Цель: получение практических навыков для грамматически правильного оформления деловой документации.
Задачи:
Образовательные – расширить и углубить знания о грамматических нормах, свойственных языку документов;
Развивающие - стимулировать познавательную активность учащихся, развивать общеучебные интеллектуальные, информационные умения и навыки ;
Воспитательные – воспитывать языковую культуру личности; умение слушать и слышать товарищей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация
Рабочий лист
Оценочный лист
Карточки с заданиями
Карточка-информатор “Принцип пирамиды”
Учебник “Русский язык. 10-11 класс”. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин
Словари: орфоэпический, толковый.
Тип урока - закрепления и совершенствования знаний.
Ведущая технология – технология коллективной мыследеятельности: (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы).
Методы:
- Оргдеятельностные: частично-поисковый (т.е. привлечение учащихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной задачи), метод взаимообучения (в частности метод “Пирамиды”).
- Когнитивные: метод сравнения (задача 3 – сравнивались примеры, определялось правило решения), метод проблемного обучения (задача 2 – проблемный вопрос – варианты решения)
- Креативные: метод придумывания (частично, при определении рода деятельности), элементы ролевой игры.
Формы обучения: групповая, работа в “Пирамидах”, индивидуальная. При выборе форм работы учитывался возраст, степень изученности материала.
Ход урока
- Организационный момент. (Слайд 1)
- Вступительное слово.
- Добрый день, будущие деловые люди: предприниматели, инструктора, бухгалтеры, инженера, директора, авторы научных работ, профессора. Сегодня мы вновь говорим с вами о деловой сфере деятельности, и, как следствие, продолжаем разговор об особенностях письменной деловой речи.
2) Подведение итогов работы (Слайд 2 ).
- Оцените свою работу - поставьте какой-либо условный знак в таблицу результатов оценочного листа (Приложение 2) под выбранным вами смайликом.
- Выход на тему. Целеполагание.
- Сегодня мы продолжаем работать по теме “Нормы деловой речи”. В своем вступительном слове я, в принципе, условно обозначила то, над чем мы сегодня будем работать. Скорее всего, вы не запомнили мои слова, поэтому я восстановлю их (Слайд 3).
- Обратите внимание, все ли правильно в моем вступительном слове? Какие ошибки вы нашли. Какие это ошибки (лексические, грамматические, синтаксические)?
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Примечание: -ы/и у сущ.
-на – ер(ер) – инженеры
- у неодушевленных иноязычного происхождения на – тор, -сор – редукторы, процессоры
- у одушевленных сущ. иноязычного происхождения на на – тор, -сор, если они сохранили оттенок книжности. У этих сущ. допускается окончание –а/-я, если они являются стилистически нейтральными.
При необходимости подсказать: данные ошибки относятся к лексическим, грамматическим или синтаксическим?
- Запишите тему “Грамматические особенности письменной деловой речи” (Слайд 4).
- Цель урока: получение практических навыков для грамматически правильного оформления деловой документации.
5. Слово учителя.
– Деловая речь должна соответствовать качествам, обуславливающим эффективность делового общения. Одно из этих качеств – грамотность. Это не только знание правил орфографии, словоупотребления, но и правил грамматической сочетаемости, т. е. грамматические нормы. Нарушения грамматических норм считаются речевыми ошибками. Одной из самых распространенных как раз и является использование в письменной речи разговорных форм множественного числа существительных на –а/ -я вместо нормативных на –ы/-и. Давайте исправим ошибки, допущенные мною (Слайд 5).
6. Организация групповой работы. Каждая группа работает со своей карточкой – заданием (Приложение 3)
Задача 1.
- Выполняя задание №1 вам необходимо найти лишнее и исправить ошибки (работа направлена на выбор нужной формы множественного числа существительных в Р. п,). В случае затруднения можно обращаться к словарям. Но это еще не все. Попробуйте назвать сферу деятельности, где могли бы встретиться эти слова, и в зависимости от этой сферы, назовите свою группу. В завершении работы вы должны представить итог.
Результат работы 1 группы (слайд 6):
Все слова обозначают парные предметы. У всех сущ. нулевое окончание, кроме джинсов, носков.
Валенок, гренок, кед, носков, погон, чулок, ботинок, сапог. (Эти существительные м. р. 2 склонения с основой на твердый согласный обозначают парные предметы, поэтому в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание (кроме слова носков)
- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе “Запомню”.
