработать? - У кого не было затруднений по новой теме? - Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд 11. - Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим. Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке. (Дети показывают смайлики-оценки). Слайд 12. Домашнее задание: изменить слова синица и воробей с помощью окончаний. Выделить в словах окончание и основу. |
- извлечение необходимой информации из текстов (П); - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К).
- выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р).
- постановка и формулирование проблемы (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К).
- самоопределение (Л); - анализ, обобщение (П); - учёт разных мнений (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
- поиск необходимой информации (П); - анализ, классификация (П); - подведение под понятие (П).
- извлечение из текстов необходимой информации (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - волевая саморегуляция (Р); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- выполнение действий по алгоритму (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- выполнение действий по алгоритму (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).
- анализ, обобщение (П). - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л); |
Дополнительная необходимая информация. | УУД- универсальные учебные действия. Л – личностные; К – коммуникативные; Р – регулятивные; П – предметные. |
В помощь учителю | |
Использованные источники и
литература 1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс., 2011. – 144с.: илл. 2. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной/авт.-сост. Л.И.Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 279с. 3. www.zaycev.net – Звуки природы – пение птиц. 4. artnow.ru – рисунок снегири. 5. liveinternet.ru-фото снегиря. 6. Современный толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова. |
|
Обоснование, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа. | Наглядность позволяет детям понять что такое окончание и основа слова, меньше времени уходит на проверку и взаимопроверку, есть возможность вывести выводы на слайдах. |