Подготовительная работа к контрольному изложению. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: развивать речь, обогащать словарный запас, привитие навыка анализа текста; воспитывать творческие возможности учащихся; воспитывать чувство любви к природе, Родине,

Вступительное слово учителя.

Мне б упасть среди берез.
Где туман так светел
И берёзы ствол обнять,
И, прижавшись сильно.
Непонятное понять.
Мир неведомый объять
Средь берёз умильных...

Сегодня, ребята, перед нами стоит не очень легкая задача: работа по подготовке к написанию контрольного изложения. Для начала хочу заметить, что эта деятельность будет сопровождаться не только анализом текста, но и беседой и рассуждениями о красоте природы, о роли каждого из нас в ее охране.

1. Чтение текста "Молодой садик"

На пригорке росла одинокая березка. Осенний ветер больно хлестал ее. Пришли на пригорок ребята. Они выкопали ямы, посадили яблоньки. А чтобы защитить яблони от ветра, посадили рябину, липу, елку. Часто приходили ребята в молодой садик. То побелят стволы яблонь известью. То зажгут дымные костры. Выросли деревья. Зацвели яблони. Люди любовались садом.

2. Лексико-фразеологическая работа.

2.1. Ответы на вопросы:

а). О каком дереве идет речь в начале текста? (Здесь говорится о березе)

б). Что вы знаете о березе? (Ответы: 1.Раньше ее называли берзой от "бер", то есть светлый, белый. 2.Она еще является символом нашей родины - России. 3. Многие поэты и писатели посвятили свои произведения березе.)

в). Прочитайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений, приготовленные вами.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С.Есенин)

На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей. (М.Ероха)

г). Где росла березка? (Березка росла на пригорке.)

д). Почему ребята решили посадить на пригорке яблони? (Им стало жалко одинокое дерево, которое могло погибнуть во время холодов.)

е). Как ухаживали ребята за садом? (Они делали все, чтобы спасти от гибели деревья: окапывали, зажигали дымные костры, белили. Самое главное, они дарили маленькому садику свое тепло, свою любовь, что, конечно же, обязательно поможет спасти деревца.)

2.2. Разбор по составу слов.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется -
Ответ наш готов.

После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком -
Называют суффиксом.

На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.

березка, пригорок, яблонька, садик, рябинушка.

а).  К какой части речи относятся эти слова?

б). К какому роду относятся эти существительные?).

2.3. Проверка безударных гласных букв.

Есть гласные ударные,
Но есть и безударные.
Их нужно проверять,
В корне правильно писать.

Подбираем быстро слово,
И проверочка готова.
Удареньем проверяем -
Ничего не забываем.

Осенний - осень, защитить - защита, стволы - ствол, зацвели - зацвел.

2.4.Объяснение значения слов и выражений на родном (кабардинском) языке: одинокая, больно хлестал, зажгут дымные костры.

2.5.Объяснение знаков препинания в предложении:  

А чтобы защитить яблони от ветра, посадили рябину, липу, елку.

2.6.Разобрать по членам предложения: 

На пригорке росла одинокая береза.
Часто приходили ребята в молодой садик.

2.7.Образовать возможные словосочетания: 

То побелят стволы яблонь известью, то зажгут дымные костры.

2.8. Просклонять существительное. (ребята)

Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склонением это называют
Запомнить это надо нам.

2.9. Морфологический разбор слова: деревья

3. Повторное чтение текста.

4. Составление плана.

1. Одинокая береза.

2. На пригорок пришли ребята.

3. Ребята работают в садике.

4. Деревья выросли.

5. Сжатый пересказ 2-3 учащимися содержания текста.

6. Демонстрация рисунков, сделанных детьми дома.

7. Домашнее задание.

Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

Слово учителя: Ребята, сегодня задание на дом заключается в том, что вы должны будете написать небольшой отзыв на текст вашего изложения. Самые интересные работы будут оценены.

Заключительное слово учителя: Мне же остается поблагодарить вас всех за помощь в организации нашего урока и за активное в нем участие. Спасибо вам большое, ребята! (Оглашение списка, учащихся, получивших оценки).