«Счастливый случай» по сказкам А.С. Пушкина
Цели: воспитание любви к произведениям А.С.Пушкина, развитие чувства коллективизма, творчества.
Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина, творческие работы (аппликация, объемные работы).
План проведения:
- Организационный момент
- 1 гейм «Разминка»
- 2 гейм «Заморочки из бочки»
- 3 гейм «Угадай»
- 4 гейм «Ты мне – я тебе»
- 5 гейм «Гонка за лидером»
I. Организационный момент
«Парад сказочных героев»
Вступительное слово:
– Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас большой прекрасный праздник – праздник поэзии, прекрасной прозы и конечно же праздник сказки.
Сказки Пушкина никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами.
(выразительное чтение «У Лукоморья»)
Это самая большая сказка А.С.Пушкина, она называется «Руслан и Людмила».
II. Приветствие команд (парад сказочных героев)
– Из каких сказок они пришли к нам и как их зовут?
III. 1 гейм «Разминка»
Вопросы 1 команде
- Исполнительница желаний в сказке А.С.Пушкина. («Золотая рыбка»)
- Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (зеркальце)
- Лесной зверек, живший в хрустальном дворце. (белка)
- Прозвище старика в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». (простофиля)
- От чего поп прыгнул до потолка? (от щелчка)
- Гвидон и Царевна Лебедь – городские жители или сельские? (Град на острове стоит)
- Сколько времени никто не беспокоил царство Гвидона? (два года)
(Год другой проходит мирно
Петушок стоит все смирно) - Кто приходит на помощь к царевичу Елисею? (природное явление)
- У Балды был меньшой брат. Кто это? (заяц)
- Сколько времени старуха была царицей? (две недели)
(Вот неделя, другая проходит…)
Вопросы 2 команде
- Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (бочка)
- Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (петушок)
- Сколько раз старик ходил к морю? (пять)
- Где провел Гвидон свое детство и отрочество? (в море-океане)
- Какими средствами передвижения пользовался царь Дадон? (колесницей)
- У семи богатырей была собака. Назовите ее кличку. (Соколо)
- Какой был лоб у попа? (толоконный)
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (четыре)
- Из него были монеты в княжестве Гвидона. (скорлупа)
- За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (да есть у них недолго за три года)
IV. 2 гейм «Заморочки из бочки»
- Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября)
- Кто вел строгий учет орехам? (дьяк)
- Для кого Балда был «тятей»? (поповича)
- Сколько братьев было у царевны Лебеди? (33 богатыря)
- Как звали сватью? (Бабариха)
- Любимое кушанье Балды? (полба)
- Где находится княжество Гвидона? (на острове Баян)
- Как объяснить слово: толоконный. (лоб)
V. 3 гейм «Угадай!»
– О каком герое эти строки?
1. До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да и сам облупит. (Балда)
2. Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (царевна Лебедь)
3. На руках золотые перстни
На ногах красные сапожки,
Пред нею усердные слуги
Она бьет их: за чупрун таскает. (старуха – столбовая дворянка)
4. Высока, стройна, бела.
И умом, и всем взяла. (царица)
5. Сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его скопец. (мудрец)
– Откуда эти строки?
1. Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
2. Месяц, месяц мой дружок,
Позолоченный рожок.
3. Только видит: вьется вьюга
Снег валится на поля
Вся белешенька земля.
4. Сына он теперь меньшого,
Шлет на выручку большого.
5. Вся сияя, как заря
Тихо встретила царя.
VI. 4 гейм «Ты мне – я тебе»
- Инсценирование отрывков из сказок
- Чтение частей сказок
VII. 5 гейм «Гонка за лидером»
Язык в сказках Пушкина льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.
Посмотрим, как вы знаете его, понимаете
1 команда
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
- Как вы понимаете такую фразу «А от землянки нет уж и следа», «Он прислал к тебе поклон, да тебя пеняет он»?
- Объясните, что значит: «Белены объелась». (обезумела)
- Как это «Дозором обходить»?
- Что кричал Петушок, сидя на спице? (Кири-куку. Царствуй, лежа на боку)
- Как понимаете смысл слова: – бают, – дивится, – супостат?
- Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее) - Какими словами бранила старика старуха? (Дурачина ты, простофиля)
- Какими словами заканчиваются сказки «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой Царевне»? (Я там был, мед, пиво пил – и усы лишь обмочил)
- Что обещал Дадон мудрецу? (За такое одолжение – говорит он в восхищение. Волю первую твою, я исполню, как мою)
2 команда
- Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
- Как вы понимаете Пушкинскую фразу «Лишь с очей прогнать его велела», «Пораздумай ты путем»? (обдумай серьезно)
- Что значит «Царица вопит»?
- Как это «идут витязи четами»?
- Расплачиваясь сБалдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
- Как понимаете смысл слов: – откуп, – молвить, – перст?
- Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
- Кто приходил на помощь к царевичу Елисею?
- Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом Петушке». (Сказка ложь, да в ней намек.)
- Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки.
(Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее)
«Счастливый случай» по творчеству И.А. Крылова
Цели: воспитание любви к творчеству И.А. Крылова, развитие творчества, познавательности.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, выставка рисунков, творческих работ из бумаги (оригами, аппликация), книг, карточки, кукольный театр, мягкие игрушки.
План проведения:
- Организационный момент
- 1 гейм «Разминка»
- 2 гейм «Заморочки из бочки»
- 3 гейм «Ты мне, я тебе»
- 4 гейм «Вопросы»
- 5 гейм «Эстафета»
- 6 гейм «Погоня за лидером»
I. Организационный момент
Дети входят в класс и занимают свои места. Звучит басня «Кукушка и петух».
Учитель:
«Кто не слыхивал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней»
М. Исаковский
Ученик:
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ведущий: Начинаем очередную игру «Счастливый случай». Сегодня наша игра посвящена творчеству И.А.Крылова (на доске слова М. Исаковского и портрет И.А. Крылова)
Ученик: Уже при жизни баснописца его сочинения знала вся Россия. Русский писатель Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «Книгой мудрости самого народа». Почему?
Ученица: Язык басен Крылова прост и ясен. Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, ложь, зависть, хвастовство, невежество, жадность, глупость. Многие строки его басен стали пословицами и поговорками.
II. 1 гейм «Разминка»
Вопросы 1 команде
- В какой басне: «Голодная кума лиса залезла в сад»? («Лиса и виноград»)
- Вспомните пропущенное слово в названии басни: «Волк на …». (псарне)
- Из какой басни слова: «И стой поры к Демьяну ни ногой»? («Демьянова уха»)
- Кто сказал такие слова: «Все про очки мне лишь налгали. А проку на – волос нет в них»? (мартышка в басне «Мартышка и очки»)
- «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой» (стрекоза в басне «Стрекоза и муравей») - К кому обращены эти слова?
«Смотри-ка, говорит – кум, милый мой!
Что это там за рожа?» (медведю в басне «Зеркало и обезьяна») - В какой басне была такая мораль?
«Когда в товарищах согласье нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело,
Только мука» («Лебедь, Щука и Рак») - Из какой басни эти слова:
«За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»? - «Словарь языка Крылова»:
– Лесть, льстить – угождать, хвалить, с целью угодить человеку, расположить его к себе (уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна и вредна)
– Рделись, рдеть – резко выделились красным цветом
– Мурава – молодая трава - Продолжи:
– «От радости в зобу …(дыханье сперло)»
– «И в сердце льстец всегда …(отыщет уголок)»
Вопросы 2 команде
- В какой басне: «Кошка … попалась в когти льву…»? («Мышь и крыса»)
- Вспомните пропущенное слово в названии басни «… и ягненок». (волк)
- Из какой басни слова:
«Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом»? («Стрекоза и муравей») - Кто сказал такие слова: «Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так сидите»? (мартышка в басне «Квартет»)
- Кто сказал такие слова: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (лисица в басне «Ворона и лисица»)
- Кому обращены эти слова: «Соседка, перестань срамиться – ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном водиться?» (к Моське в басне «Слон и Моська»)
- В какой басне такая мораль: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»? («Чиж и Голубь»)
- Из какой басни эти слова: «Кот Васька плут! Кот Васька вор»? («Кот и повар»)
- Словарь языка Крылова:
– Плутовка, плут – ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах.
– Удручена – огорчена, опечалена
– Неймет – не имеет - Многие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами. Продолжи: «Кукушка хвалит Петуха за то, что… (хвалит он кукушку)»; «Когда в товарищах согласья нет … (на лад их дело не пойдет)»
III. 2 гейм «Заморочки из бочки»
- В каких баснях И.А.Крылова действующими лицами является Волк? («Волк и журавль», «Волк на псарне», «Волк и ягненок»)
- Сколько басен написал И.А.Крылов за всю жизнь? (200)
- Кто, от кого и почему?
«Схватил в охапку
Кушак и шапку
Скорей без памяти домой» (сосед Фока убегает от соседа Демьяна) - Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания (Эзоп)
- Басни Крылова впервые появились в печати, когда ему было уже 37 лет. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны Нови Волырк. Что это означало?
- Назовите басни Крылова о лисе. («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Лисица и журавль»)
- Выражение употребляется в значении: дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры. («Да воз и ныне там», «Лебедь, Щука и Рак»)
- Выражение употребляется в значении: «Не заметить самого главного, важного». («Слона не приметить», «Любопытный»)
IV. 3 гейм «Ты мне, я тебе»
- Инсценирование басен И.А.Крылова (каждая команда изображает пантомимой басню)
- Представить басни при помощи различных игрушек и соответствующих предметов. Озвучить, прочитав отрывки наизусть.
V. 4 гейм «Вопросы»
Четыре вопроса – четыре ответа.
Какой ответ соответствует вопросу? (капитаны)
VI. 5 гейм «Эстафета»
«Кто больше соберет крылатых выражений» (на столе карточки с отрывками крылатых выражений)
VII. 6 гейм «Погоня за лидером»
Ведущий читает путаницу, составленную из строчек басен И.А. Крылова. определить, строки из каких басен звучат.
