Туристская деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности обучающихся и имеет прикладное значение. Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, дает возможность лучше изучить и узнать родной край, способствует приобретению практических навыков безопасности жизнедеятельности. Активное движение на свежем воздухе способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность и самостоятельность, учит выживать в экстремальных ситуациях.
Поводом для создания программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма послужили:
- накопленный опыт работы, который опирается на достаточно высокий уровень заинтересованности и активности обучающихся;
- особенности географических и климатических условий Ханты-Мансийского автономного округа;
- раннее приобщение обучающихся к военно-прикладным видам спорта;
- перспектива развития туризма в регионе.
Данная программа предусматривает изучение курса «Туризм» в течение 3-х лет в объединении дополнительного образования с обучающимися среднего общего образования:
- первый год обучения – учащиеся V—VII классов (11-13 лет);
- второй год обучения – учащиеся VI—VIII классов (12-14 лет);
- третий год обучения – учащиеся VII—IX классов (13-15 лет).
Учебно-тренировочный процесс рассчитан на 34 учебные недели с общим объёмом нагрузки 170 часов (по 5 часов в неделю).
Целью программы является физическое воспитание обучающихся, развитие их двигательной, функциональной и познавательной активности, укрепление здоровья, приобретение необходимых военно-прикладных навыков посредством освоения основ туризма.
Данная программа направлена на решение следующих образовательных, воспитательных и оздоровительных задач:
- приобретение знаний в области краеведения, в процессе освоения местного краеведческого материала;
- удовлетворение потребности обучающихся в познании мира, своего края; воспитание активной любви к нему, преданности народу и земле, на которой им посчастливилось родиться;
- формирование знаний, умений по пешеходному и лыжному туризму, спортивному ориентированию, а также необходимых туристских навыков;
- повышение уровня координационных и кондиционных способностей, укрепление здоровья, содействие формированию здорового образа жизни;
- обеспечение надежной физической и психической готовности выпускников к экстремальной жизненной практике и к службе в армии;
- создание условий для развития и реализации социальной, познавательной и творческой активности физически одаренных обучающихся;
- развитие умений и навыков самопознания, совершенствования своего характера и физических возможностей своего организма, способствование самоутверждению;
- профессиональная ориентация.
Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника
Изучение программы дополнительного образования по туризму обучающимися нашей общеобразовательной школы предусматривает не только общефизическую, специальную, топографическую подготовку, технико-тактическую подготовку по пешеходному туризму, но и обязательную краеведческую деятельность в течение трех учебных лет (Приложение 1). Мы считаем, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина является основными составляющими учебно-воспитательной работы школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель нашей краеведческой работы в школе – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Краеведческая работа является одним из важных направлений деятельности школьной спортивной секции по технике пешеходного туризма «Эдельвейс». Большое значение, в краеведческой работе по реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (проектные, исследовательские и информационные технологии), обеспечивающих деятельностный аспект учебно-воспитательного процесса.
Результатом нашей деятельности по данному направлению является создание и реализация обучающимися краеведческих проектов (Приложение 2), проведение научно-исследовательских работ и компьютерных презентаций по вопросам охраны природы, экологи, истории, жизни выдающихся людей края. Участие в научно-практических конференциях, краеведческих конкурсах. Пополнение архивной базы школьного краеведческого музея. Организация и проведение встреч с выдающимися людьми города. Источниками изучения истории родного края для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы краеведческих музеев и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного края, краеведческая литература.
Краеведческая работа, основанная на поисковой деятельности, содействует обогащению духовного наследия учащихся, развитию гуманных принципов, воспитанию гражданственности и патриотизма.