Цель урока: знакомство обучающихся с осенними изменениями в жизни животных, формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, личностных компетентностей.
Задачи урока:
- показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в неживой природе и в мире растений;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
- продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
- развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
- воспитывать эстэтические чувства, экологически грамотное поведение в природе.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Учебник "Окружающий мир" 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Тетрадь к учебнику, 3 класс, О.Т.Поглазова
- Картинки с изображениями животных
- Раздаточный материал для работы в группах ( диаграммы, слова для схем, тексты, маркеры, клеющие карандаши, листочки зелёные, красные, жёлтые листочки из цветной бумаги)
- Персональный компьютер
- Мультимедийная установка
- Презентации к данному уроку:
- Презентация с сайта viki.rdf.ru "Октябрь" (автор: Пономарёва Л.А., МОУ "Новоаннинская гимназия");
- "Золотая осень" (фрагмент фильма);
- Авторская презентация к данному уроку.
Содержание урока
1. Организационный момент
Дети разделены учителем на 4 группы.
Учитель приветствует учеников, настраивает на работу.
2. Мотивирование к учебной деятельности, эмоциональный настрой
- Полюбуйтесь красотой осеннего леса.
Включаю видеосюжет "Золотая осень". На фоне музыки и слайдов читаю сказку:
"Жили-были листья. У них был один дом - дерево. Одна дружная семья. Вместе им было весело, тепло и уютно. Они рассказывали друг другу сказки, играли с теплым летним ветерком. В жаркий день под деревом отдыхали люди, и листья ласкали гостей своей прохладой и шелестом. Так они прожили целое лето.
Но вот наступила осень. Похолодало. Листья пожелтели. Подул злой осенний ветер. Он срывал листья, кружил в воздухе и разгонял по всему свету. Полетели листья в далекое путешествие. У каждого была своя дорога..."
- Интересное начало сказки? Хочется узнать её продолжение? А вы знаете, ребята, продолжения у этой сказки ещё нет. Может быть кто-то из вас его сочинит? У кого появилось желание придумать продолжение сказки о путешествиях осенних листочков? А кто захотел придумать свою сказку об осенних листьях? Можете дома выполнить такое задание.
А теперь, посмотрите на ваши парты. Некоторые самые любознательные листики великая тяга к знаниям занесла в наш класс, на урок окружающего мира. А, вы, тоже хотите узнать что-то новое, интересное? Тогда продолжим наше знакомство с осенними изменениями в природе.
3. Актуализация знаний
- Сначала вспомним, что нам уже известно.
Задание для работы в группах (Приложение 1)
Каждая группа получит сейчас какую-то диаграмму. Догадайтесь, какому времени года она соответствует. Почему вы так считаете?
- У какой из групп была диаграмма лета? Представитель группы объясняет, почему так решили, прикрепляет диаграмму на доску.
- Объясните, что она обозначает.
- У какой из групп была диаграмма зимы? Представитель группы объясняет, почему так решили, прикрепляет диаграмму на доску.
- У какой из групп была диаграмма осени? Представители групп объясняют, почему так решили, прикрепляют диаграмму на доску.
- Какому ещё времени года она соответствует? (весне)
- Уточним, когда наступает осень по календарю?
- Когда наступает осень по местным признакам?
- Когда наступает осень по Солнцу?
- Как изменяется продолжительность дня и положение солнца над горизонтом после 23 сентября?
- Какой сейчас месяц за окном? Давай те послушаем беседу дяди Кузи и Чевостика про октябрь. А вы, когда будете смотреть попробуйте догадаться о чём сегодня будем говорить на уроке.
Просмотр презентации "Октябрь".
4. Постановка цели урока
- Осенью изменяется не только жизнь растений. Итак, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Что мы узнаем? К зиме готовятся не только растения, но и животные. Об этом и пойдёт речь на уроке. (Слайды 1,2)
5. Планирование работы
- О каких группах животных предстоит узнать?
Представители групп получают картинку с изображением животного. Группы получают задание: узнать к какой группе относится животное, назвать главные отличительные черты этой группы животных.
После обсуждения представители от групп выходят к доске, выбирают табличку с названием, рядом прикрепляют картинку. По ходу заполнения таблицы вспоминаем основные особенности каждой группы.
- Какие группы животных ещё вам знакомы?
