Урок литературного чтения "Снегурочка". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи урока:

  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
  • учить самостоятельно, искать и проверять новые знания по теме;
  • способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
  • учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения;
  • способствовать развитию креативного мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
  • совершенствовать психологических климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: беседа, рассказ учителя, индивидуальная, коллективная и групповая

Оборудование: компьютерная презентация "Устное народное творчество", карточки с буквами, цветные карандаши, репродукция картин В.Васнецова "Снегурочка", индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, запись отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка", мультфильм "Снегурочка"

ТСО: интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

I. Организационный момент

(психологическая гимнастика)

- Какое время года наступает?

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

- Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.

- Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!

- Какие красивые снеговики у вас получились.

- Вы пришли веселые домой. С таким отличным настроением поработаем на уроке.

II. Подготовка к усвоению нового материала

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книг и и разгадаем название этой книги и название этой удивительной страны.

- Наша книга сегодня будет на экране.

- Итак мы начинаем урок и открываем первую страницу .-( слайд№:)

- Прочитайте, отгадайте (ученик читает вслух)

- Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз)

- Белая скатерть все поле одела? (снег)

- Ребята, что мы с вами отгадывали? (загадки)

- Давайте вспомним, что такое загадка?

Загадка - это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности ,по которым можно определить отгадку.

- Открываем вторую страницу нашей книги (слайд№:)

- Прочитайте

1. Много снега-много хледа

- Как вы понимаете это предложение?

- А, точнее, что это? (пословица)

- Что такое пословица?

Пословица - краткое народное изречение с поучительным смыслом.

- Прочитайте следующую пословицу

Лето собериха - зима поедиха

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Молодцы, итак открываем следующую страницу книги ( слайд №:)

- Прочитайте

Зима кончается, весна начинается

- Как вы понимаете это предложение?

- Что мы с вами прочитали? (поговорку)

- Давайте вспомним, что такое поговорка?

Поговорка - краткое образное устойчивое выражение.

- Мы с вами повторили, что такое загадка, пословица, поговорка.

(на экране появляется иллюстрация к сказке "По щучьему велению)

- Как зовут героя сказки?

- Как называется сказка?

- Ребята, определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию?

Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения? (Фольклор).

- Какие жанры фольклора вы знаете?

- Молодцы!

III. Ознакомление с новым материалом

1. Знакомство с темой урока

- Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. А как оно называется мы с вами должны отгадать.

- У вас на партах конверты с буквами. Надо из букв составить слово. Работать будете в парах. Не забудьте правило "Поднятой руки".

- Произведение, с которым мы будем сегодня работать, называется "Снегурочка"

- Подберите однокоренные слова к слову Снегурочка (снег, снеговик, снежок)

- Какая часть слова у них одинаковая? (корень)

2. Словарная работа

- Проведем словарную работу с теми словами ,которые встретятся в тексте.

(слайд №:)

Лелеять - нежиться, заботиться

Миновала - прошло

Нездоровиться

Сначала читаем по слогам

С ударением

Значение слова

Работаем над выразительностью (восхищение, радость, огорчение)

Атласная лента - сорт шелковой гладкой блестящей ткани

Сафьяновые сапоги - сафьян-тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая козьих или овечьих шкур.

(над работай этих слов работает ученик, демонстрируя картинки на экране)

IV. Знакомство с новым произведением.

- Давайте откроем учебник на стр.138.

- Сейчас я прочитаю вам произведение, а после прочтения вы, определите к какому жанру оно относится?

- Сели красиво, взяли карандашики и следим за мной (текст сказки читает учитель).

- Кто успел за мной проследить?

- Спасибо

- Чтение следующей части сильным учеником

Беседа после прочитанного

- Итак, к какому же жанру относится это произведение?

- Кто автор сказки?

V. Первичная проверка понимания новых знаний.

- Ребята, найдите в первой части, где говорится о забавах детей? Прочитайте.

- Найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Прочитайте

Практическая работа

- Возьмите листы с изображением Снегурочки.

- Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появилась Снегурочка.

(чтение текста на с 139) - дети рисуют лицо.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА ( музыкальная)

Знакомство с шедеврами мировой культуры.

- С каким произведением мы работаем?

- К какому жанру оно относится?

- Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов ,писателей, художников и композиторов.

- Вот так Великий художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Римского-Корсаковa "Снегурочка".

- Полотно художника находится в Третьяковской галереи. Премьера оперы Римского-Корсакова состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

- Сядьте поудобнее, представим, что мы с вами в 19 веке и послушаем отрывок оперы Римского-Корсаковa "Снегурочка".

- Образ "Снегурочки" вдохновлял не только поэтов, музыкантов и художников, но и режиссеров. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма "Снегурочка".

VI. Ознакомление с новым материалом

- Вы хотите узнать окончание сказки?

- Чтение 3 части.

VII. Проверка понимания новых знаний по заключительной части

- Чем заканчивается сказка?

- Откройте свои рабочие тетради и давайте выполним задание № 2.

(дети выполняют самостоятельно задание)

VIII. Итог урока

- Ребята, какое у вас настроение в начале сказки?

- А в конце сказки?

- Назовите произведение, с которым мы сегодня с вам познакомились?

- Можно ли сказку считать волшебной?

- Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. Вы молодцы!