Тип урока: урок постановки проблем и их решения.
Цели урока:
- Образовательные:
- сформулировать понятие «информационный процесс»;
- выяснить, что относится к информационным процессам в информатике;
- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых;
- создание учениками творческого продукта по данной теме (в виде кластера).
- Развивающие:
- развитие приемов умственной деятельности;
- развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;
- осознавать мотив своей деятельности: «Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю?».
- Воспитательные:
- воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
- воспитание информационной культуры.
Цели педагога: создать на уроке проблемную ситуацию; в форме активной деятельности способствовать формированию понятия информационные процессы.
Цель учащихся: выполнить самостоятельное исследование и дать определение информационным процессам, перечислить основные информационные процессы.
Этапы урока:
- Организационный момент (1-2 мин).
- Постановка цели урока (2-3 мин).
- Актуализация знаний (5-6 мин).
- Изучение нового материала по теме (15-20 мин).
- Физкультминутка (2-3 мин).
- Первичная проверка понимания (3-4 мин).
- Рефлексия (3-4 мин).
- Домашнее задание (2-3 мин).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин).
Готовность класса и оборудования, включение учащихся в деловой ритм.
2. Постановка цели урока (2-3 мин.)
На
прошлом уроке у нас в гостях был Ваш друг – Робот
Мы рассказали ему, с какими видами информации
может работать человек, и с какими видами
информации может работать наш Робот.
На сегодняшнем уроке наш друг хотел бы узнать,
что можно делать с информацией. Если мы поможем
любознательному Роботу, то мы сможем и
определить тему нашего урока. (Слайд 1)
3. Актуализация знаний (5-6 мин.)
а) На экране представлены различные предметы. Давайте попробуем определить с помощью, каких органов чувств мы можем получить информацию о них, и как она будет называться? (Слайд 2)
Предмет | Орган чувств | Вид, полученной информации |
б) А теперь поможем Роботу вспомнить, с какими видами информации умеет работать он.
На экране стихотворение, которое сочинил Робот. Выделите виды информации, с которыми умеет работать Ваш друг. (Слайд 3)
Покажу я в виде графика
И диаграммы трафика,
И буковка за буквою
Написано письмо.
Озвучено динамиком.
С экрана светит баннером.
По мимике актера
Поймём мы все слова.
Таблица электронная
Расставит в клетки символы,
Как шахматные идолы.
Все формы информации
Я перечислил здесь?
4. Изучение нового материала по теме (15-20 мин.)
– Сегодня нам предстоит выяснить, что значит работать с информацией. Робот попытался сделать это сам, но все объекты у него перемешались. Все, что он понял – речь идет о процессах.
Задание 1: разгадайте ребусы и впишите, полученные слова в первый столбик таблицы (слайд 4).
Компьютер | Действие |
Постановка задачи: как можно назвать одним словом, полученные существительные? (устройства компьютера – жёлтая клеточка) (Слайд 5)
Продолжаем заполнять таблицу.
Постановка задачи: подумайте и
впишите во второй столбик, какие действия с
информацией выполняют, перечисленные устройства
компьютера? (Слайд 5)
Итак, мы выяснили, что информацию можно хранить,
обрабатывать, передавать, искать.
– А, что еще можно делать с информацией?
– Робот нам уже подсказал, что все эти действия с информацией – называются процессами. Осталось выяснить, какие это процессы? (информационные процессы – розовая клеточка).
– Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Информационные процессы» (слайд 6).
Постановка задачи: сформулируйте определение информационных процессов.
Информационные процессы – это действия, совершаемые над информацией.
Физкультминутка (7 слайд)
Раз– подняться, потянуться,
Два– нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять–руками помахать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И, работать захотели.
Тихо все на место сели.
5. Первичная проверка понимания
– Я сейчас вам зачитаю отрывок из сказки, ваша
задача перечислить информационные процессы.
«Крестьянин пришел к царю и попросил: «Царь,
позволь мне взять из твоего сада одно яблоко».
Царь сказал: «Мой сад огорожен тремя заборами. В
каждом заборе есть только одни ворота и около
каждых ворот стоит сторож. Если ты скажешь,
сколько яблок нужно тебе взять, чтобы выполнить
следующие условия: первому сторожу отдать
половину яблок, которые возьмешь, и еще одно
яблоко; второму сторожу отдать половину
оставшихся яблок и еще одно яблоко; третьему
сторожу отдать половину того, что у тебя
осталось, и еще одно яблоко, а тебе чтобы осталось
одно яблоко, то я разрешу пойти в сад». Крестьянин
подумал немного и ответил царю. Царь разрешил
крестьянину пойти в сад».
6. Подведение итогов (рефлексия, оценка)
В заключение урока, хотелось бы выяснить ваше настроение от урока в форме синквейна. (Слайд 8)
(«Синквейн» – одна из методик получения обратной связи. Для его заполнения участникам предлагается заполнить 5 строк:
1-я строка – одно имя существительное (обычно задается преподавателем);
2-я строка – два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, заданного в первой строке)
3-я строка – три глагола;
4-я строка – предложение;
5-я строка – заключительное слово или фраза.
Например:
1-я строка – урок;
2-я строка – плодотворный, насыщенный;
3-я строка – увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься;
4-я строка – на этом уроке я узнал много нового о…;
5-я строка – сегодня необычный день)
7. Домашнее задание:
нарисовать кластер (можно на альбомном листе, с помощью графических редакторов) по теме «Информационные процессы»