Грамматические особенности письменной деловой речи (занятие элективного курса "Деловой русский язык", 11-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель: получение практических навыков для грамматически правильного оформления деловой документации.

Задачи:

Образовательные – расширить и углубить знания о грамматических нормах, свойственных языку документов;

Развивающие - стимулировать познавательную активность учащихся, развивать общеучебные интеллектуальные, информационные умения и навыки ;

Воспитательные – воспитывать языковую культуру личности; умение слушать и слышать товарищей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация

Рабочий лист

Оценочный лист

Карточки с заданиями

Карточка-информатор “Принцип пирамиды”

Учебник “Русский язык. 10-11 класс”. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин

Словари: орфоэпический, толковый.

Тип урока - закрепления и совершенствования знаний.

Ведущая технология – технология коллективной мыследеятельности: (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы).

Методы:

  1. Оргдеятельностные: частично-поисковый (т.е. привлечение учащихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной задачи), метод взаимообучения (в частности метод “Пирамиды”).
  2. Когнитивные: метод сравнения (задача 3 – сравнивались примеры, определялось правило решения), метод проблемного обучения (задача 2 – проблемный вопрос – варианты решения)
  3. Креативные: метод придумывания (частично, при определении рода деятельности), элементы ролевой игры.

Формы обучения: групповая, работа в “Пирамидах”, индивидуальная. При выборе форм работы учитывался возраст, степень изученности материала.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1)
  2. Вступительное слово.
  3. - Добрый день, будущие деловые люди: предприниматели, инструктора, бухгалтеры, инженера, директора, авторы научных работ, профессора. Сегодня мы вновь говорим с вами о деловой сфере деятельности, и, как следствие, продолжаем разговор об особенностях письменной деловой речи.

  4. Повторение изученного материала.
  1. В течение 5-7 минут выполнить задания 1,2 письменно, а 3 устно. Задания выполняются на рабочем листе (Приложение 1), лист подписывается.

2) Подведение итогов работы (Слайд 2 ).

- Оцените свою работу - поставьте какой-либо условный знак в таблицу результатов оценочного листа (Приложение 2) под выбранным вами смайликом.

  1. Выход на тему. Целеполагание.

- Сегодня мы продолжаем работать по теме “Нормы деловой речи”. В своем вступительном слове я, в принципе, условно обозначила то, над чем мы сегодня будем работать. Скорее всего, вы не запомнили мои слова, поэтому я восстановлю их (Слайд 3).

- Обратите внимание, все ли правильно в моем вступительном слове? Какие ошибки вы нашли. Какие это ошибки (лексические, грамматические, синтаксические)?

- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Примечание: -ы/и у сущ.

-на – ер(ер) – инженеры

- у неодушевленных иноязычного происхождения на – тор, -сор – редукторы, процессоры

- у одушевленных сущ. иноязычного происхождения на на – тор, -сор, если они сохранили оттенок книжности. У этих сущ. допускается окончание –а/-я, если они являются стилистически нейтральными.

При необходимости подсказать: данные ошибки относятся к лексическим, грамматическим или синтаксическим?

- Запишите тему “Грамматические особенности письменной деловой речи” (Слайд 4).

- Цель урока: получение практических навыков для грамматически правильного оформления деловой документации.

5. Слово учителя.

– Деловая речь должна соответствовать качествам, обуславливающим эффективность делового общения. Одно из этих качеств – грамотность. Это не только знание правил орфографии, словоупотребления, но и правил грамматической сочетаемости, т. е. грамматические нормы. Нарушения грамматических норм считаются речевыми ошибками. Одной из самых распространенных как раз и является использование в письменной речи разговорных форм множественного числа существительных на –а/ -я вместо нормативных на –ы/-и. Давайте исправим ошибки, допущенные мною (Слайд 5).

6. Организация групповой работы. Каждая группа работает со своей карточкой – заданием (Приложение 3)

Задача 1.

- Выполняя задание №1 вам необходимо найти лишнее и исправить ошибки (работа направлена на выбор нужной формы множественного числа существительных в Р. п,). В случае затруднения можно обращаться к словарям. Но это еще не все. Попробуйте назвать сферу деятельности, где могли бы встретиться эти слова, и в зависимости от этой сферы, назовите свою группу. В завершении работы вы должны представить итог.

Результат работы 1 группы (слайд 6):

Все слова обозначают парные предметы. У всех сущ. нулевое окончание, кроме джинсов, носков.

Валенок, гренок, кед, носков, погон, чулок, ботинок, сапог. (Эти существительные м. р. 2 склонения с основой на твердый согласный обозначают парные предметы, поэтому в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание (кроме слова носков)

- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе “Запомню”.

