Цели:
- показать роль огня в жизни человека,
- выявить причины возникновения пожара,
- пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности,
- научить ребят правильным действиям в случае возникновения пожара.
- рассказать о смелых и мужественных людях – пожарных.
Предварительная подготовка:
- Чтение книг – С.Я. Маршака “ Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”; Л.Н.Толстой “Пожар”, “Пожарные собаки”; Б.Житкова “Пожар в море”.
- Рисунки на тему: “Профессия – пожарный”, сочинение “Кем я хочу стать, когда выросту ?”
- Экскурсия в пожарную часть.
Оборудование: рисунки детей, сочинения, иллюстрации на пожарную тематику, одежда пожарного, катушка ниток, детская машинка, стакан воды, воздушный щар.
Ход мероприятия
Ведущий.
Все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся красные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это смелые и отважные пожарные спешат на вызов. Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это вы слушаете и думаете, что лично к вам это не относится. Что со спичками вы не играете и друзьям своим не позволяете. И тем не менее количество пожаров возрастает. Отчего же это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из-за их беспечности. А примерно каждый девятый по вине детей.
Сегодня я предлагаю поговорить о причинах возникновения пожара, о том, что нужно делать, если пожар произошёл и о мужественной и опасной профессии пожарных.
Разминка.
Игра: “Это – я, это – я, это – все мои друзья”.
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл.
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?
Ведущий.
Я вижу, вы знаете, что с огнём шутить опасно.
Огонь! Миллионы лет назад люди научились добывать его. Он играл исключительно важную роль – согревал в холод, помогал добывать и готовить пищу, защищал от диких зверей. Первобытный человек сначала научился сохранять огонь, потом добывать и управлять им. Без огня люди не только бы не выжили, но и не стали бы людьми в подлинном смысле слова.
Однако часто огонь становился страшным врагом, разрушал буквально всё на своём пути, наносил огромный ущерб, уничтожал людей. Это происходило тогда, когда огонь вырывался из-под контроля и повиновения человека, превращался в пожар. И вот тогда на помощь людям и всему живому спешат смелые и мужественные - пожарные.
Дети исполняют песню “Гимн юных пожарных”
1
Мы не знаем страха и сомнений.
Не страшна нам высота любая.
Мы с огнём готовы на сраженье.
У пожарных служба не простая.
Припев:
Мы всегда придём на помощь, если надо.
Мы поможем вам друзья, в любой беде.
Для пожарных это лучшая награда,
Если дыма нет опасного нигде.
2
Ну, а если вдруг запахло дымом -
01 вы сразу наберите.
Это помнить всем необходимо:
Нет огня без дыма, вы учтите!
Припев:
3
Быть пожарными для нас почётно.
Но нужны большие тренировки.
И пойдём учиться мы охотно.
Обретать уменье и сноровку.
Эстафета “Юный пожарный”
Участвуют три команды по три человека. Каждый участник команды проходит определённый этап, передавая друг другу эстафетную палочку.
1-й этап.
- Ученик быстро подбегает к стулу, на котором сложена боевая одежда пожарного, и быстро надевает её.
2-й этап.
- После передачи эстафеты второй участник подбегает к стулу. садиться. берёт в руки катушку и, наматывая на неё верёвочку, ведёт детскую машинку, на которой стоит стакан с водой.
3-й этап.
- Ученик с завязанными глазами проходит по лабиринту из стульев и находит выход из “задымлённого помещения”.
Подведение итогов.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения определённых материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении выделяются также другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди во время пожара гибнут от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, необходимо знать причины их возникновения.
Предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”.
Ведущий держит в руках воздушные шары. Читая двустишия, он кидает по одному шару в сторону зрителей. Ученик, поймав воздушный шар, должен досказать ответ.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар -
Звал пожарных в бой с пожаром.Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет...(злой пожар)Раз, два, три, четыре -
У кого пожар...(в квартире)Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил...(утюг)Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над...(газом)Столб огня чердак объял.
Кто там спички...(зажигал)Побежал пожар во двор.
Это кто там жёг...(костёр)Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг...(траву)Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые...(предметы)Помни каждый гражданин
Этот номер...(01)Дым увидел – не зевай
И пожарных...(вызывай)
Ведущий.
Причин возникновения пожаров множество. Часто ребята разжигают костры вблизи строений, поджигают баки с мусором, старую траву, тополиный пух, играют со спичками.
Кроме того, бывает, когда ребята, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному диспетчеру ложные сведения о пожаре. Такие “озорники” не задумываются над тем, что в это время по-настоящему нужна помощь пожарных в другом месте.
А теперь обратимся к истории возникновения пожарной охраны в России.
Своеобразным началом организованной борьбы с пожарами были первые государственные указы. Они появились в XV веке во времена царствования Василия Тёмного. Это были указы о том, как обращаться с огнём и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб, бань без крайней надобности; не держать в доме огня. Нарушение указов каралось смертной казнью.
В 1493 году после пожара в Кремле началась каменная застройка Москвы. Иван 3 приказал в радиусе ста десяти саженей от кремлёвских стен снести все деревянные строения.
В 1560 году Иван Грозный повеле6л иметь во дворах на случай пожара бочки и чаны с водой.
В 1803 году царь Александр 1 издал указ о формировании в Петербурге пожарной команды. На вооружении команды находились ручные пожарные насосы. Единственным видом пожарной связи между пожарными частями служили каланчи, с которых можно было обнаружить пожар по зареву.
Попробуем выявить самых быстрых, сильных , умелых через игру:
“Рекорды Гиннесса”.
Самый быстрый.
- Участнику даётся пожарный рукав, его необходимо раскатать и скатать. Кто правильно раскатает и скатает пожарный рукав, тот становится победителем.
Самый меткий.
- От линии на расстоянии 10 шагов ставиться ведро. Участнику выдаётся 10-15 сосновых шишек, которые надо бросить в ведро. Победитель тот, кто забросит наибольшее количество шишек в ведро.
Самый зоркий.
- Открытки или плакаты с пожарной тематикой разрезаются на квадратики и в конверте выдаются участникам. Нужно собрать их на скорость.
Самый смышлёный.
Участнику выдается конверт, в котором содержаться карточки со словами песок, одеяло, вода, огнетушитель. Судья даёт задание участнику: “Вы увидели тлеющие угли. У вас в конверте есть набор средств тушения. Ваши действия?” Участник должен на слова тлеющие угли положить карточки со словами, обозначающими средства тушения. (Например: угли – вода, песок, огнетушитель.)
Итог. Викторина “Самый эрудированный”.
- По какому номеру телефона нужно сообщить о пожаре?
- Можно ли бить стёкла в комнате во время пожара?
- Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включить свет?
- В какую сторону должны открываться двери? Почему?
- Почему нельзя бросать в огонь незнакомые предметы и аэрозольные упаковки?
- Как потушить горящую на человеке одежду?
- Можно ли потушить водой горящую электропроводку?
- Где можно спрятаться от дыма?
- Можно ли тушить пожар огнём? (можно, встречным огнём тушат лесные пожары)
- Объясните значение слов пожарный, пожарник. (Пожарный – тот, кто тушит, пожарник – погорелец.)