Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по сказкам А.С. Пушкина

Разделы: Математика, Начальная школа


«Счастливый случай» по сказкам А.С. Пушкина

Цели: воспитание любви к произведениям А.С.Пушкина, развитие чувства коллективизма, творчества.

Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина, творческие работы (аппликация, объемные работы).

План проведения:

  1. Организационный момент
  2. 1 гейм «Разминка»
  3. 2 гейм «Заморочки из бочки»
  4. 3 гейм «Угадай»
  5. 4 гейм «Ты мне – я тебе»
  6. 5 гейм «Гонка за лидером»

I. Организационный момент

«Парад сказочных героев»

Вступительное слово:

– Дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас большой прекрасный праздник – праздник поэзии, прекрасной прозы и конечно же праздник сказки.

Сказки Пушкина никогда не уходят из жизни. Они всегда рядом с нами.

(выразительное чтение «У Лукоморья»)

Это самая большая сказка А.С.Пушкина, она называется «Руслан и Людмила».

II. Приветствие команд (парад сказочных героев)

– Из каких сказок они пришли к нам и как их зовут?

III. 1 гейм «Разминка»

Вопросы 1 команде

  • Исполнительница желаний в сказке А.С.Пушкина. («Золотая рыбка»)
  • Любимый предмет злой мачехи, на который она разозлилась. (зеркальце)
  • Лесной зверек, живший в хрустальном дворце. (белка)
  • Прозвище старика в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». (простофиля)
  • От чего поп прыгнул до потолка? (от щелчка)
  • Гвидон и Царевна Лебедь – городские жители или сельские? (Град на острове стоит)
  • Сколько времени никто не беспокоил царство Гвидона? (два года)
    (Год другой проходит мирно
    Петушок стоит все смирно)
  • Кто приходит на помощь к царевичу Елисею? (природное явление)
  • У Балды был меньшой брат. Кто это? (заяц)
  • Сколько времени старуха была царицей? (две недели)
    (Вот неделя, другая проходит…)

Вопросы 2 команде

  • Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (бочка)
  • Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ. (петушок)
  • Сколько раз старик ходил к морю? (пять)
  • Где провел Гвидон свое детство и отрочество? (в море-океане)
  • Какими средствами передвижения пользовался царь Дадон? (колесницей)
  • У семи богатырей была собака. Назовите ее кличку. (Соколо)
  • Какой был лоб у попа? (толоконный)
  • Сколько просьб старика выполнила рыбка? (четыре)
  • Из него были монеты в княжестве Гвидона. (скорлупа)
  • За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (да есть у них недолго за три года)

IV. 2 гейм «Заморочки из бочки»

  • Когда родился князь Гвидон? (на исходе сентября)
  • Кто вел строгий учет орехам? (дьяк)
  • Для кого Балда был «тятей»? (поповича)
  • Сколько братьев было у царевны Лебеди? (33 богатыря)
  • Как звали сватью? (Бабариха)
  • Любимое кушанье Балды? (полба)
  • Где находится княжество Гвидона? (на острове Баян)
  • Как объяснить слово: толоконный. (лоб)

V. 3 гейм «Угадай!»

– О каком герое эти строки?

1. До светла все у него пляшет,
   Лошадь запряжет, полосу вспашет,
   Печь затопит, все заготовит, закупит,
   Яичко испечет, да и сам облупит. (Балда)

2. Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (царевна Лебедь)

3. На руках золотые перстни
На ногах красные сапожки,
Пред нею усердные слуги
Она бьет их: за чупрун таскает. (старуха – столбовая дворянка)

4. Высока, стройна, бела.
И умом, и всем взяла. (царица)

5. Сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его скопец. (мудрец)

Откуда эти строки?

1. Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.

2. Месяц, месяц мой дружок,
Позолоченный рожок.

3. Только видит: вьется вьюга
Снег валится на поля
Вся белешенька земля.

4. Сына он теперь меньшого,
Шлет на выручку большого.

5. Вся сияя, как заря
Тихо встретила царя.

VI. 4 гейм «Ты мне – я тебе»

  1. Инсценирование отрывков из сказок
  2. Чтение частей сказок

VII. 5 гейм «Гонка за лидером»

Язык в сказках Пушкина льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще.