Насекомые | |
Птицы | |
Млекопитающие | |
Рыбы | |
Земноводные | |
Пресмыкающиеся |
(Слайд 3)
6. Открытие новых знаний
Жизнь насекомых и птиц осенью
- Какая из этих групп самая многочисленная и незащищённая от понижения температуры воздуха? Откройте рабочую тетрадь на странице 14. Рассмотрите картинки, вспомните, каких насекомых вы наблюдали летом, разгадайте кроссворд. (Слайд 4)
Больше ли стало насекомых осенью? Что вы знаете о подготовке насекомых к зиме? Уточним знания по учебнику.
- Прочитайте самостоятельно тексты учебника на странице 49 и 130.
Задание для работы в группах:
- Составить из предложенных слов (Приложение 2) схему о том, как готовятся к зиме насекомые.
Температура тела насекомых непостоянна. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением осенних холодов часть насекомых забирается в укромные места и впадает в состояние сна. Другие насекомые зимуют в стадии личинки или куколки, взрослая особь у этих насекомых чаще всего погибает.
Проверка составления схемы, закрепление знаний (Слайды 5,6,7)
- С жизнью насекомых тесно связана и жизнь следующей группы животных. Как вы думаете, какой? (Слайд 8) Каким образом? Чем питаются птицы? Почему и куда улетают птицы? Какие птицы улетают первыми? Как называют их?
- Найдём и прочитаем более точную информацию в учебнике на странице 50 (коллективная работа)
- Как летят перелетные птицы? (Слайд 9) Приходилось ли видеть в этом году отлет птиц? Почему летят птицы не стаей, а клином или цепью?
Крупным птицам труднее лететь, чем мелким, поэтому они выстраиваются при перелетах в цепочку или угол. Птицы по очереди становятся впереди всех, где труднее преодолевать сопротивление воздуха. Как первому лыжнику в походной колонне, пробивающему для всех лыжню. А потом первые перемещаются в самый хвост стаи для отдыха ( там, за всеми птицами, лететь легче). Почему улетают птицы? Сделаем вывод. (Слайд 10)
- Осенью происходят изменения и в жизни птиц, которые не улетают от нас. Как называют этих птиц? Почему они не улетают от нас? Чем они питаются зимой?
Эти птицы питаются сохранившимися на растениях плодами и семенами, отыскивают спрятавшихся насекомых. Некоторые из них прилетают ближе к жилью человека, где находят тепло ( на чердаках и в застрехах домов), и пищу. Нужно ли помогать этим птицам? Как мы можем им помочь? Для птиц, остающихся зимовать, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. (Рисунок кормушки вывешиваем на доску)
- Каких птиц называют кочующими?
К кочующим относят многие виды птиц, живущих на далёком севере. Они ежегодно кочуют в пределах определенной области, не улетая в страны с тёплым климатом. Весной они улетят от нас обратно на север.
Закрепление знаний о птицах
Задание для работы в группах (выполнение группами задания 33 в рабочей тетради):
Соедини понятия и их значения.
Учащиеся соединяют понятия "перелетные птицы", "кочующие птицы", "оседлые птицы" и их значения.
Раздели птиц на три группы.
Учащиеся распределяют разноцветные кружки рядом с рисунками птиц, определяя их к группам кочующих, перелетных или оседлых птиц.
Проверка:
(Слайд 11) Каких ещё перелётных птиц вы видите?
(Слайд 12) Кто здесь лишний? Почему?
(Слайд 13) Какая птица заняла место сойки? (клёст) Что вы знаете об этой птице?
Физкультурная разминка
- А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка - физкультурная разминка!
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Все присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Дети расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью походку вперевалку, наклоняются "за ветвями", "строят берлогу".
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки.
Носит белка целый день про запас грибы в дупло.
Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло.
Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам.
Бег трусцой на месте.
Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.
Дети изображают осторожно крадущуюся лису.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Срывают с верхних веток орехи и прячут их внизу в мох.
Хвою щиплют глухари.
Кистями рук делают щипковые движения.
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.
Дети делают махи руками и присаживаются на корточки.
Что изменяется в жизни млекопитающих с приходом осени?
(Слайд 14)
- Прочитайте опорные слова. Подумайте, что вам известно о подготовке к зиме млекопитающих?
На доске появляются слова:
ПОДГОТОВКА ЖИЛИЩА ЛИНЬКА СПЯЧКА ЗАПАСЫ
- У каких животных и зачем осенью линяет шерсть? Линяют ли домашние животные?
