Обобщающий урок – экскурсия в страну "Смешанные числа". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Задачи урока:

  • развивать умение анализировать, обобщать материал;
  • выступать перед аудиторией, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские способности;
  • формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения, развивать интерес к математике, совершенствовать умение работать в группе;
  • выработать убежденность в ценности здорового образа жизни.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Предварительная подготовка:

  1. Три плаката с примерами для игры «Счет – эстафета». Жетоны двух цветов.
  2. Красный – за правильный ответ, зеленый – за быстроту счета.
  3. Приготовить раздаточные материалы для проверочной  работы в 2-ух вариантах.
  4. Создать электронную презентации для использования на разных этапах урока.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.).

Объявить тему урока и его задачи.

Учитель: Для того, чтобы на следующем уроке хорошо написать контрольную работу, мы сегодня отправимся в страну «Смешанные числа». Класс разобьем на три команды и выберем капитанов. (Учитель проследит, чтобы капитанами были сильные в математике ученики)

2. Устная работа (5 мин.).

Учитель: Сначала проверим готовность к экскурсии. Мы проверим это умение в устном счете. Вам нужно стараться отвечать правильно и быстро, от этого зависит, отправимся мы в путь или нет. За каждый правильный ответ команда получит красный жетон, за быстроту ответа- зеленый.

Вопросы учащимся

  1. Сформулируйте правила сложения и вычитания смешанных чисел.
  2. Представьте число 1 в виде дроби со знаменателями 3, 4, 7.
  3. Представьте числа в виде неправильной дроби: 1(2/3), 4(5/6), 3(2/5).
  4. Выделите целую и дробную части: 12/5, 4/3, 14/3.
  5. Вычислите: 1+(3/4), 1-(7/9), 5+2(3/8), 10(3/4)-7, 3(2/5)+4(1/5), 9(7/12)-7(6/12), 4(3/5)+2(4/5), 4(2/7)-2(4/7).

Учитель: Теперь мы к экскурсии готовы. Но мы должны успеть на автобус. Какая команда первым добежит до  автобуса?

3. Счет «Эстафета» (5 мин.)

Учитель: Первые участники игры от каждой команды решают первое задание из своего ряда, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды и т.д.

Задание для 1 команды

рис.1

Задание для 2 команды

рис.2

Задание для 3 команды

рис.3

Учитель: Молодцы ребята. Все вы справились с работой. Итак, отправимся в путь. А в автобусе обычно слушают музыку или поют. А мы с вами будем играть в  «Равный счет»

4. «Равный счет». (3 мин.) Каждая  команда должна  придумать три примера на сложение и три примера на вычитание смешанных чисел, чтобы в ответе получилось число 19(8/19). Например: 17(3/19) + 2(5/19) = 19(8/19).

5. Игра «Молчанка». (2 мин.)

Учитель:  А сейчас немного едем в тишине. Поиграем в «Молчанку». (Дети записывают в тетрадь только ответы).

1) 9(2/7) - 3(1/7)

2) 4(1/5) + 3(2/5)

3) 1(4/5) + 4/5

4) 8 - 1/6

5) 3 - 1(2/5)

6) 4(1/3) - 2/3

7(3/5)

6(1/7)

7(5/6)

2(3/5)

3(2/3)

1(3/5)

о

п

я

л

а

н

Учитель: Так давайте узнаем, где мы остановились? Правильно, перед нами удивительная ПОЛЯНА, покрытая разноцветными цветами.

5. Работа по теме урока.

1) Решение примеров со смешанными числами на порядок действий.

Учитель: Пока мы наслаждаемся красотой природы, укрепляем свое здоровье,  пусть наши капитаны  позаботятся о нашей безопасности. Капитаны команд решают примеры у доски

Задание для капитана 1-ой команды: 6(5/8) - (3(3/8) + 1(7/8)) 

Задание для капитана 2-ой команды: (8 - 4(3/11)) + 2(8/11)

Задание для капитана 3-ей команды: 11(1/7) - (5(4/7) + 3(6/7))

2) Решение уравнений со смешанными числами.

Учитель: Подходит время обеда. Обед мы с вами готовим сами. Сначала разведем костер. Какая команда быстрее приготовит место для костра? Из каждой команды по одному участнику у доски решают уравнения. Остальные решают письменно в тетрадях. Быстрее разведет костер та команда, которая раньше остальных решит уравнение.

1) 6(2/13) - (x - 1(5/13) = 3(7/13))

2) (y + 2(4/11)) - 4(7/11) = 1(6/11)

3) (x - 1(8/9)) + 3(7/9) = 4(4/9)

6. Физкультминутка (2 мин.).

Учитель: Пока каша варится, все вместе станцуем вокруг костра. (Под музыку повторяют движения за учителем).

Учитель: Наша каша готова, постараемся, чтобы ее всем хватило, а для этого мы должны решить задачу.

Задача. В первой корзине было 5(8/25) кг яблок. Когда с нее взяли  1(16/25) кг яблок, то в первой корзине яблок стало меньше, чем во второй корзине на 1(19/25) кг. Сколько всего кг яблок было в двух корзинах первоначально?

(Условие задачи записываем на доске и решаем с комментированием).

Учитель: А сейчас давайте пообедаем в тишине. Выполним проверочную работу.

7. Проверочная работа (10 мин.)

Вариант 1.

1) Вычислите.

8 - 4(5/7), 6(5/8) + 2(7/8), 7(4/15) - 3(11/15)

2) Решите уравнение.

6(7/9) - x = 4(2/9)

3) Решите задачу. Велосипедист проехал 49 км за 4 часа. С какой скоростью он ехал?

Вариант 2.

1) Вычислите.

5 - 2(4/11), 7(5/14) + 3(11/14), 5(2/9) - 2(4/9)

2) Решите уравнение.

3(4/15) + y = 7(11/15)

3) Решите задачу. Моторная лодка за 3 часа проплыла 40 км. Какова скорость моторной лодки?

8. Рефлексия: Ну, вот, прошел еще один день. Сегодня мы с вами хорошо погуляли в стране смешанных чисел. А сейчас отправимся обратно домой. Готовимся к контрольной работе. Но дома вас ждут родители. Я уверена, им будет интересно узнать об экскурсии. Интересно, что вы им расскажете? (Ответы учащихся).

9. Подведение итогов (2 мин.). Комментарии к оценкам.