Цели урока:
- сформировать представление о физических и химических свойствах железа в зависимости от проявляемой им степени окисления и природы окислителя;
- развивать теоретическое мышление учащихся и их умения прогнозировать свойства вещества, опираясь на знания о его строении;
- развивать способности проводить анализ, сравнивать и обобщать.
Задачи урока:
- актуализировать знания учащихся по теме: “Строение атома”;
- организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
- рассмотреть свойства железа;
- организовать самостоятельную исследовательскую работу в парах по изучению химических свойств железа.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной исследовательской работы (работа в парах).
Оборудование:
- Компьютерная презентация (Приложение 1);
- Реактивы: хлорид железа(III), сульфат железа(II), гидроксид натрия, сульфат меди, соляная кислота, порошок железа.
- карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход занятия
1. Вводная часть
Организационный момент.
А. Проверка и контроль знаний:
Дописать уравнения реакций – 2 ученика у доски.
1 УЧЕНИК 4Al + 3O2 =2Al2O3 2Al + Br2 =2Al Br3 2Al + 3S = Al2 S3 4Al + 3C = Al4C3 |
2 УЧЕНИК 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 ↑ 2Al + 3H2SO4 = Al (SO4)3 +3H2↑ 2Al + 2Na OH + 2 H2O = 2NaAlO2 + 3H2 |
Класс: решить цепочку превращений
Al → AlCl3 → Al (OH3) → Al2O3
Проверка по слайдам № 2,3,4.
В. Выход на тему урока:
На последних уроках мы с вами изучали различные группы металлов: щелочные, щелочноземельные, алюминий.
Прочитайте отрывок и скажите, о каком металле в нём говорится?
Впишите пропущенные слова (работа на индивидуальных карточках)
……………..в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое ………. с которым столкнулось человечество, было ……………… .из метеоритов. Впервые доказал, что “………….. камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного …………… метеорита весом 600 кг. Самым крупным ………….. метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком ……………. амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько ………….. изделий было найдено в гробнице фараона, среди них …………… амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с …………… клинком и золотой рукояткой, маленькая …………… скамеечка “Урс”.
Записываем тему урока: (Cлайд №5) (Приложение 1)
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
Кто мне скажет, а так ли необходимо нам с вами изучать этот элемент?
Презентация – о роли железа в живых организмах и технике.
2. Изучение нового материала (Слайд №6)
Изучение металлов мы с вами проводим по плану:
- Строение атома.
- Нахождение в природе.
- Физические свойства.
- Химические свойства.
1). Строение атома.
Выясняем положение железа в ПСХЭМ, учащиеся записывают схему строения атома железа, проверяют правильность записи по слайду. Формулируем вывод о свойствах железа на основе строения атома.
- Fe (железо)
- Порядковый номер: 26
- Период: IV
Группа: VIII
Подгруппа: побочная
Электронное строение атома:
2е 8е 14е 2е (Слайд №7)
Предположите, какие степени окисления характерны для железа: (Слайд №8)
Лабораторный опыт 1. (Приложение 3)
У вас в пробирках две соли железа, прилейте к ним небольшое количество гидроксида натрия. ( NaOH)
Отметьте цвет полученных веществ.
№ |
Исследуемое вещество |
Цвет раствора до реакции |
Реактив |
Цвет раствора после реакции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Что можно сделать с помощью этой реакции?
- Как называются данные реакции?
Работа с электронной таблицей.
Вывод: для железа характерны две степени окисления – Fe+2 и Fe+3.
Демонстрация фрагмента видеофильма: качественные реакции.
2). Нахождение в природе. (Слайд №9)
3). Физические свойства.
– Какие физические свойства железа вы знаете?
Различают химически чистое и технически чистое железо. Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше. Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии (вспомним, что такое коррозия?) и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные доли примесей лишают его этих драгоценных свойств. Слайд № 10.
4). Химические свойства. (Слайд №11)
1) Взаимодействие с простыми веществами и водой.
Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо?
Написать уравнения реакций:
- 3Fe + 2O2 = t Fe+2O*Fe+32 O3
- Fe + S = t Fe+2S
- 2Fe + 3Cl2 = t 2Fe+3Cl3
- 3Fe + 4H2O = t FeO*Fe2O3 + 4H2
Запись и проверка на доске.
Почему при взаимодействии с серой железо проявляет с. о. +2, а с хлором +3.
Работа с таблицей Менделеева.
(Хлор более сильный окислитель.)
2) Рассмотрим взаимодействие с растворами кислот и солей:
Какую степень окисления проявляет железо в реакциях с растворами солей и кислот?
(Слайд №12)
Лабораторный опыт 2. (Приложение 4)
а) В пустую пробирку налейте 2мл раствора соляной кислоты и опустите туда кусочек железа (скрепку, кнопку). Нагрейте содержимое на спиртовке. Что вы наблюдаете? Какая соль получилась? Чтобы проверить правильность вашего предположения о возможной формуле соли, проведите анализ на обнаружение ионов Fe+2 и Fe+3. Для этого добавьте в пробирку гидроксид натрия. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о составе полученной соли.
б) Опустите кусочек железа в раствор медного купороса (CuSO4). Каковы признаки реакции? Каков состав полученной соли?
Содержимое пробирки |
Признаки реакции |
Уравнение реакции (в молекулярном и ионном виде) |
HCl + Fe |
|
|
Соль + NaOH |
|
|
CuSO4 + Fe |
|
|
Соль + NaOH |
|
|
Сделайте вывод о химических свойствах железа? Какую степень окисления проявляет железо в реакциях с растворами солей и кислот?
3. Закрепление изученного материала
Графический диктант (заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 8 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить знаком «+» в таблице номер положения, которое считается верным). (Приложение 5)
Вариант 1.
- Железо – это активный щелочной металл.
- Железо легко куется.
- Железо входит в состав сплава бронзы.
- На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.
- Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
- С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
- Железо не взаимодействует с кислородом.
- Железо можно получить путем электролиза расплава его соли.
Вариант 2.
- Железо – это металл серебристо-белого цвета.
- Железо не обладает способностью намагничиваться.
- Атомы железа проявляют окислительные свойства.
- На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.
- Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
- С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
- С раствором серной кислоты образует сульфат железа (II).
- Железо не подвергается коррозии.
После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам – на Слайде №13).
Критерии отметки: “5” – 0 ошибок, “4” – 1-2 ошибки, “3” – 3-4 ошибки, “2” – 5 и больше ошибок.
Итог урока: Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
5. Домашнее задание: (Слайд №14)
§14, упр. № 5, 7 с. 68
Задание 8 по желанию.