В создавшихся условиях человечество обязано сделать все возможное, для достижения гармонии между экономикой и культурой, глобальными общечеловеческими и национально-региональными факторами развития мировой цивилизации.
Цель системы краеведческого образования - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.
Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей. На начальной ступени мы преподаем пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его микромира. В основной школе занятия ориентируют детей на осознание ценностей, значимости своего края в отечественной, а затем и мировой истории и культуре. В старших классах мы используем разнообразные пути углубления знаний о своем крае: фрагментарное введение в разные дисциплины, преподавание отдельных спецкурсов и спецсеминаров. Главное назначение этих краеведческих занятий в том, чтобы старшеклассники могли применить приобретенные краеведческие знания на практике (соотнесение общего и местного материала; поиск информации, написание рефератов, проведение мини-экскурсий для младшеклассников, участие в экологических мониторингах). Мы считаем чрезвычайно важным сохранить у выпускников школ познавательный интерес к познанию города и стимулировать его дальнейшее развитие.
Второе звено, которое мы используем в достижении целей краеведческого образования - внедрение краеведения в другие учебные дисциплины на всех возрастных ступенях обучения (краеведческий принцип обучения: использование, по возможности, местного материала как базы для освоения теоретических вопросов). При этом фрагментарное введение краеведческого материала в предмет история, обществознание логика основного краеведческого курса, в соответствие с его задачами.
Третье необходимое звено системы - целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
И, наконец, последний, но при этом чрезвычайно важным звеном системы является связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь детям в освоении социальной, культурной и природной среды района).
Опыт показывает, что предложенная система краеведческого образования способствует осознанию своего места в окружающем мире, значение своего края в истории и культуре ПМР, а в ряде регионов и понимание роли своего края в мировой истории и культуре, что содействует формированию гражданственности.
Каким образом организовать достижение намеченной цели? Нами разработана программа интегрированного курса, в которую входят несколько содержательных блоков.
Первый блок - "мир города Тирасполя и правила взаимодействия с ним". Важнейшая задача этого раздела: познакомить учащихся со средой их обитания (окружающие ребенка дома, улицы созданы людьми и очень важны для каждого конкретного человека; природа, которая окружает детей, играет важную роль в их жизни; среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения.
Второй блок - "Особенности своего города. Задачи этого раздела: показать уникальные особенности (природные, этнические или культурные) своего края (города).
научить видеть в привычном окружении непривычное, чудесное, загадочное (пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному и природному наследию; гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие); приступить к начальному формированию умений пользоваться упрощенной картой-схемой, краеведческими справочниками, описывать достопримечательности.
Третий блок - "Самые памятные места города Тирасполя". Этот блок необходим для того, чтобы познакомить учащихся с самыми главными достопримечательностями, которые хранят память о важнейших событиях в истории или культуре данного города, которые являются символами - опознавательными знаками этого населенного пункта. Этот раздел не только расширяет кругозор ребенка, но и способствует формированию нравственных чувств (гордости за свой край, уважения к предшествующим поколениям), развитию ребенка.
Такой подход в построении содержания краеведческого курса представляется достаточно универсальным. При изучении любого населенного пункта можно наполнить блоки специфическим (местным) содержанием, учесть специфику данного региона (в одном случае сделать акцент на важность сохранившихся традиций, в другом - на ценность окружающих памятников культуры, в третьем - на необходимость бережного отношения к природе и т.д.).
Как преподавать краеведческий материал в школе?
Во всех трех блоках мы произвели отбор материала с учетом возрастных психологических особенностей детей. Это, прежде всего, конкретные (овеществленные) объекты (здания, монументальные памятники, мосты, сады и парки, реки и т.д.). Не следует перегружать детей младшего возраста излишней информацией. Необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, будет максимально приближен к ученику и личностно значим для него (мой дом, моя улица, предприятие, где работает мой папа; дерево, посаженное моей мамой; любимый уголок моей семьи; театр, куда я ходил; здание, которое я могу увидеть).
С целью лучшего усвоения материала учащимися считаем, что необходимо многократно повторять его в краеведческом курсе. Рассмотрим один из вариантов знакомства с такой частью культурного наследия, как дом. Согласно задачам первого раздела учащиеся знакомятся с домом как необходимой и важнейшей частью жизни человека и города. Рассматриваются следующие сюжеты: 1. Много-много лет назад человек придумал дом и много столетий его совершенствовал. 2. Жилой дом - гениальное изобретение человечества (защищает человека от непогоды, от неудобств), здание - создание рук человеческих. 3. Дома бывают разные (жилые и общественные), но все они призваны приносить пользу людям. 4. От состояния дома зависит состояние человека; от человека зависит состояние дома. Дом хранит память о тех людях, которые его создали, кто в нем жил и живет. Во втором разделе программы дети вновь возвращаются к изучению домов, но уже знакомятся с ними как с памятниками архитектуры: разнообразные здания предстают как памятники строительного и архитектурного искусства, создающие неповторимый облик родного города (декоративное убранство, строительные материалы, мастерство их создателей). И, наконец, в третьем разделе изучаются здания, которые являются местными достопримечательностями, памятниками истории и культуры данного края, символами - опознавательными знаками, по которым сразу узнают данный населенный пункт. Здания хранят память не только о тех, кто их создавал, кто в них проживал, но и об исторических событиях, о разных сторонах жизни города.