Результат работы 2 группы (слайд 7):
Все слова обозначают национальность – англичан, болгар, башкир, грузин, осетин, цыган, татар и имеют нулевое окончание. Лишние - якутов, арабов, монголов, т. к. оканчиваются не на –н или –р
- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе “Запомню”.
Результат работы 3 группы (слайд 8):
Все слова – единицы измерения. Большинство из них имеют нулевое окончание: ампер, ватт, вольт, байт, бит, герц, карат, мириад. Но килограммов, граммов. Это лишние слова.
- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе “Запомню”.
- Как вы думаете, почему я подобрала именно этот лексический материал?
- Придумайте название вашей группе, учитывая предложенный вам лексический материал и то, что вы представители каких-либо деловых кругов.
Итог работы:
- Оцените этот этап работы: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.
Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.
Задача 2. Проблемная ситуация.
- Однако существует еще одна проблема при использовании окончаний – ы, -и, -а, -я существительных множественного числа. Какая же это проблема? Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла: (Слайд 9)
Кирилл: зачем нужны эти разные окончания? Какая разница – корпусы или корпуса, лагеря или лагери, пропуски или пропуска? Вот навыдумывали разных правил!
Антон: Ну что ты! Ведь от выбора окончания некоторых существительных множественного числа зависит …..
Задание: ответьте на вопрос “Что же зависит от выбора окончания некоторых существительных множественного числа?” Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения. При работе используйте принцип пирамиды (Приложение 4).
Предполагаемый результат
Корпуса – здания, войсковые соединения Корпусы – туловища, шрифты
Лагеря – исправительные Лагери – общественно-политические
Пропуски - букв Пропуска на предприятии
Итог:
- Что же зависит от выбора окончания некоторых существительных множественного числа? (зависит различение смысла)
Итог:
- Т.о., знание грамматических норм необходимо не только для избежания речевых ошибок, что недопустимо в письменной деловой речи, но и для различения смысла некоторых слов.
- Оцените этот этап работы: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.
Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.
Задача №3. Лингвистическая задача (Слайд 10).
- В деловых текстах часто встречаются ошибки и в выборе иных падежных форм. Прочитайте словосочетания, предложенные в задании. Подумайте, что является подсказкой для выбора конечной гласной:
По истечении срока договора |
До принятия решения |
По прибытии делегации |
До истечения трехдневного срока |
По возвращении из командировки |
Ответ: Предложные сочетания со значением “после чего-нибудь” пишутся на конце с И, если в их состав входит предлог ПО. Предложные сочетания с временным значением, начинающиеся с предлога ДО, имеют на конце –Я.
- Если вы не рассчитываете на свою память, запишите выводы на рабочем листе в графе “Запомню”.
- Оцените свою сообразительность: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.
Задача №4. Творческая работа.
- Итак, мы подходим к заключительному этапу нашей работы. В начале урока я не случайно сказала, что вы - будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, т.е. те люди, для которых грамотная деловая речь будет показателем профессионализма. В работе вам не раз придется обращаться к жанрам деловой документации.
- Назовите жанры деловой документации (договор, контракт, акт, приказ, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол, деловые письма, отчет, деловая записка, заявление).
- Деловой стиль – наиболее замкнутый из всех функциональных стилей. Главные его черты – точность, лаконичность, конкретность, употребление слова только в одном значении и отсутствии вариантов. Несмотря на то, что деловая речь представляет собой четко стандартизированную речь, ее языковые средства достаточно разнообразны и служат для передачи различного рода деловой информации.
- Сейчас вам предстоит выполнить еще одно задание – творческое. Ваша задача – проанализировать тексты, ответить на вопросы. Время – 10 минут.
- Представьте результат работы группы.
- Оцените свою сообразительность: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.
Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.
Вывод по всей работе:
– Отличаются ли грамматические нормы официально-делового стиля от общепринятых норм?
- А в чем все-таки отличие? (использованием лексики, свойственной письменной деловой речи и учетом жанра деловой документации)
7. Итог: Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Вы, будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, помните об этом и не допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. А в помощь вам наши рабочие листы. Оцените весь урок в целом. Поставьте итоговый смайлик.
Деятельность учителя: при итоговом называет группу, которая оказалась самой грамотной, т. Е. лучше других владеющая грамматическими нормами.
8. Д/З: просмотреть записи на рабочих листах; творческое задание – переделать известные сказки в официально деловом стиле. (Слайд 11).