Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
- дать представление о безличных предложениях,
- показать способы выражения сказуемого в этих предложениях,
- развивать речевую культуру учеников
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Определить морфологические признаки глагола по окончанию
-ешь, -ете, -ут, -им, -л-и, -у, -ит, -ет
Найти односоставные предложения и определить их тип, определить наклонение глагола, выделить окончания:
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой одной,
Там поймешь, кто такой.
(В.С.Высоцкий)
Дни поздней осени бранят обыкновенно.
(А.С.Пушкин)
Копнешь поглубже - найдешь получше.
3. Монологическое высказывание.
- Какова роль односоставных глагольных предложений в речи?
- На чем акцентируется внимание в предложении?
4. Работа по теме урока. Текст (слайд, использование ИКТ)
Темнеет. В комнате тихо. Дома никого нет, кроме Никиты. Скучно ему одному. Клонит его, бедного, ко сну. Но спать никак нельзя. Надо делать уроки.
5. Найдите грамматические основы в предложениях.
- По наличию главных членов какие это предложения?
- Чем выражен главный член предложения?
- Можно ли восстановить подлежащее?
- Почему этот тип предложения называется БЕЗЛИЧНЫМ?
- Разобрать по составу слово безличное.
- Каково значение приставки?
6. Чтение учебника стр.100, п. 23
7. Вывод: в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего, не может быть производителя действия,
"деятельность без деятеля".
Справка: в безличных предложениях мы сталкиваемся с интересным явлением - с сохранением в языке архаичных представлений, с отражением в нем наивного, донаучного мышления, согласно которому некие высшие силы активно вмешиваются в нашу жизнь.
8. Привести примеры из личного опыта.
От сердца отлегло. Принесло ж его на грех в такое время.
9. Самостоятельная работа. Учебник стр.100
Изучение сведений оспособах выражения сказуемого в безличных предложениях.
- Запись в тетрадь. Чем выражен главный член в безличном предложении?
- В какой форме употреблены глаголы?
- Какова цель употребления безличных предложений?
(передать состояние человека и природы)
10. Нахождение безличных предложений, определение форм глагола-сказуемого: упр.№223 стр.101
11. Рефлексия. Какова роль безличных предложений в речи?
- В чем отличие безличных предложений?
- Чем выражено сказуемое в таком предложении?
12. Рекомендации по выполнению домашнего задания.
Упр. 223 или составить сочинение-миниатюру с безличными предложениями.