Урок окружающего мира "Просвещение в Древней Руси". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Познакомить учащихся с историй возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историй происхождения алфавита, с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
  • Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16век).
  • Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывать уважение к культуре русского народа.

Ход урока

I. Организация

Мне очень приятно вас всех видеть на уроке. Желаю вам хорошего настроения, творческих успехов, новых открытий! Нам предстоит найти ответы на многие исторические вопросы. Сегодня вы будете в роли “ учёных исследователей”. Поможет совершить путешествие в прошлое машина времени – компьютер и творческая группа “ учёных”.

II. Повторение изученного

  • Что такое летопись?
  • Кто ввёл летопись?
  • Кто доставлял сведения летописцу?
  • Что такое “красная строка”?
  • Какие литературные памятники знаете?
  • О чём они рассказывают?

III. Введение в тему урока

Внимание на экран перед вами таблица. В ней зашифрованы темы урока. Расшифруйте её. Начните с левой нижней клеточки. Ходить можно по прямой, вверх, вниз, вправо, влево. Наискосок нельзя.

Слайд 1. Тема урока в зашифрованной таблице.

Слайд 2. Название темы урока.

IV. Постановка цели урока

Сформулируем цель урока.

Вставьте в предложения, записанные на доске, пропущенные слова.

Слайд 3.

V. Изучение темы

А теперь перенесёмся в Древнюю Русь. Посмотрите на экран

Слайд 4. Древняя Русь.

В какие века Русь называли Древней?

Откройте учебник страница 64 , прочитайте тему.

Учёные исследователи работают по группам. Прочитайте текст на с. 64 и найдите ответы на вопросы.

Слайд 5. Задание по группам.

1 группа

  • Когда на Руси появились первые школы , с правлением какого князя это было связано?

2 группа

  • Была ли на Руси письменность в X веке? Какими фактами это можно доказать?

3 группа

  • Сочините рассказ Яков и Максим друзья

Ответы учащихся по группам (вопросы на экране)

При ответе учащихся первой группы слайд 6

VI. Выступление творческой группы “учёных- историков”.

Творческая группа приведёт нам факты, подтверждающие, что в Древней Руси дети могли читать и писать.

Ученик делает сообщение.

Слайд 6. город Новгород XIII в.

Вопросы после сообщения

  1. Из чего сделаны были тетрадки Онфима? Чем он писал? Почему не использовал бумагу и пергамент?

Слайд 7. Рисунок Онфима.

Онфим выписывал азбуку, списывал образцы деловых писем, а заодно нарисовал себя – всадника, поражающего зверя и написал: Онфим.

Исписанные кусочки бересты, которые находят археологи, называют берестяными грамотами, (рис. с 64)

Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые личные письма, просьбы, приказания, есть даже записочки, где юноша просит девушку выйти за него замуж.

  • Для чего ученые ищут берестяные грамоты?

О том, как создавали первые книги, расскажет ученый-историк (выступление ученика)

Слайд 8. Древняя книга.

  • Вопросы после сообщения.
  • На чем раньше писали книги? Чем?
  • Сколько времени писалась книга?
  • Какой был переплет?
  • Как относились люди к книгам?

VII. Словарная работа.

  • Объясните значения слов.

Слайд 9. Береста, берестяные грамоты, пергамент.

(после того, как учащиеся сами дали определения)

Слайд 10. Даны определения слов: береста, берестяные грамоты, пергамент.

Прочитайте определения.

VIII. Работа по картине Б.М. Кустодиева “Школа Московской Руси”.

Машина времени переносит нас в Московскую Русь.

Слайд 11. Московская Русь.

  • Назовите период существования Московской Руси.

Откройте учебник на с. 66. Рассмотрите картину.

  • Кто написал?

Художник Б.М. Кустодиев поможет представить нам школу Московской Руси.

Слайд 12. Портрет Б.М. Кустодиева.

Слайд 13. Картина “Школа Московской Руси”.

Прочитайте рубрику “Картинная галерея”.

Ответьте на вопросы:

  • Что особенного в классах?
  • Что делают ученики? Сколько их?
  • Как вы думаете, как они относятся к учению?
  • Что делают два мальчика, изображенные художником отдельно?
  • Расскажите об учителе.

Во главе стола пожилой мужчина, одетый в рясу. Это священник. Он обучает детей. За обучение нужно платить, поэтому учились дети состоятельных родителей.

Раньше в школы тоже были правила, которые должны соблюдать ученики.

IX. Порядки в школе

Порядки в школе были строгие, в одном из азбуковников (по нашему – букварь) ребятам дается наказ.

Слайд 14. Поведение в школе

Но правило правилами, а все же “пхание”, “битие” и прочие детские “глумления” тоже случались. И тут шла в ход гроза всех мальчишек – розга. В каждой азбуке было обязательно стихотворение “Похвала розге”.

Слайд 15. Похвала розге.

Как проходил школьный день, чему учились дети расскажет ученый-исследователь…

Вопросы.

  • Сколько времени ученики проводили в школе?
  • Какие задания получали от учителя?
  • Как нужно было все выучить?
  • Объясните пословицу “Азбуку учат – во всю избу кричат”

X. Славянский алфавит.

Обучение в школе (как и у нас) начиналось с изучения азбуки или алфавита.

  • Кто придумал славянский алфавит?

Об этом нам расскажет ученый-исследователь…

Слайд 16. Кирилл и Мефодий.

У учеников на партах лежат листочки со славянским алфавитом – кириллицей.

Задание.

Рассмотрите алфавит. Прочитайте названия букв. Современная азбука изменилась, и многих букв в нашем алфавите нет, определите каких?

Слайд 17. ША, КАКО, ОН, ЛЮДИ, АЗ.

Перед вами славянские буквы. Каким современным буквам они соответствуют? Какое слово получится, если сложить славянские буквы

Рассмотрите рисунок с. 67. Кто автор первой печатной “Азбуки”?

XI. История созданий первых печатных книг.

До 16 в. на Руси книги были рукописными.

Вопрос.

  • Кто в России одним из первых начал книгопечатание (Иван Федоров).

Слайд 18. Иван Федоров.

Рассказ учителя.

Одним из первых выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви, хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Бывая на пушечном дворе научился литейному делу. Заходил к жившим в Москве иностранцам. От них он узнал о печатаных станках и буквах-литерах, с помощью которых печатаются книги. И загорелся Иван Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буква. И добился успеха! Не случайно, когда царь Иван Грозный решил завести в Москве печатную избу – типографию, то он поручил это дело Ивану Федорову и его товарищам.

Вскоре появилась в Москве на Никольской улице типография. Иван Федоров со своими товарищами соорудили печатный станок и приступили к работе.

Слайд 19. Москва. Типография на Никольской улице.

Прочитайте текст из рубрики “Жил на свете человек” с. 67.

Вопросы.

  • Как называлась первая печатная книга? В каком году она была напечатана?

Слайд 20. “Апостол”.

XII. Закрепление и проверка знаний.

Слайд 21-22.

Закончи предложения.

  1. Первые школы на Руси появились в _____ веке.
  2. Открытие школы на Руси связано с указанием князя _____.
  3. В первых школах учились дети знатных людей, _____.
  4. Создателями славянской письменности являются _____.
  5. На Руси писали на _____.
  6. Для письма использовали _____.
  7. Первую “Азбуку” напечатал _____.
  8. Печатная изба открыта при царе _____.

XIII. Итог урока. Что понравилось на уроке?

XIV. Домашнее задание с. 64-68. пересказ, сообщение о Петре I.