Посмотрим, как вы знаете его, понимаете

1 команда

  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
  • Как вы понимаете такую фразу «А от землянки нет уж и следа», «Он прислал к тебе поклон, да тебя пеняет он»?
  • Объясните, что значит: «Белены объелась». (обезумела)
  • Как это «Дозором обходить»?
  • Что кричал Петушок, сидя на спице? (Кири-куку. Царствуй, лежа на боку)
  • Как понимаете смысл слова: – бают, – дивится, – супостат?
  • Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
    (Свет мой зеркальце! Скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее
    Всех румяней и белее)
  • Какими словами бранила старика старуха? (Дурачина ты, простофиля)
  • Какими словами заканчиваются сказки  «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой Царевне»? (Я там был, мед, пиво пил – и усы лишь обмочил)
  • Что обещал Дадон мудрецу? (За такое одолжение – говорит он в восхищение. Волю первую твою, я исполню, как мою)

2 команда

  • Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
  • Как вы понимаете Пушкинскую фразу «Лишь с очей прогнать его велела», «Пораздумай ты путем»? (обдумай серьезно)
  • Что значит «Царица вопит»?
  • Как это «идут витязи четами»?
  • Расплачиваясь сБалдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
  • Как понимаете смысл слов: – откуп, – молвить, – перст?
  • Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
  • Кто приходил на помощь к царевичу Елисею?
  • Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом Петушке». (Сказка ложь, да в ней намек.)
  • Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки.
    (Ты прекрасна, спору нет,
    Но царевна все ж милее,
    Все ж румяней и белее)

«Счастливый случай» по творчеству И.А. Крылова

Цели: воспитание любви к творчеству И.А. Крылова, развитие творчества, познавательности.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, выставка рисунков, творческих работ из бумаги (оригами, аппликация), книг, карточки, кукольный театр, мягкие игрушки.

План проведения:

  1. Организационный момент
  2. 1 гейм «Разминка»
  3. 2 гейм «Заморочки из бочки»
  4. 3 гейм «Ты мне, я тебе»
  5. 4 гейм «Вопросы»
  6. 5 гейм «Эстафета»
  7. 6 гейм «Погоня за лидером»

I. Организационный момент

Дети входят в класс и занимают свои места. Звучит басня «Кукушка и петух».

Учитель:

«Кто не слыхивал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней»

М. Исаковский

Ученик:

Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Ведущий: Начинаем очередную игру «Счастливый случай». Сегодня наша игра посвящена творчеству И.А.Крылова (на доске слова М. Исаковского и портрет И.А. Крылова)

Ученик: Уже при жизни баснописца его сочинения знала вся Россия. Русский писатель Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «Книгой мудрости самого народа». Почему?

Ученица: Язык басен Крылова прост и ясен. Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, ложь, зависть, хвастовство, невежество, жадность, глупость. Многие строки его басен стали пословицами и поговорками.

II. 1 гейм «Разминка»

Вопросы 1 команде

  1. В какой басне: «Голодная кума лиса залезла в сад»? («Лиса и виноград»)
  2. Вспомните пропущенное слово в названии басни: «Волк на …». (псарне)
  3. Из какой басни слова: «И стой поры к Демьяну ни ногой»? («Демьянова уха»)
  4. Кто сказал такие слова: «Все про очки мне лишь налгали. А проку на – волос нет в них»? (мартышка в басне «Мартышка и очки»)
  5. «Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой» (стрекоза в басне «Стрекоза и муравей»)
  6. К кому обращены эти слова?
    «Смотри-ка, говорит – кум, милый мой!
    Что это там за рожа?» (медведю в басне «Зеркало и обезьяна»)
  7. В какой басне была такая мораль?
    «Когда в товарищах согласье нет,
    На лад их дело не пойдет,
    И выйдет из него не дело,
    Только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)
  8. Из какой басни эти слова:
    «За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву»?
  9. «Словарь языка Крылова»:
    – Лесть, льстить – угождать, хвалить, с целью угодить человеку, расположить его к себе (уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна и вредна)
    – Рделись, рдеть – резко выделились красным цветом
    – Мурава – молодая трава
  10. Продолжи:
    – «От радости в зобу …(дыханье сперло)»
    – «И в сердце льстец всегда …(отыщет уголок)»

