Понятие об окончании и основе слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове, сделать вывод, что основа слова неизменяемая часть слова, работать над составом слова;

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина),
  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах   (Презентация.ppt),
  • карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока

Этапы и содержание урока Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока
Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

– Прочитайте девиз урока (на доске)

  • Делу время, потехе час.

– Как  понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!

 

 

 

- самоопределение (Л);

- планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока: изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.

1. Словарная работа.

- Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они.

Слайд 2.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)

- Что вы знаете о снегирях?

- Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.

- Как запишите слово снегирь?

Слайд 3.

Снегирь

- Можно ли проверить написание?

- Назовите орфограммы?

- Определите корень слова.

- Что знаете о корне?

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).

- Как правильно подобрать однокоренные слова?

- Подберите. (Варианты детей).

- В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова

Снегирь

- ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем. вьюрковых с красной грудью (у самцов). Красногрудые снегири. За окном свистят снегири.

Снегириный

см. Снегирь.

Снегириха

- и; ж. Разг. Самка снегиря.

- В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова.

- Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята).

- Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир-).

- Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс).

- Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования новых слов).

- Что мы повторили? Для чего мы это делали?

2. Пробное действие

На экране текст, у каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с комментированием.)

Слайд 4

Снегири.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.

- Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст).

- Назовите однокоренные слова, выделите корень.

- Что изменилось в словах?

- Менялся ли при этом смысл слов?

- Прочитайте полученные предложения.

- Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.

- Какое задание надо было выполнить?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).

- Сформулируйте тему урока.

- Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания.

- С какой частью речи мы работали?

- Определите цель и тему урока.

- С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник).

5. Реализация построения проекта.

Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

- Откройте учебник, на стр.121 прочитайте название раздела. (Части слова и окончание).

- Над чем задумался Афанасий? (Что такое окончание и основа).

Работа в группах.

- Прочитайте правила на стр. 122, 123 и составьте опорную схему, следуя алгоритму.

Слайд 5

Ответить на вопросы:

Изменяемая или не изменяемая часть слова

Чтобы найти…

3нак

Защита опорных схем в группах.

- Что вы можете сказать про окончание?

- Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Для чего служит окончание?

- Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

Слайд 6.

- Что такое основа? Как найти основу?

Слайд 7.

- Выделите в словах основу.

- Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?

Физминутка для глаз

Проследите глазами за полётом снеговика.

Слайд 8.

6. Первичное закрепление знаний.

Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.

Работа с учебником.

Работа выполняется в тетради.

Упр.175 стр. 121

- Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложения из слов каждой группы.

- Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях. Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении?

- Выделите окончание и основу в словах.

Проверка. Слайд 9.

Звучит нежная мелодия вальс.

Она пробуждает в душе светлые чувства.

- Теперь вы сможете находить основу слова и окончание?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.

- Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

Задание на карточках

Измени слово снегирь используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.

Слайд 10.

- Проверьте свою работу.

  • про снегиря
  • к снегирю
  • со снегирём
  • о снегире

- Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения “-”.

- У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?

- Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?

- Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?

- Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?

- Как найти в слове окончание? Что такое основа лова?

8. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления;

организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Слайд 11.

- Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

Слайд 12.

Домашнее задание: изменить слова синица и воробей с помощью окончаний. Выделить в словах окончание и основу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

- постановка и формулирование проблемы (П);

 

 

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

 

 

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К).

 

 

 

 

 

- самоопределение (Л);

- анализ, обобщение (П);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

 

 

 

 

 

- поиск необходимой информации (П);

- анализ, классификация (П);

- подведение под понятие (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- извлечение из текстов необходимой информации (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

 

 

 

 

 

 

 

- выполнение действий по алгоритму (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выполнение действий по алгоритму (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

 

 

 

 

 

- анализ, обобщение (П).

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

Дополнительная необходимая информация. УУД- универсальные учебные действия.

Л – личностные;

К – коммуникативные;

Р – регулятивные;

П – предметные.

В помощь учителю
Использованные источники и литература

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс., 2011. – 144с.: илл.

2. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной/авт.-сост. Л.И.Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 279с.

3. www.zaycev.net – Звуки природы – пение птиц.

4. artnow.ru – рисунок снегири.

5. liveinternet.ru-фото снегиря.

6. Современный толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова.

Обоснование, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа. Наглядность позволяет детям понять что такое окончание и основа слова, меньше времени уходит на проверку и взаимопроверку, есть возможность вывести выводы на слайдах.