Обучающая цель:
- Обобщить знания о падежах имен существительных.
- Совершенствование умений определять падеж имен существительных по вопросам, предлогам.
- Умение различать падежи по их признакам.
Развивающая цель:
- Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
- Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
- Учить сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.
Воспитательная цель:
- Воспитывать у учащихся способность понимать и различать падежи по их признакам.
- Содействовать развитию умения общаться между собой.
- Формировать навыки коллективного творчества.
Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: ноутбук, карточки с названием падежей, индивидуальные задания, учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
- Открыли свои тетрадочки, записали число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
Минутка чистописания.
- Сегодня, ребята, на минутке чистописния, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.
III. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы подводим итог
первоначальному знакомству с одним из понятий
русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему
нашего урока: (щелчки после каждой строчки).
- Воскликнул Именительный:
“Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!”- Того, - сказал Родительный:
“Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто”.- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока?
Д. “Обобщение знаний о падежах”
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
- Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
- Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
- Повторить окончания имён существительных в данном падеже.
- Сейчас внимательно слушайте вопросы и…,
затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё
раз всё, что вам известно о
склонении.
- Итак, что же такое склонение?
Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
Д. - В русском языке 3 склонения, 1-е- имена
существительные ж.р., и существительные м.р. с
окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя,
грамматика);
2-е - имена существительные м.р. с нулевым
окончанием и имена существительные с.р.
(Например: урок, утро); 3-е - имена существительные
ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
- Сколько падежей в русском языке?
(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах)
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятёрки” я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
IV. Закрепление пройденного материала
- Ребята, сейчас я буду читать стихотворение “Приключение зелёного листа”, а вам нужно определить падеж слова – лист. А вы в тетрадочки записывайте через запятую только падеж слова – лист.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу.
Работа по картине.
- Просклоняйте слова День, погода, утро.
Составление рассказа по картинке.
- Ребята, вам даны опорные слова.
- Морозное утро
- Тёплый, солнечный день
- Звенящая тишина
- Сверкает иней
- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.
Примерный текст:
Морозное утро
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный
день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей
тишине сверкает иней.
Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант |
II вариант |
|
|
Самопроверка (Работа в парах)
- А теперь, проверьте.
I вариант |
II вариант |
|
|
Задание – тест на определение падежной формы существительных.
- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.
- Заблудился в лесу;
- Перепрыгнул через лужу;
- Вышел из ворот;
- Побежал по коридору;
- Беспокоились о сыне;
- Стучали в дверь;
- Разрезал ножницами;
- Подарила бабушке;
- Стучал молотком;
- Отвечать у доски.
Самопроверка.
Работа по таблице.
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Д. Они могут употребляться и без предлогов.
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
Д. По таблице.
V. Итог урока.
- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
Домашнее задание.
- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206
Рефлексия.
- Ребята, давайте мы с вами оценим свою работу на уроке. Перед вами на столе лежат два шарика: красный шарик – хорошее настроение, синий шарик – плохое настроение. Выберите тот шарик, который соответствует вашему настроению на уроке (дети выбирают, показывают).