1 команда
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Затеяли сыграть квартет,
Да призадумались, а во рту сыр держали
На ту беду Лиса близехонько бежала
И говорит ему: «Послушай-ка дружище,
Ты сказывают, петь великий мастерище
Так тянешь плавно и протяжно.
Во всем лесу такой певицы нет!»
Скажи, в чем есть тут главное уменье?
Быть сильным хорошо,
Но Мишенькин совет лишь
Попусту пропал.
(«Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Ворона и Лиса». «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Трудолюбивый воробей», «Лев и человек», «Зеркало и обезьяна»)
2 команда
Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала:
Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться
И надобно беде случиться.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка так хороша!
Тебя, мой милый куманек, век слушать я готова»
И в темный лес ягненка поволок.
(«Мартышка и очки», «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух»)
Счастливый случай «Математика – царица наук»
Оборудование: пословицы о математике, карточки
План проведения:
- Приветствие команд
- Разминка
- Логика
- Заморочки из бочки
- Ты мне – я тебе
- Погоня за лидером
I. Приветствие команд (каждая команда придумывает название, девиз)
II. Разминка
Вопросы 1 команде
- Сколько носов у двух псов? (2)
- На какое число нельзя делить? (0)
- Действие, обратное умножению (деление)
- При делении на какое число получаем то же самое число? (на 1)
- Каждая из двух равных частей целого? (половина)
- У пуговицы – 4 дырочки, а у свистка – одна дырочка. Во сколько раз громче свистит пуговица? (пуговица не свистит)
- Самое большое число в произведении?
- Отражение квадрата в вытянутом зеркале? (ромб)
- Место обитания наказанных детей (угол)
- Часть прямой с началом и концом? (отрезок)
- В каком слове, состоящем из пяти букв «пять о»? (опять)
- Наука о числах и цифрах? (арифметика)
- Ряд чисел, соединенных знаками действий? (пример)
- Часть часа? (минута)
- Необходимая часть текста задачи? (вопрос)
Вопросы 2 команде
- Сколько ушек у трех старушек? (шесть)
- Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины? (0)
- Простейшая линия в геометрии? (прямая)
- Как называется угол, который все обзывают, а он не обижается? (тупой)
- Двумя глазами видно 8 предметов. Во сколько раз число предметов уменьшится, если один глаз закрыть? (8)
- Самое большое число в разности?
- Я – добрый знак соединения
- Периметр –
- Наименьшее четное число? (2)
- Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить обычный порядок действий? (скобки)
- Какое слово состоит из полубуквы «К»? (полк – пол «К»)
- Наука, основы которой изучают в начальной школе на уроках математики? (арифметика)
- Вывод, который ученик заучивает наизусть? (правило)
- Особое число, которое записывается с помощью двух цифр? (дробь)
- Малая мера времени?
III. Логика
1. Логорифы
Догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем к этому слову + одну или две буквы, чтобы получилось новое слово.
1 команда
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка (плюс – полюс)
2 команда
Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа
Но если внутрь меня восставить «С»
То женского я рода (два – дева)
2. Занимательные задачи
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули и вытянули репку. Сколько пар глаз увидели репку? (6)
- В корзине 4 яблока. Раздели их между четырьмя братьями так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. Как это сделать?
- Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, а Боря – 40 кг. Кто тяжелее, Валя или Володя?
IV. «Заморочки из бочки»
- Что нужно взять из паровоза и от кита, чтобы лодка поплыла? (пар-ус-парус)
- Назвать пять дней подряд, не называя ни числа, ни этих дней. (послезавтра, вчера, сегодня, завтра, позавчера)
- Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
- На математической олимпиаде Змей Горыныч решил все задачи в 3 раза быстрее остальных. Почему?
- Тройка лошадей бежала со скоростью 12 км/ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь?
- Горело 7 свечей, 3 погасли. Сколько свечей осталось?
- Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?
- Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
- Чему равно число, если двенадцатая его часть равна 3?
- Чему равно число, если оно больше 8 ровно на его полвину?
V. «Ты мне – я тебе»
Пословицы
Фразеологизмы, крылатые слова с числами
- Одна голова хорошо (а две лучше)
- Лук от семи (недуг)
- Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
- До седьмого пота (работать, трудиться до крайнего утомления, полного изнеможения)
- Семеро одного не ждут
- Семь бед (один ответ)
- На седьмом небе (высшая степень радости, счастья)
- Семь раз отмерь (один раз отрежь)
VI. «Погоня за лидером»
1 команда
- Много рук, а нога одна. (дерево)
- У кого днем один глаз, а ночью много. (у неба)
- Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся. (очки)
- Живет между камнями голова с четырьмя ногами. (черепаха)
- Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (рукавица)
- В книге шесть листков простых, а седьмой – золотой. (дни недели)
2 команда
- Танцует крошка, всего одна ножка. (юла)
- Кто дважды родится, а один раз умирает? (рыбы, птицы)
- Двое глядят, да двое слушают. (глаза, уши)
- Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (ноты)
- Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг на друга не походят. (месяцы)
- Три брата: один впереди, два позади бегут и догнать одного не могут. (велосипед)