Важнейшее условие результативности курса - сочетание аудиторных и экскурсионных занятий; обязательное введение разноуровневых творческих заданий, которые способствуют формированию оценочных суждений. (Нарисуй "портрет" своей улицы для международной выставки, для людей, которые не знают ничего о твоем городе. Нарисуй главную достопримечательность своего города в такое время года или в такую погоду, которая более всего подходит к ее облику. Опиши устно или письменно свой или понравившийся тебе дом, можно сделать это в стихотворной форме. Придумай "лекарство", которое вылечит "больной" дом или город. Придумай рекламу для туристов, которые хотят приехать в наш город. Составь гербарий из растений, которые посадила твоя семья или ты.)
Материал, изученный на уроках краеведения, мы пропускаем через другие предметы. Так, на уроках истории можно решать главные задачи этого курса с помощью местного материала. На уроках литературы стихи о своем крае, а также тексты учебного пособия по краеведению могут стать основой для решения задач данного курса. Сведения о городе возможно использовать в качестве исходного материала для составления задач по математике.
В течение года мы проводим внеклассные мероприятия, посвященные родному краю: викторины, игры, ребусы, онограммы, выставки работ учащихся. Эффективна и такая форма работы как совместная семейная защита проектов. Темы проектов могут быть самыми разнообразными: "Охрана домов", "Символ города", "Украсим свой город (улицу, дом)". Внеклассное мероприятие, посвященное замечательным землякам, проходит с приглашением родителей детей. Все предложенные формы внеклассных мероприятий разрабатывались и апробировались в Тираспольской средней школе №9.
Прежде всего следует обратить внимание на развитие эмоционально-ценностного отношения к городу и формирование познавательного интереса. Мы считаем, что краеведческий курс должен отличаться от традиционных высокой эмоциональностью, приподнятостью, праздничностью, что пробуждает познавательный интерес к городу, как среде обитания, содействует формированию образа города. Эффективность восприятия изучаемых объектов и развитие образного мышления значительно возрастает при сочетании иллюстративной наглядности, поэтизированного сказочного описания и музыкального сопровождения.
Также освоения содержания курса необходимо овладение понятийным аппаратом. Как правило, используются традиционные для школы приемы; необходимо научить грамотно произносить и писать их. Важно обратить внимание на происхождение слов: "Подбери однокоренные слова к слову город; Слово крепость обозначает крепкое, укрепленное место". Осознанному восприятию понятий и терминов содействует игра в "Третий лишний". При этом возможно простое сочетание: два слова составляют по своему содержанию пару, а третье явно лишнее (Тирас - Тирасполь - Днестровск).
Для того, чтобы сформировать у учащихся представления о важности элементов города, о специфике тираспольской городской среды, о достопримечательностях-памятниках требует продуманной, поэтапной работы. Важно, чтобы дети узнавали изученные объекты. Неоценимую помощь при этом оказывает сочетание разнообразной наглядности (аппликаций, фотографий, слайдов, видеофильмов и обязательно "живых" объектов). Так, при знакомстве с элементами городской среды используется самодельная наглядность, максимально приближенная к району проживания детей. Пропущенная через глаза и руки детей информация усваивается более осознанно.
Для формирования представления о взаимодействии города, человека и природы мы используем разные приемы. Среди них, на наш взгляд, самый эффективный - это беседы о загрязнении воды в реке Днестр, состоянии зеленых насаждений около дома и состояние самого дома, о болезнях города.
Мы думаем, что уже в начальной школе можно начать формировать такое понятие, как "образ". Поскольку восприятие города - глубоко индивидуальный процесс, следует исходить из этого при построении соответствующего урока. Образ Днестра - главной реки нашего города - достаточно удачно создается с помощью иллюстраций, изображающих Днестр в разное время года или суток (фотографии, самодельные рисунки) и соответствующих им поэтических и музыкальных отрывков. Возможны разные варианты работы.
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации и определить: в какое время суток или года изображен Днестр. Подобрать стихотворные отрывки, соответствующие понравившемуся изображению реки. Обосновать свой отбор. Придумать слова, которые характеризуют Днестр в выбранное ими время года или суток и отвечают на вопрос: Днестр, какой? Затем прослушать музыкальные фрагменты и выбрать тот, который, по их мнению, более всего подходит к получившемуся описанию "свого" Днестра. В качестве домашнего задания предлагается сходить на набережную и полюбоваться "живым" Днестром.