Вопросы 2 команде

  1. В какой басне: «Кошка … попалась в когти льву…»? («Мышь и крыса»)
  2. Вспомните пропущенное слово в названии басни «… и ягненок». (волк)
  3. Из какой басни слова:
    «Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом»? («Стрекоза и муравей»)
  4. Кто сказал такие слова: «Погодите! Как музыке идти! Ведь вы не так сидите»? (мартышка в басне «Квартет»)
  5. Кто сказал такие слова: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (лисица в басне «Ворона и лисица»)
  6. Кому обращены эти слова: «Соседка, перестань срамиться – ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном водиться?» (к Моське в басне «Слон и Моська»)
  7. В какой басне такая мораль: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»? («Чиж и Голубь»)
  8. Из какой басни эти слова: «Кот Васька плут! Кот Васька вор»? («Кот и повар»)
  9. Словарь языка Крылова:
    – Плутовка, плут – ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах.
    – Удручена – огорчена, опечалена
    – Неймет – не имеет
  10. Многие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами. Продолжи: «Кукушка хвалит Петуха за то, что… (хвалит он кукушку)»; «Когда в товарищах согласья нет … (на лад их дело не  пойдет)»

III. 2 гейм «Заморочки из бочки»

  1. В каких баснях И.А.Крылова действующими лицами является Волк? («Волк и журавль», «Волк на псарне», «Волк и ягненок»)
  2. Сколько басен написал И.А.Крылов за всю жизнь? (200)
  3. Кто, от кого и почему?
    «Схватил в охапку
    Кушак и шапку
    Скорей без памяти домой» (сосед Фока убегает от соседа Демьяна)
  4. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания (Эзоп)
  5. Басни Крылова впервые появились в печати, когда ему было уже 37 лет. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны Нови Волырк. Что это означало?
  6. Назовите басни Крылова о лисе. («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Лисица и журавль»)
  7. Выражение употребляется в значении: дело не двигается, стоит на месте, а вокруг него происходят бесплодные разговоры. («Да воз и ныне там», «Лебедь, Щука и Рак»)
  8. Выражение употребляется в значении: «Не заметить самого главного, важного». («Слона не приметить», «Любопытный»)

IV. 3 гейм «Ты мне, я тебе»

  1. Инсценирование басен И.А.Крылова (каждая команда изображает пантомимой басню)
  2. Представить басни при помощи различных игрушек и соответствующих предметов. Озвучить, прочитав отрывки наизусть.

V. 4 гейм «Вопросы»

Четыре вопроса – четыре ответа.

Какой ответ соответствует вопросу? (капитаны)

VI. 5 гейм «Эстафета»

«Кто больше соберет крылатых выражений» (на столе карточки с отрывками крылатых выражений)

VII. 6 гейм «Погоня за лидером»

Ведущий читает путаницу, составленную из строчек басен И.А. Крылова. определить, строки из каких басен звучат.

1 команда

Однажды Лебедь, Рак и Щука
Затеяли сыграть квартет,
Да призадумались, а во рту сыр держали
На ту беду Лиса близехонько бежала
И говорит ему: «Послушай-ка дружище,
Ты сказывают, петь великий мастерище
Так тянешь плавно и протяжно.
Во всем лесу такой певицы нет!»
Скажи, в чем есть тут главное уменье?
Быть сильным хорошо,
Но Мишенькин совет лишь
Попусту пропал.

(«Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Ворона и Лиса». «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Трудолюбивый воробей», «Лев и человек», «Зеркало и обезьяна»)

2 команда

Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала:
Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться
И надобно беде случиться.
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка так хороша!
Тебя, мой милый куманек, век слушать я готова»
И в темный лес ягненка поволок.

