Обобщение знаний о падежах имен существительных

Разделы: Начальная школа


Обучающая цель:

  1. Обобщить знания о падежах имен существительных.
  2. Совершенствование умений определять падеж имен существительных по вопросам, предлогам.
  3. Умение различать падежи по их признакам.

Развивающая цель:

  1. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
  2. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
  3. Учить сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать у учащихся способность понимать и различать падежи по их признакам.
  2. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  3. Формировать навыки коллективного творчества.

Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.

Оборудование: ноутбук, карточки с названием падежей, индивидуальные задания, учебники, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.

- Открыли свои тетрадочки, записали число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания.

Минутка чистописания.

- Сегодня, ребята, на минутке чистописния, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.

III. Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка – склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: (щелчки после каждой строчки).

- Воскликнул Именительный:
“Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!”

- Того, - сказал Родительный:
“Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто”.

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.

- Так, какая же тема нашего урока?

Д. “Обобщение знаний о падежах”

- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?

  • Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
  • Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
  • Повторить окончания имён существительных в данном падеже.

 - Сейчас внимательно слушайте вопросы и…, затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.       
- Итак, что же такое склонение?

Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.

- Сколько склонений в русском языке?

Д. - В русском языке 3 склонения, 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-,  (Например: дядя, грамматика);    
2-е -  имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.   (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

- Сколько падежей в русском языке?

(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах)

1.   Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

2.   А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3.    Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятёрки” я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5.   А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.

Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.

6.   А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

IV.   Закрепление пройденного материала

- Ребята, сейчас я буду читать стихотворение “Приключение зелёного листа”, а вам нужно определить падеж слова – лист. А вы в тетрадочки записывайте через запятую только падеж слова – лист.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!
Лапойхвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу.

Работа по картине.
- Просклоняйте слова День, погода, утро.

Составление рассказа по картинке.

- Ребята, вам даны опорные слова.

  • Морозное утро
  • Тёплый, солнечный день
  • Звенящая тишина
  • Сверкает иней

- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.

Примерный текст:

Морозное утро
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.

Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)

Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:

I вариант

II вариант

  • Бр…дил по л…су,
  • ч…десная п…года,
  • прячутся под б…рёзами,
  • всп…минали о лете.
  • Прол…тала над лесом,
  • был на …кскурсии,
  • вырастают из гр…бницы,
  • шли по тр…пинке.

Самопроверка (Работа в парах)

- А теперь, проверьте.

I вариант

II вариант

  • Бродил по лесу, (Д.п.)
  • чудесная погода, (И.п.)
  • прячутся под берёзами, (Т.п.)
  • вспоминали о лете. (П.п.)
  • Пролетала над лесом, (Т.п.)
  • был на экскурсии,(П.п.)
  • вырастают из грибницы, (Р.п.)
  • шли по тропинке. (Д.п.)

Задание – тест на определение падежной формы существительных.

- Ребята, запишите в тетради в строчку числа от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, которые показаны на экране, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

  1. Заблудился в лесу;
  2. Перепрыгнул через лужу;
  3. Вышел из ворот;
  4. Побежал по коридору;
  5. Беспокоились о сыне;
  6. Стучали в дверь;
  7. Разрезал ножницами;
  8. Подарила бабушке;
  9. Стучал молотком;
  10. Отвечать у доски.

Самопроверка.

Работа по таблице.

- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

Д. Во всех, кроме именительного.

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.

Д. В предложном.

- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?

Д. Они могут употребляться и без предлогов.

- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?

Д. По таблице.

V. Итог урока.

- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
Домашнее задание.

- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206

Рефлексия.

- Ребята, давайте мы с вами оценим свою работу на уроке. Перед вами на столе лежат два шарика: красный шарик – хорошее настроение, синий шарик – плохое настроение. Выберите тот шарик, который соответствует вашему настроению на уроке (дети выбирают, показывают).