Цели урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Задачи урока:
- развивать умение анализировать, обобщать материал;
- выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности;
- формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения, развивать интерес к математике, совершенствовать умение работать в группе;
- выработать убежденность в ценности здорового образа жизни.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Предварительная подготовка:
- Три плаката с примерами для игры «Счет – эстафета». Жетоны двух цветов.
- Красный – за правильный ответ, зеленый – за быстроту счета.
- Приготовить раздаточные материалы для проверочной работы в 2-ух вариантах.
- Создать электронную презентации для использования на разных этапах урока.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.).
Объявить тему урока и его задачи.
Учитель: Для того, чтобы на следующем уроке хорошо написать контрольную работу, мы сегодня отправимся в страну «Смешанные числа». Класс разобьем на три команды и выберем капитанов. (Учитель проследит, чтобы капитанами были сильные в математике ученики)
2. Устная работа (5 мин.).
Учитель: Сначала проверим готовность к экскурсии. Мы проверим это умение в устном счете. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, отправимся мы в путь или нет. За каждый правильный ответ команда получит красный жетон, за быстроту ответа- зеленый.
Вопросы учащимся
- Сформулируйте правила сложения и вычитания смешанных чисел.
- Представьте число 1 в виде дроби со знаменателями 3, 4, 7.
- Представьте числа в виде неправильной дроби: 1(2/3), 4(5/6), 3(2/5).
- Выделите целую и дробную части: 12/5, 4/3, 14/3.
- Вычислите: 1+(3/4), 1-(7/9), 5+2(3/8), 10(3/4)-7, 3(2/5)+4(1/5), 9(7/12)-7(6/12), 4(3/5)+2(4/5), 4(2/7)-2(4/7).
Учитель: Теперь мы к экскурсии готовы. Но мы должны успеть на автобус. Какая команда первым добежит до автобуса?
3. Счет «Эстафета» (5 мин.)
Учитель: Первые участники игры от каждой команды решают первое задание из своего ряда, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т.д.
Задание для 1 команды
Задание для 2 команды
Задание для 3 команды
Учитель: Молодцы ребята. Все вы справились с работой. Итак, отправимся в путь. А в автобусе обычно слушают музыку или поют. А мы с вами будем играть в «Равный счет»
4. «Равный счет». (3 мин.) Каждая команда должна придумать три примера на сложение и три примера на вычитание смешанных чисел, чтобы в ответе получилось число 19(8/19). Например: 17(3/19) + 2(5/19) = 19(8/19).
5. Игра «Молчанка». (2 мин.)
Учитель: А сейчас немного едем в тишине. Поиграем в «Молчанку». (Дети записывают в тетрадь только ответы).
1) 9(2/7) - 3(1/7)
2) 4(1/5) + 3(2/5)
3) 1(4/5) + 4/5
4) 8 - 1/6
5) 3 - 1(2/5)
6) 4(1/3) - 2/3
7(3/5) |
6(1/7) |
7(5/6) |
2(3/5) |
3(2/3) |
1(3/5) |
о |
п |
я |
л |
а |
н |
Учитель: Так давайте узнаем, где мы остановились? Правильно, перед нами удивительная ПОЛЯНА, покрытая разноцветными цветами.
5. Работа по теме урока.
1) Решение примеров со смешанными числами на порядок действий.
Учитель: Пока мы наслаждаемся красотой природы, укрепляем свое здоровье, пусть наши капитаны позаботятся о нашей безопасности. Капитаны команд решают примеры у доски
Задание для капитана 1-ой команды: 6(5/8) - (3(3/8) + 1(7/8))
Задание для капитана 2-ой команды: (8 - 4(3/11)) + 2(8/11)
Задание для капитана 3-ей команды: 11(1/7) - (5(4/7) + 3(6/7))
2) Решение уравнений со смешанными числами.
Учитель: Подходит время обеда. Обед мы с вами готовим сами. Сначала разведем костер. Какая команда быстрее приготовит место для костра? Из каждой команды по одному участнику у доски решают уравнения. Остальные решают письменно в тетрадях. Быстрее разведет костер та команда, которая раньше остальных решит уравнение.
1) 6(2/13) - (x - 1(5/13) = 3(7/13))
2) (y + 2(4/11)) - 4(7/11) = 1(6/11)
3) (x - 1(8/9)) + 3(7/9) = 4(4/9)
6. Физкультминутка (2 мин.).
Учитель: Пока каша варится, все вместе станцуем вокруг костра. (Под музыку повторяют движения за учителем).
Учитель: Наша каша готова, постараемся, чтобы ее всем хватило, а для этого мы должны решить задачу.
Задача. В первой корзине было 5(8/25) кг яблок. Когда с нее взяли 1(16/25) кг яблок, то в первой корзине яблок стало меньше, чем во второй корзине на 1(19/25) кг. Сколько всего кг яблок было в двух корзинах первоначально?
(Условие задачи записываем на доске и решаем с комментированием).
Учитель: А сейчас давайте пообедаем в тишине. Выполним проверочную работу.
7. Проверочная работа (10 мин.)
Вариант 1.
1) Вычислите.
8 - 4(5/7), 6(5/8) + 2(7/8), 7(4/15) - 3(11/15)
2) Решите уравнение.
6(7/9) - x = 4(2/9)
3) Решите задачу. Велосипедист проехал 49 км за 4 часа. С какой скоростью он ехал?
Вариант 2.
1) Вычислите.
5 - 2(4/11), 7(5/14) + 3(11/14), 5(2/9) - 2(4/9)
2) Решите уравнение.
3(4/15) + y = 7(11/15)
3) Решите задачу. Моторная лодка за 3 часа проплыла 40 км. Какова скорость моторной лодки?
8. Рефлексия: Ну, вот, прошел еще один день. Сегодня мы с вами хорошо погуляли в стране смешанных чисел. А сейчас отправимся обратно домой. Готовимся к контрольной работе. Но дома вас ждут родители. Я уверена, им будет интересно узнать об экскурсии. Интересно, что вы им расскажете? (Ответы учащихся).
9. Подведение итогов (2 мин.). Комментарии к оценкам.