Цель: познакомить с приставкой , как значимой частью слова стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов, организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова.
Оборудование: интерактивная доска (презентация) /Приложение1/
Ход урока
1. Оргмомент
(приветствие)
2. Актуализация знаний
Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- Откроем учебники
- На каком уроке мы остановились? Какой урок следующий?
-В каком блоке находится этот урок?
- Какой основной вопрос блока "Как устроен наш язык"?
- Давайте прочитаем тему урока.
- Обратите внимание на условные обозначения. Как называется эта рубрика?
- Над каким вопросом нам предлагает подумать автор?
- Как вы думаете могут ли быть слова без суффикса? Приведите примеры слов с суффиксом и без него.
- Для чего служит суффикс?
- Могут ли быть слова без корня? Докажем.
- Теперь прочитаем слова на доске.
Нам предлагают выделить в этих словах корни и суффиксы .
(выполяют у доски, по цепочке)
- Обратите внимание на слова второго столбика.
Учитель читает слова.
- Что общего в этих словах?
- Объясните что значит приморский,:и т.д.?
- Сделаем вывод. Кто считает, что эти слова имеют общее значение "находящийся рядом"?
- Назовите одинаковую часть слова, которая придаёт словам значение "находящийся рядом"?
- Где находится эта часть слова?
- Значит какое она имеет значение?
Физкультурная пауза.
3. Изучение нового материала
Задача: наблюдение над значением различных прставок.
- Напомните мне тему урока.
Упражнение №1
- Читаем задание.
- Что значит условное обозначение?
- Обратите внимание на подсказку. Прочитайте.
- Давайте поработаем в парах. Используйте подсказку,делайте сначала карандашом в учебнике. Обсудите и запишите в тетрадь.
- Давайте проверим. ( у доски)
- Как вы думаете выделенные слова это группа родственных слов,или формы одного и того же слова?
- Назовите те части слова,которые помогли образоваться новым словам. Обратите внимание где они находятся? А какое имеют значение?
4. Осмысление.
Задача: закрепление представления о приставке в прцессе наблюдения за гуппой родственных слов.
- Вспомним тему урока.
- Кто может сделать вывод, что же такое приставка?
- Теперь мы можем открыть тайну языка.
(чтение правила)
- Правильно ли мы сделали вывод?
Физкультурная пауза.
Упражнение №2 /
- Читаем задание.
- Предлагаю списать один столбик по выбору, а у доски мы проверим все слова. (три человека работают у доски)
- Проверьте, согласны ли вы с ребятами.
- Как называется часть слова при помощи которой образовались эти слова?
-Сделаем вывод. Для чего служит приставка?
- Подтвердим сделанный вывод.Читаем рубрику "Обрати внимание".
5. Обобщение.
Задача: тренировка в поиске приставок для образования новых слов.
- Давайте поиграем.
Упражнение №3
(Ребята задают друг другу словосочетания,а отвечают одним словом)
- Давайте попробуем.(по одному примеру из столбика)
- Что называют слова,которые получились?
- А какая часть слова придала им такое значение?
- Что мы узнали про приставку?
- Как правильно находить приставку в слове? Предлагаю составить план. Закройте учебники. (работа по карточкам)
- Давайте проверим.
- А теперь сверим с учебником.
6. Самостоятельная работа.
Задача: отработка умения выбрать нужную приставку в соответствии со смымлом словосочетания.
Упражнение №5
- Читаем задание. Пользуясь подсказкой запишите самостоятельно несколько словосочетаний, сколько успеете.
(со слабыми учениками сделать предварительный разбор)
7. Рефлексия.
Задача: подвести итог урока.
- Задумайтесь, кому удалось запомнить, что такое приставка и для чего она сужит.
- Для домашнего задания предлагаю упражнение №4.
Выполняя его помните, что каждая приставка имеет свое значение.