Фрагмент экологического проекта "Экологическое равновесие на примере экосистемы Водоем"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Цель урока: формирование экологического сознания, любви к природе и бережного отношения к ней.

Задачи:

  • познакомить детей с животными водоёма;
  • развитие умения наблюдать за животными;
  • обсудить проблемы, возникающие вследствие разрушения природных сообществ в результате человечес кой деятельности;
  • формирование потребности любоваться природой и бережно к ней относиться.

Психологические особенности: урок рассчитан на детей младшего школьного возраста. Из-за активности восприятия детей этого возраста в качестве педагогической технологии выбрана частая смена видов деятельности. Преобладающий вид мышления детей 7-10 лет - образность, наглядность, поэтому мы руководствуемся тезисом: СНАЧАЛА В ЧУВСТВАХ - ПОТОМ В РАЗУМЕ.

Презентация.

Оборудование:

  • картины "Водоём";
  • презентация "Экологическое равновесие"
  • микроскопы с увеличением х50 - х90;
  • вода из аквариума или из природного водоёма;
  • спирт;
  • схема цепей питания;
  • изображения микроорганизмов, дафний, головастика;
  • шпорцевые лягушки.

ПЛАН УРОКА

ХОД УРОКА

Этапы урока Ход урока Время
1. Приветствие.

Воспроизведение знаний детей об обитателях водоёма

- Здравствуйте.

Сегодня мы с вами представим себе, что мы отправляемся на водоём. Каждый из вас был на берегу пруда, озера, видел реку или болото. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Для этого нужно вспомнить: что в водоёме растёт и кто там живёт? Играем в мяч: кому мяч попадёт, тот обитателя водоёма назовёт. Кто назовёт последним - тот и выиграл.

5 минут
2. Знакомство с цепью питания: бактерии - дафнии-головастики Но мы с вами не назвали самых многочисленных обитателей водоёмов. Поставьте на ваших листочках точку - в ней уместилось бы 500 микроорганизмов. Да, они так малы, что их не видно невооружённым глазом, поэтому мы с вами воспользуемся микроскопом.

Сегодня у нас на предметном стекле микроскопа - капля воды из аквариума. Посмотрим. Дети наблюдают за движением микроорганизмов на предметном стекле микроскопа.

- Что вы видели? Двигались ли микроорганизмы?

Да, мы с вами наблюдали за живыми существами.

Дети зарисовывают увиденное на схемах, которые им были розданы.

А если бы увеличение микроскопа было бы больше - мы бы увидели такую картину. Ребята приклеивают на свои схемы в первый круг иллюстрацию "бактерии", подписывают - микроорганизмы.

Они очень важны, так как являются пищей, например, для вот таких животных (демонстрация), которые перемещаются скачками по мелководью. Их тельце, покрытое хитиновым покровом прозрачно. Это дафнии. Дети приклеивают иллюстрацию "дафнии", подписывают её и проводят стрелку от микроорганизмов к дафниям. Но и эти животные в свою очередь являются кормом для вот таких животных. Детям раздаются иллюстрации "головастики".

Ребята узнают их, делятся впечатлениями, где и когда наблюдали за этими существами, приклеивают иллюстрацию "головастик" и подписывают её. Дети проводят стрелочку от "дафнии" к "головастику".

Мы с вами сейчас видим невзрослое животное. Пройдёт время, и головастик превратится в : лягушку.

Кто видел? Какая лягушка?

Это удивительное существо.

Давным-давно в деревнях был известен способ: чтобы молоко не скисало, надо положить в него живую лягушку. Чудо? Учёные открыли этот секрет. У лягушки тонкая и нежная кожа. На её коже могли бы жить вредные бактерии. Они могли бы погубить лягушку. Но этого не происходит, потому что кожа лягушки выделяет особое вещество, убивающее микробов, которые могли бы сделать молоко кислым. Интересны глаза лягушки: они хорошо видят и днём, и ночью, но видят только двигающиеся предметы. Если муха сидит прямо перед лягушкой, то лягушка не обратит на неё внимание. Но если муха взлетела- всё! Язык у лягушки длинный, прикреплён к передней части верхнего нёба, очень сильный и клейкий. Вот летит муха. Лягушка "стреляет" в неё языком. Язык сильный, поэтому он оглушает насекомое; язык длинный, поэтому может ловить насекомое на большом расстоянии; язык клейкий, поэтому насекомое приклеивается к нему. Ест лягушка много, а пьёт: Она совсем не пьёт! Но это не значит, что лягушка может жить без воды. Она получает воду через кожу, и воды ей надо много.

20 минут
3. Знакомство с шпорцевыми лягушками Сегодня мы с вами не сможем увидеть тех лягушек, которые обитают у нас в Москве и Подмосковье - ведь они сейчас спят. Зато тех животных, которых мы сейчас посмотрим, мне пришлось нести, завёрнутыми в одеяло - ведь это хладнокровные животные.

Посмотрите, эти необычные лягушки - обитатели Африки. Живут они в горных речках, поэтому имеют выросты на лапках, чтобы удержаться в стремительном потоке воды. Исследователи-европейцы, встретив такое необычное животное, захотели взять его в руки, но лягушки, своими выростами, стали царапать им руки. Так, за сходство с дерущимися петухами, лягушек назвали шпорцевыми. Шпорцевые лягушки питаются насекомыми. Проследим за процессом кормления. Дети имеют возможность покормить животное.

Замечательное животное, неправда ли?

Игра в мяч: "Я узнал о лягушке, что она:"

Отвечает тот, кому попал мяч. Педагог отмечает тех детей, кто запомнил и ответил больше.

10 минут
4. Воздействие химического загрязнения на жизнь микроорганизмов К сожалению, люди не всегда бережно относятся к этим животным. У меня в руках химическое вещество, которое часто входит в состав различных красителей. Мы с вами капнем одну каплю этого вещества на предметное стекло микроскопа. Только что вы видели, как там двигались микроорганизмы.

Дети смотрят в микроскоп и убеждаются в том, что теперь бактерии больше не движутся - они погибли.

5 минут
5. Вывод.

Взаимозависимость живых организмов.

Влияние деятельности человека на благополучие живых организмов

Дети вместе с педагогом делают вывод о том, что гибель микроорганизмов влечёт за собой гибель дафний, а за ней и гибель головастиков, а значит, и такого удивительного существа как лягушка.

Мы в ответе за жизнь животных. И кем бы мы ни стали и чем бы ни занимались в будущем, наша деятельность не должна наносить вред живой природе.

5 минут

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ.

  • Беседа.
  • Смена видов деятельности.
  • Просмотр иллюстраций или слайдов.
  • Заполнение схемы цепи питания.
  • Работа с микроскопом.
  • Наблюдение за животными.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЯ. Мы надеемся, что схема цепи питания и взаимозависимости животных, которую дети принесут домой, надолго останется в их памяти, а также станет предметом для беседы с родителями.