Также у учащихся начальных классов закладывается и ряд краеведческих умений, в частности умение ориентироваться по карте-схеме Тирасполя. Аппликационная условная карта-схема Тирасполя должна быть в каждой школе индивидуальной (на ней обозначаются собственная школа и те объекты, с которыми ученики знакомятся на уроке и во время прогулки). Такая карта-схема позволяет формировать не только пространственное представление, но и способствует формированию практических навыков ориентации в городе. Учащиеся "оживляют" карту, "путешествуют" по ней, прокладывая маршрут от школы до изучаемого объекта, а также отмечают маршруты воскресных прогулок с родителями. В конце учебного года возможно и такое задание: проложи наиболее интересный маршрут до определенного объекта, расскажи, какие памятники, достопримечательности ты встретил на своем пути.
Мы убеждены, что при грамотном преподавании заинтересованными педагогами краеведческого курса можно достичь высоких результатов. Однако для этого необходима серьезная специальная подготовка учителей-краеведов, дальнейшая работа по созданию учебно-методического комплекса. Перспективным направлением в дальнейшей разработке подходов в освоении учащимися окружающего мира представляется интеграция таких курсов, как "Окружающий мир" и "Краеведение".
Для групповой эколого-краеведческой работы с учащимися наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа эколого-краеведческого кружка должна отражать все аспекты содержания эколого-краеведческого образования:
- научно-познавательного;
- ценностного;
- нормативного;
- практически-деятельностного.
Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому - природно-социальному окружению.
Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание
Нормативный аспект содержания эколого-краеведческого образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Традиционное представление о ребенке школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста - не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации.
Практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в эколого-краеведческом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел.
В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Школьники с удовольствием исполняют "роли" охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения.
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания школьников.
Для выявления уровня экологической культуры школьников в Тираспольской средней школе №9 в 5 классе, мною был проведен констатирующий эксперимент.
Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.
Анкета
1.Что такое природа?
2.Что природа дает человеку?
3.Назовите охраняемые растения нашей местности.
4.Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
5.Какие насекомые появляются весной первыми? 6.Что такое "фотоохота"?
7.Назовите лекарственные растения.
8.Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
9.Как человек разрушает природу?
10. Что могут сделать дети для охраны природы?
Из ответов учащихся 5 класса на вопрос "Что такое природа?" видно, что большинство учащихся не имеют полного представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы - воздух и вода.
Ответы учащихся 5 класса на вопрос "Что природа дает человеку?" свидетельствуют, что большинство учащихся на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют птицу, лекарства, одежду, мебель. Однако никто не назвал топливо, чистый воздух.
Ответы учащихся на вопрос "Назовите охраняемые растения нашей местности" свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос.
Из ответов учащихся 5 класса на вопрос "Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?" видно, что большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов.
Ответы учащихся на вопрос "Какие насекомые появляются весной первыми?". Как показывают результаты анкетирования, учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся.
Ответы учащихся 5 класса на вопрос "Что такое "фотоохота?". Данные говорят о том, что большинство учащихся не знают, что существует в природе безопасный вид охоты - фотоохота.
Ответы учащихся 5 класса на вопрос: "Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?". Как видно из ответов, большинство учащихся оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.
Ответы учащихся 5 класса на вопрос: "Как человек разрушает природу?" Анализ ответов свидетельствуют, что учащиеся недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.
Ответы учащихся на вопрос: "Что могут сделать дети для охраны природы?" Как видно из ответов, не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают защита животных, посадка деревьев, что связано с положением школы в городе.
Анализ полученных данных убедило меня в том, что уровень экологической культуры школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания, очень низок. В связи с этим мною было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе.
И действительно, как показала многолетняя практика учащиеся средней школы №9, занимающиеся в краеведческом кружке и посетившие большое количество экскурсий занимают призовые места в краеведческой игре "Знай свой город".
В работе мы попытались рассмотреть и обобщить опыт нашей школы в организации кружковой работы по краеведению.
Опыт показывает, что предложенная система краеведческого образования способствует осознанию своего места в окружающем мире, значение своего края в истории и культуре ПМР, а в ряде регионов и понимание роли своего края в мировой истории и культуре, что содействует формированию гражданственности.
Считаем чрезвычайно важным сохранение у выпускников школ познавательный интерес к познанию города, и стимулировать его дальнейшее развитие.
Отрадно, что практика работы в школе по данному направлению действительно показывает результаты. Учащиеся школы с удовольствием занимаются в кружках краеведения и занимают призовые места в городской игре "Знай свой город".