Урок русского языка во 2-м классе по теме "Приставка как часть слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с приставкой , как значимой частью слова стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов, организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять её из состава слова.

Оборудование: интерактивная доска (презентация) /Приложение1/

Ход урока

1. Оргмомент

(приветствие)

2. Актуализация знаний

Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

- Откроем учебники

- На каком уроке мы остановились? Какой урок следующий?

-В каком блоке находится этот урок?

- Какой основной вопрос блока "Как устроен наш язык"?

- Давайте прочитаем тему урока.

- Обратите внимание на условные обозначения. Как называется эта рубрика?

- Над каким вопросом нам предлагает подумать автор?

- Как вы думаете могут ли быть слова без суффикса? Приведите примеры слов с суффиксом и без него.

- Для чего служит суффикс?

- Могут ли быть слова без корня? Докажем.

- Теперь прочитаем слова на доске.

Нам предлагают выделить в этих словах корни и суффиксы .

(выполяют у доски, по цепочке)

- Обратите внимание на слова второго столбика.

Учитель читает слова.

- Что общего в этих словах?

- Объясните что значит приморский,:и т.д.?

- Сделаем вывод. Кто считает, что эти слова имеют общее значение "находящийся рядом"?

- Назовите одинаковую часть слова, которая придаёт словам значение "находящийся рядом"?

- Где находится эта часть слова?

- Значит какое она имеет значение?

Физкультурная пауза.

3. Изучение нового материала

Задача: наблюдение над значением различных прставок.

- Напомните мне тему урока.

Упражнение №1

- Читаем задание.

- Что значит условное обозначение?

- Обратите внимание на подсказку. Прочитайте.

- Давайте поработаем в парах. Используйте подсказку,делайте сначала карандашом в учебнике. Обсудите и запишите в тетрадь.

- Давайте проверим. ( у доски)

- Как вы думаете выделенные слова это группа родственных слов,или формы одного и того же слова?

- Назовите те части слова,которые помогли образоваться новым словам. Обратите внимание где они находятся? А какое имеют значение?

4. Осмысление.

Задача: закрепление представления о приставке в прцессе наблюдения за гуппой родственных слов.

- Вспомним тему урока.

- Кто может сделать вывод, что же такое приставка?

- Теперь мы можем открыть тайну языка.

(чтение правила)

- Правильно ли мы сделали вывод?

Физкультурная пауза.

Упражнение №2 /

- Читаем задание.

- Предлагаю списать один столбик по выбору, а у доски мы проверим все слова. (три человека работают у доски)

- Проверьте, согласны ли вы с ребятами.

- Как называется часть слова при помощи которой образовались эти слова?

-Сделаем вывод. Для чего служит приставка?

- Подтвердим сделанный вывод.Читаем рубрику "Обрати внимание".

5. Обобщение.

Задача: тренировка в поиске приставок для образования новых слов.

- Давайте поиграем.

Упражнение №3

(Ребята задают друг другу словосочетания,а отвечают одним словом)

- Давайте попробуем.(по одному примеру из столбика)

- Что называют слова,которые получились?

- А какая часть слова придала им такое значение?

- Что мы узнали про приставку?

- Как правильно находить приставку в слове? Предлагаю составить план. Закройте учебники. (работа по карточкам)

- Давайте проверим.

- А теперь сверим с учебником.

6. Самостоятельная работа.

Задача: отработка умения выбрать нужную приставку в соответствии со смымлом словосочетания.

Упражнение №5

- Читаем задание. Пользуясь подсказкой запишите самостоятельно несколько словосочетаний, сколько успеете.

(со слабыми учениками сделать предварительный разбор)

7. Рефлексия.

Задача: подвести итог урока.

- Задумайтесь, кому удалось запомнить, что такое приставка и для чего она сужит.

- Для домашнего задания предлагаю упражнение №4.

Выполняя его помните, что каждая приставка имеет свое значение.