Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- научить детей дифференцировать кинетически сходные буквы "б" и "д" путём выработки чёткой зрительно-моторной координации;
- активация зрительного анализа и синтеза, внимания и памяти, тактильного восприятия;
- уточнение пространственной ориентировки;
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать логическое мышление, внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
- совершенствовать навык беглого и осмыслённого чтения;
- развивать связную речь.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать любовь к природе;
- правильно выполнять инструкцию учителя;
- вырабатывать навык самопроверки.
Оборудование:
- геометрические фигуры (прямоугольник, трапеция, круг );
- элементы строчных букв для конструирования и трансформации (прописи );
- индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры, бумага в клетку;
- листы с заданиями( текст "Бабочка");
- свисток;
- мяч диаметром 6-8 см.
Ход занятия
Слайд 1,2
1. Организационный момент. Сядет тот, кто придумает и назовёт по 3 предмета, схожие по форме с геометрическими фигурами. Назовите эти фигуры (прямоугольник, трапеция, круг).
2. Графический диктант.
Инструкция. У каждого ученика на листах в клетку отмечены две начальные точки.
От первой отмеченной точки провести линию на три клетки вправо, одну клетку вниз, две клетки влево, одну вниз , две клетки вправо, три вниз , три влево, пять клеток вверх. Затем от начальной точки глазами отмерить расстояние: три клетки вниз и одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо и поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, одну вниз, одну влево, одну вверх. Что получилось?
Б
От второй отмеченной точки провести ломаную линию: три клетки вправо, четыре клетки вниз, одну клетку вправо, две клетки вниз, одну клетку влево, одну вверх, три клетки влево, одну вниз, одну влево, две клетки вверх, одну вправо, четыре вверх. От начальной точки глазами отмерить одну клетку вправо и одну вниз, поставить точку. От этой точки провести линию: одну клетку вправо, три клетки вниз, одну клетку влево, три клетки вверх. Что получилось?
Д
Какие это буквы? (Печатные)
3. Уточнение артикуляции звуков, обозначаемых получившимися буквами.
Слайд3. Выделить первый звук в слове белка. (Вопрос: кто это?)
Слайд4.Уточнение артикуляции звука б, глядя на артикуляционный профиль этого звука.( Вопросы: как образуется звук б? Какой это звук?)
Характеристика звука [Б]: согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы.
Слайд 5.Выделить первый звук в слове дятел. (Вопрос: кто это?)
Слайд 6.Уточнение артикуляции звука Д, глядя на артикуляционный профиль этого звука. (Вопросы: как образуется звук Д ? Какой это звук?)
Характеристика звука [Д]:согласный, звонкий, взрывной, преграда - язык смыкается с корнями зубов у дёсен.
4. Сопоставление звуков, установление сходства и различия пред зеркалом.
Слайд 7.Общее (сходство): оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.
Слайд 8. Различие - место преграды.
Обратить внимание на наличие звука [б] в слове "губы" и звука [д] в слове "дёсны".
Наблюдение за изменением места преграды при поочерёдном произнесении этих звуков: б-д, д-б
5. Соотнесение звука с буквой. (Мнемонический приём). Слайд 9.
- сравнение строчной буквы Б с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх) Буква Б вписывается в силуэт белки;
- сравнение строчной буквы Д с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при "лечении дерева", направлен вниз). Буква Д вписывается в силуэт дятла.
6. Заглавные и строчные буквы "б" и "д". Слайд 10.
7. Физминутка (можно выполнять под музыку). Слайд 11.
Отличительный элемент буквы б - "хвостик", который направлен вверх. А хвостик буквы "д" - вниз.
Вы будете поднимать правую руку вверх, когда услышите слоги и слова со звуком "б".
Приседать (руки на пояс), когда услышите звук "д" в слогах или в словах.
БА, ДУ, ДЫ, БРО, ДРЫ, ВБО, ЛБЫ, РДА; БАНК, ДОМ, БОТЫ, БАНТ, ДУХИ, КЕДЫ, ЗАБОТЫ, ДВА, ВЕРБА.
8. Конструирование букв "б" и "д" из элементов букв. Слайд 12.
- Конструирование буквы" б" из элементов о, г.
- Конструирование буквы "д" из элементов о, j .
Инструкция. Отгадать загадки, выделить первый звук и сконструировать букву (строчную).
Загадки:
1. В сосне дупло. В дупле тепло. А кто в дупле живёт тепле? (Белка)
2. Как называется дом белки? (Дупло)
3. Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
4. Что лечит дятел? (Деревья)
5. Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
6. Какой сарафан у берёзы? (Белый).
9. Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.
Детям раздаются карточки со строчными буквами, по-разному расположенными в пространстве. Задача: найти все "правильные" буквы, подчеркнуть их и посчитать, сколько встретилось вам строчных букв Б и сколько букв Д. Тот, кто хорошо справится с этим задание, получит приз (приз - наклейка).
* "Правильной" считается та буква, которая соответствует написанию в алфавите.
10. Подвижная игра для развития внимания.
Цель: развивать внимание, пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию.
Материал: свисток, мяч диаметром 6-8 см.
Ход игры: Игроки образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: "Руки!" - и тот, к кому обращаются, должен выставить вперёд обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берёт мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, продолжает водить. По окончании игры отмечаются игроки, нашедшие мяч с первой попытки.
11. Письмо. Слайд 13
12. Расположение элементов букв в пространстве. (Учитель-логопед рассказывает откуда и в каком направлении пишутся строчные буквы Б и Д, соотнеся эту схему со "схемой тела" человека). Слайд 14
13. Тренировочные упражнения. Слайд 15.
1. Напиши строчку овалов.
2. Над и под каждым овалом допиши элемент буквы по опорным точкам (проговаривая: б- хвост вверху , д - хвост внизу).
14. Задание №2. Слайд 16.
Прочитай слова, добавляя нужный элемент.
Оант оазар Оилет руоашка Гвозоики орошка Оорога оушно Раоуга раоота Оаоушка загаока
Напишите эти слова в тетрадь.
15. Задание №3. Слайд 17. (текст дается для самопроверки, после того, как выполнено задание на листочках. Сравнить свою работу с текстом на слайде, найти ошибки)
На карточках, покрытых плёнкой, дописать фломастером элементы букв "б" и "д" без опорных точек в рассказе "Бабочка". Текст выполнен строчными буквами.
Баоочка.
Волооя поймал оаоочку. Баоочка билась в руках у Волоои. Приоежала Лиоа. Она просила Волоою отпустить оаоочку.
Волооя отпустил её. Баоочка села на оерево, а потом полетела оальше. Лиоа и Волооя оолго люоовались оаоочкой.
Наоо оеречь природу!
16. Подведение итогов занятия.
Что нового вы узнали на уроке? На кого похожи буквы? Чем? Что получилось сделать хорошо на уроке у каждого из вас? (дети отвечают по очереди) А в чем испытывали затруднения? Что и кому было что-то не понятно?
17. Рефлексия. А сейчас я вам предлагаю выбрать картинку-символ, которая выражает ваше настроение. Объясните нам, почему у вас такое настроение в конце урока.
Картинки: туча - настроение хмурое, солнце - настроение весёлое, радостное, дождь - настроение совсем плохое, ветер - настроение переменчивое.