(«Мартышка и очки», «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух»)

Счастливый случай «Математика – царица наук»

Оборудование: пословицы о математике, карточки

План проведения:

  1. Приветствие команд
  2. Разминка
  3. Логика
  4. Заморочки из бочки
  5. Ты мне – я тебе
  6. Погоня за лидером

I. Приветствие команд (каждая команда придумывает название, девиз)

II. Разминка

Вопросы 1 команде

  1. Сколько носов у двух псов? (2)
  2. На какое число нельзя делить? (0)
  3. Действие, обратное умножению (деление)
  4. При делении на какое число получаем то же самое число? (на 1)
  5. Каждая из двух равных частей целого? (половина)
  6. У пуговицы – 4 дырочки, а у свистка – одна дырочка. Во сколько раз громче свистит пуговица? (пуговица не свистит)
  7. Самое большое число в произведении?
  8. Отражение квадрата в вытянутом зеркале? (ромб)
  9. Место обитания наказанных детей (угол)
  10. Часть прямой с началом и концом? (отрезок)
  11. В каком слове, состоящем из пяти букв «пять о»? (опять)
  12. Наука о числах и цифрах? (арифметика)
  13. Ряд чисел, соединенных знаками действий? (пример)
  14. Часть часа? (минута)
  15. Необходимая часть текста задачи? (вопрос)

Вопросы 2 команде

  1. Сколько ушек у трех старушек? (шесть)
  2. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины? (0)
  3. Простейшая линия в геометрии? (прямая)
  4. Как называется угол, который все обзывают, а он не обижается? (тупой)
  5. Двумя глазами видно 8 предметов. Во сколько раз число предметов уменьшится, если один глаз закрыть? (8)
  6. Самое большое число в разности?
  7. Я – добрый знак соединения
  8. Периметр –
  9. Наименьшее четное число? (2)
  10. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить обычный порядок действий? (скобки)
  11. Какое слово состоит из полубуквы «К»? (полк – пол «К»)
  12. Наука, основы которой изучают в начальной школе на уроках математики? (арифметика)
  13. Вывод, который ученик заучивает наизусть? (правило)
  14. Особое число, которое записывается с помощью двух цифр? (дробь)
  15. Малая мера времени?

III. Логика

1. Логорифы

Догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем к этому слову + одну или две буквы, чтобы получилось новое слово.

1 команда

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка (плюс – полюс)

2 команда

Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа
Но если внутрь меня восставить «С»
То женского я рода (два – дева)

2. Занимательные задачи

  1. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули и вытянули репку. Сколько пар глаз увидели репку? (6)
  2. В корзине 4 яблока. Раздели их между четырьмя братьями так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине. Как это сделать?
  3. Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, а Боря – 40 кг. Кто тяжелее, Валя или Володя?

IV. «Заморочки из бочки»

  1. Что нужно взять из паровоза и от кита, чтобы лодка поплыла? (пар-ус-парус)
  2. Назвать пять дней подряд, не называя ни числа, ни этих дней. (послезавтра, вчера, сегодня, завтра, позавчера)
  3. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
  4. На математической олимпиаде Змей Горыныч решил все задачи в 3 раза быстрее остальных. Почему?
  5. Тройка лошадей бежала со скоростью 12 км/ч. С какой скоростью бежала каждая лошадь?
  6. Горело 7 свечей, 3 погасли. Сколько свечей осталось?
  7. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?
  8. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
  9. Чему равно число, если двенадцатая его часть равна 3?
  10. Чему равно число, если оно больше 8 ровно на его полвину?

V. «Ты мне – я тебе»

Пословицы

Фразеологизмы, крылатые слова с числами

  • Одна голова хорошо (а две лучше)
  • Лук от семи (недуг)
  • Седьмая вода на киселе (дальний родственник)
  • До седьмого пота (работать, трудиться до крайнего утомления, полного изнеможения)
  • Семеро одного не ждут
  • Семь бед (один ответ)
  • На седьмом небе (высшая степень радости, счастья)
  • Семь раз отмерь (один раз отрежь)

VI. «Погоня за лидером»

1 команда

  • Много рук, а нога одна. (дерево)
  • У кого днем один глаз, а ночью много. (у неба)
  • Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся. (очки)
  • Живет между камнями голова с четырьмя ногами. (черепаха)
  • Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (рукавица)
  • В книге шесть листков простых, а седьмой – золотой. (дни недели)

2 команда

  • Танцует крошка, всего одна ножка. (юла)
  • Кто дважды родится, а один раз умирает? (рыбы, птицы)
  • Двое глядят, да двое слушают. (глаза, уши)
  • Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (ноты)
  • Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг на друга не походят. (месяцы)
  • Три брата: один впереди, два позади бегут и догнать одного не могут. (велосипед)