Результат работы 2 группы (слайд 7):

Все слова обозначают национальность – англичан, болгар, башкир, грузин, осетин, цыган, татар и имеют нулевое окончание. Лишние - якутов, арабов, монголов, т. к. оканчиваются не на –н или –р

- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе “Запомню”.

Результат работы 3 группы (слайд 8):

Все слова – единицы измерения. Большинство из них имеют нулевое окончание: ампер, ватт, вольт, байт, бит, герц, карат, мириад. Но килограммов, граммов. Это лишние слова.

- Если вы плохо владеете темой, запишите трудные для вас слова на рабочем листе в графе “Запомню”.

- Как вы думаете, почему я подобрала именно этот лексический материал?

- Придумайте название вашей группе, учитывая предложенный вам лексический материал и то, что вы представители каких-либо деловых кругов.

Итог работы:

- Оцените этот этап работы: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.

Задача 2. Проблемная ситуация.

- Однако существует еще одна проблема при использовании окончаний – ы, -и, -а, -я существительных множественного числа. Какая же это проблема? Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла: (Слайд 9)

Кирилл: зачем нужны эти разные окончания? Какая разница – корпусы или корпуса, лагеря или лагери, пропуски или пропуска? Вот навыдумывали разных правил!

Антон: Ну что ты! Ведь от выбора окончания некоторых существительных множественного числа зависит …..

Задание: ответьте на вопрос “Что же зависит от выбора окончания некоторых существительных множественного числа?” Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения. При работе используйте принцип пирамиды (Приложение 4).

Предполагаемый результат

Корпуса – здания, войсковые соединения    Корпусы – туловища, шрифты

Лагеря – исправительные    Лагери – общественно-политические

Пропуски - букв    Пропуска на предприятии

Итог:

- Что же зависит от выбора окончания некоторых существительных множественного числа? (зависит различение смысла)

Итог:

- Т.о., знание грамматических норм необходимо не только для избежания речевых ошибок, что недопустимо в письменной деловой речи, но и для различения смысла некоторых слов.

- Оцените этот этап работы: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.

Задача №3. Лингвистическая задача (Слайд 10).

- В деловых текстах часто встречаются ошибки и в выборе иных падежных форм. Прочитайте словосочетания, предложенные в задании. Подумайте, что является подсказкой для выбора конечной гласной:

По истечении срока договора

До принятия решения

По прибытии делегации

До истечения трехдневного срока

По возвращении из командировки

 

Ответ: Предложные сочетания со значением “после чего-нибудь” пишутся на конце с И, если в их состав входит предлог ПО. Предложные сочетания с временным значением, начинающиеся с предлога ДО, имеют на конце –Я.

- Если вы не рассчитываете на свою память, запишите выводы на рабочем листе в графе “Запомню”.

- Оцените свою сообразительность: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Задача №4. Творческая работа.

- Итак, мы подходим к заключительному этапу нашей работы. В начале урока я не случайно сказала, что вы - будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, т.е. те люди, для которых грамотная деловая речь будет показателем профессионализма. В работе вам не раз придется обращаться к жанрам деловой документации.

- Назовите жанры деловой документации (договор, контракт, акт, приказ, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, протокол, деловые письма, отчет, деловая записка, заявление).

- Деловой стиль – наиболее замкнутый из всех функциональных стилей. Главные его черты – точность, лаконичность, конкретность, употребление слова только в одном значении и отсутствии вариантов. Несмотря на то, что деловая речь представляет собой четко стандартизированную речь, ее языковые средства достаточно разнообразны и служат для передачи различного рода деловой информации.

- Сейчас вам предстоит выполнить еще одно задание – творческое. Ваша задача – проанализировать тексты, ответить на вопросы. Время – 10 минут.

- Представьте результат работы группы.

- Оцените свою сообразительность: поставьте какой-либо условный знак в таблицу ваших индивидуальных результатов под выбранным вами смайликом.

Деятельность учителя: при итоговом обсуждении оценивает работу групп смайликами.

Вывод по всей работе:

– Отличаются ли грамматические нормы официально-делового стиля от общепринятых норм?

- А в чем все-таки отличие? (использованием лексики, свойственной письменной деловой речи и учетом жанра деловой документации)

7. Итог: Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Вы, будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, помните об этом и не допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. А в помощь вам наши рабочие листы. Оцените весь урок в целом. Поставьте итоговый смайлик.

Деятельность учителя: при итоговом называет группу, которая оказалась самой грамотной, т. Е. лучше других владеющая грамматическими нормами.

8. Д/З: просмотреть записи на рабочих листах; творческое задание – переделать известные сказки в официально деловом стиле. (Слайд 11).