Урок русского языка во 2-м классе по ОС "Школа 2100" на тему "Правописание слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умений правильно писать орфограммы с шипящими.

Задачи:

  • Формировать навык правильного письма с гласными буквами, где написание не соответствует произношению. Содействовать обогащению словарного запаса.
  • Развивать навыки коммуникативности и творческую активность обучающихся при работе в парах и группах.
  • Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету, любовь к чтению.

Оборудование: загадки, деформированные предложения для работы в группах, выставка книг детских писателей, учебники – альбомы, чистые листы для составления слов, карточки для домашнего задания, презентация Microsoft РowerРoint.

ХОД УРОКА

IОрганизационный момент

Презентация (Слайд 1)

1.1. Оформление работы в тетради (Слайд 2)

– Герой урока Незнайка будет помогать нам на уроке

II. Актуализация знаний

2.1. Разминка. Отгадывание загадок (Слайд 3)

Вяжет мама длинный шарф,                         Сердитый недотрога
Потому что сын … жираф.                          Живёт в глуши лесной.

Я сижу едва не плача,                                    Иголок очень много,
Очень трудная… задача.                               А нитки ни одной.   Ёжик.

А петух с колючим ёжиком
Режут сало острым …ножиком.

III. Определение темы урока

– Отгадав загадки, сформулируйте тему урока (Слайд 4)

2.2. Картинный словарь (Слайд 5)

– Назовите только словарные слова. (Машина, карандаши).
– Запишите слова в тетрадь, обозначьте ударение и безударные гласные.
(После появления слов на слайде) Что объединяет все эти слова? (Орфограммы)
– Найдите «лишнее» слово и докажите почему выбрали это слово (Бежит)
– Запишите слово в тетрадь.
– В каком слоге встретилась орфограмма в словах, которые вы записали? (Во втором, в третьем). А может быть в первом? Найдите такое слово (Чашка)

2.3. Задание для 2-3 рядов «Найди лишнее слово» (Слайд 6)

2.4. Работа в группах (1ряд) Составление деформированных предложений и оформление на доске:

2.5. Письмо по памяти (Слайд 7)

– На экране представлены 10 иллюстраций. Назовите парные предметы (кувшинки, перчатки, моржи, камыши, снежинки.  Какие слова ещё не назвали? (чайник, часы, шиповник, свеча, кувшин)

– Запишите по памяти 5-6 слов.

2.6. Взаимопроверка (Слайд 8)

2.7. Проверка выполнения задания 1ряда. Работа с деформированными предложениями (Слайд 9)

А) чтение предложений
Б) лексическая работа: трещат без умолку, пищат наперебой
В) запись предложения в тетрадь по выбору
Г) обозначение орфограмм и грамматической основы предложения

IV. Физминутка (Слайд 10)

2.8. Работа в группах. Игра «Составь слова» (Слайд 11)

– Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

Работа выполняется в группах на время (запись слов с орфограммами ЧА, ЩА)

2.9. Проверка по рядам и выявление победителей

2.10. Салют победителям (Слайд 12)

2.11. Самостоятельная работа (Слайд 13)

А) Проведение инструктажа по организации работы

– Какое задание необходимо выполнить? (Вместо пропусков слов надо использовать иллюстрации)

Б) Знакомство с текстом

– Можно ли это назвать текстом? Почему? (Нет заглавия) Прочитайте предложения
– Как можно озаглавить этот текст? На какое правило пропущены слова?
– Почему слово девочка тоже пропущено, ведь нет таких орфограмм? (Другая орфограмма – ЧК)

В) Запись текста в тетради

2.12. Межпредметная связь с уроками литературного чтения и музыки (Слайд 14)

– Прочитайте слова, записанные на слайде (Житков, Чуковский, Чарушин, Чайковский)
– Почему все слова написаны с заглавной буквы? Кому знакомы эти фамилии? Почему именно эти фамилии на слайде?
– Найдите «лишнюю» фамилию и докажите почему. (Житков – 2 слога; Чайковский – композитор)
– Какие произведения Б.Житкова, К.Чуковского, Е.Чарушина читали?
– Будете много читать, будете много знать.
– На следующих слайдах (Слайды 15, 16, 17) представлены книги этих писателей. В классе организована выставка книг. Эти книги можно взять в школьной библиотеке и почитать.
– Кто записан в школьную библиотеку? А в другую?

Списывание предложения в тетрадь (Слайд 18)

Борис  Житков, Корней Чуковский, Евгений Чарушин – детские писатели XX века.

III. Комментирование домашнего задания (Слайд 19)

IV. Рефлексия (Слайд 20, 21)