Цели и задачи урока:
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
- учить самостоятельно, искать и проверять новые знания по теме;
- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
- учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения;
- способствовать развитию креативного мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
- совершенствовать психологических климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: беседа, рассказ учителя, индивидуальная, коллективная и групповая
Оборудование: компьютерная презентация "Устное народное творчество", карточки с буквами, цветные карандаши, репродукция картин В.Васнецова "Снегурочка", индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки, запись отрывка из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка", мультфильм "Снегурочка"
ТСО: интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока
I. Организационный момент
(психологическая гимнастика)
- Какое время года наступает?
Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
- Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.
- Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!
- Какие красивые снеговики у вас получились.
- Вы пришли веселые домой. С таким отличным настроением поработаем на уроке.
II. Подготовка к усвоению нового материала
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книг и и разгадаем название этой книги и название этой удивительной страны.
- Наша книга сегодня будет на экране.
- Итак мы начинаем урок и открываем первую страницу .-( слайд№:)
- Прочитайте, отгадайте (ученик читает вслух)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет? (мороз)
- Белая скатерть все поле одела? (снег)
- Ребята, что мы с вами отгадывали? (загадки)
- Давайте вспомним, что такое загадка?
Загадка - это произведение фольклора. В загадке предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности ,по которым можно определить отгадку.
- Открываем вторую страницу нашей книги (слайд№:)
- Прочитайте
1. Много снега-много хледа
- Как вы понимаете это предложение?
- А, точнее, что это? (пословица)
- Что такое пословица?
Пословица - краткое народное изречение с поучительным смыслом.
- Прочитайте следующую пословицу
Лето собериха - зима поедиха
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Молодцы, итак открываем следующую страницу книги ( слайд №:)
- Прочитайте
Зима кончается, весна начинается
- Как вы понимаете это предложение?
- Что мы с вами прочитали? (поговорку)
- Давайте вспомним, что такое поговорка?
Поговорка - краткое образное устойчивое выражение.
- Мы с вами повторили, что такое загадка, пословица, поговорка.
(на экране появляется иллюстрация к сказке "По щучьему велению)
- Как зовут героя сказки?
- Как называется сказка?
- Ребята, определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию?
Разгадайте, как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения? (Фольклор).
- Какие жанры фольклора вы знаете?
- Молодцы!
III. Ознакомление с новым материалом
1. Знакомство с темой урока
- Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. А как оно называется мы с вами должны отгадать.
- У вас на партах конверты с буквами. Надо из букв составить слово. Работать будете в парах. Не забудьте правило "Поднятой руки".
- Произведение, с которым мы будем сегодня работать, называется "Снегурочка"
- Подберите однокоренные слова к слову Снегурочка (снег, снеговик, снежок)
- Какая часть слова у них одинаковая? (корень)
2. Словарная работа
- Проведем словарную работу с теми словами ,которые встретятся в тексте.
(слайд №:)
Лелеять - нежиться, заботиться
Миновала - прошло
Нездоровиться
Сначала читаем по слогам
С ударением
Значение слова
Работаем над выразительностью (восхищение, радость, огорчение)
Атласная лента - сорт шелковой гладкой блестящей ткани
Сафьяновые сапоги - сафьян-тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая козьих или овечьих шкур.
(над работай этих слов работает ученик, демонстрируя картинки на экране)
IV. Знакомство с новым произведением.
- Давайте откроем учебник на стр.138.
- Сейчас я прочитаю вам произведение, а после прочтения вы, определите к какому жанру оно относится?
- Сели красиво, взяли карандашики и следим за мной (текст сказки читает учитель).
- Кто успел за мной проследить?
- Спасибо
- Чтение следующей части сильным учеником
Беседа после прочитанного
- Итак, к какому же жанру относится это произведение?
- Кто автор сказки?
V. Первичная проверка понимания новых знаний.
- Ребята, найдите в первой части, где говорится о забавах детей? Прочитайте.
- Найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Прочитайте
Практическая работа
- Возьмите листы с изображением Снегурочки.
- Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появилась Снегурочка.
(чтение текста на с 139) - дети рисуют лицо.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА ( музыкальная)
Знакомство с шедеврами мировой культуры.
- С каким произведением мы работаем?
- К какому жанру оно относится?
- Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов ,писателей, художников и композиторов.
- Вот так Великий художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Римского-Корсаковa "Снегурочка".
- Полотно художника находится в Третьяковской галереи. Премьера оперы Римского-Корсакова состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
- Сядьте поудобнее, представим, что мы с вами в 19 веке и послушаем отрывок оперы Римского-Корсаковa "Снегурочка".
- Образ "Снегурочки" вдохновлял не только поэтов, музыкантов и художников, но и режиссеров. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма "Снегурочка".
VI. Ознакомление с новым материалом
- Вы хотите узнать окончание сказки?
- Чтение 3 части.
VII. Проверка понимания новых знаний по заключительной части
- Чем заканчивается сказка?
- Откройте свои рабочие тетради и давайте выполним задание № 2.
(дети выполняют самостоятельно задание)
VIII. Итог урока
- Ребята, какое у вас настроение в начале сказки?
- А в конце сказки?
- Назовите произведение, с которым мы сегодня с вам познакомились?
- Можно ли сказку считать волшебной?
- Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. Вы молодцы!