Какие животные запасают на зиму пищу? Какие животные усиленно питаются осенью?
- Осенью линяет шерсть (после этого она становится более густой) у животных, которым предстоит провести зиму в лесу под открытым небом (у зайцев, лис, волков); осенью готовят себе теплое жилище те животные, которые на зиму засыпают (медведи, ежи, барсуки); усиленно питаются осенью те животные, которым предстоит на всю зиму заснуть.
Самостоятельное выполнение задания 34 в рабочей тетради:
По заданию № 34 ученики объединяют рисунки: хозяйка - банки с соленьями, пчела - соты с медом, конь - повозка с сеном, хомячок - спелые колоски.
- Кто из всех изображённых животных не сам заготавливает себе корм? (Лошадь не сама заготавливает себе корм, о ней заботится человек, но она помогает ему привезти сено с луга.)
Задание для работы в группах
Прочитайте текст, угадайте о каком животном в нём идёт речь?
Текст для группы 1:
"Он постоянно живет в земле. За один раз он съедает 20-30 граммов пищи; наевшись, тут же укладывается спать; просыпается через 4-5 часов голодным и снова отправляется за пищей. На зиму в спячку не залегает, так как голодать он не может. Голод для него - гибель."
(крот) (Слайд16)
Текст для группы 2:
"У него за лето бывает три приплода: первый - в конце апреля или в мае, второй - в начале июля, третий - в конце августа или начале сентября, когда начинается листопад. Эти поздние детки так и называются - листопаднички. К зиме он белеть начинает с хвоста."
(заяц) (Слайд15)
Текст для группы 3:
"И он готовит себе мягкую постель для зимовки. Он смешно катается по сухим листьям, накалывает их на колючки и носит к своему зимовью. Затем, свернувшись в клубок под листьями, засыпает на всю зиму."
(ёж) (Слайд 17)
Текст для группы 4:
"Она питается лягушками, ящерицами, мышами, крупными насекомыми, может разорить птичье гнездо, а вот догнать зайца ей не просто, так как он более подвижен, да и след путает."
(лиса) (Слайд 18)
Знакомство с жизнью рыб, пресмыкающихся, земноводных
(Слайд 19)-О каких животных пойдет речь дальше?
Задание для работы в группах
- Закончите предложения:
Летом вода ____________________, поэтому рыбы плавают _______________________.
Осенью вода ___________________, поэтому рыбы плавают _______________________.
Слова для справок: "остывает", " по всему слою воды", "нагревается", "в нижнем слое воды"
Обучающиеся выбирают из справки слова: "остывает", " по всему слою воды", "нагревается", "в нижнем слое воды", дополняют предложения.
Проверка (Слайды 20,21)
- Как готовятся к зиме земноводные и пресмыкающиеся?(Слайд 22)
С наступлением осенних холодов земноводные и пресмыкающиеся забираются в укромные места и застывают.
Тритоны в отличие от других земноводных подальше уйдут от водоемов и перезимуют под сухими корнями деревьев. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоёмов.
7. Рефлексия учебной деятельности
- Ребята, вы оказались очень любознательными, хорошо трудились, искали ответы на разные вопросы. Кто оказался лучшим в группе? Кому из вас удалось пополнить свои знания? (Слайд 23) Оцените свою работу на уроке. На ваших партах лежат листики разного цвета. Пусть каждый из вас выберет листик определённого цвета и приклеет его на веточку: красный листик - "мне было интересно", желтый листик - "я узнал много нового", зеленый листик - "мне было трудно все запомнить", а на белом листике вы можете сейчас или в течение дня написать тот вопрос, который вас заинтересовал по данной теме и отдать его учителю.
После этого веточки с разноцветными листиками крепим на доску, любуемся получившимся "Деревом Познания".
8. Домашнее задание
Обязательное задание для всех:
Дома по заданию № 35 в рабочей тетради вставить пропущенные названия животных в текст сказки, знакомясь с тем, как они собираются перезимовать.
Задания на выбор:
- Подготовить индивидуальное сообщение о подготовке животных к зиме (доклад сопровождать показом иллюстрации)
- Сочинить сказку на осеннюю тему
Поискать информацию о том, где зимует кукушка
Приложение 1
Приложение 2
насекомые засыпают умирают делают запасы