Информационные процессы. 7-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока: урок постановки проблем и их решения.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформулировать понятие «информационный процесс»;
    • выяснить, что относится к информационным процессам в информатике;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых;
    • создание учениками творческого продукта по данной теме (в виде кластера).
  • Развивающие:
    • развитие приемов умственной деятельности;
    • развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в собственных силах, интереса к информатике как науке;
    • осознавать мотив своей деятельности: «Зачем мне нужно это знать, уметь? Что я приобрету, если это узнаю?».
  • Воспитательные:
    • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
    • воспитание информационной культуры.

Цели педагога: создать на уроке проблемную ситуацию; в форме активной деятельности способствовать формированию понятия информационные процессы.

Цель учащихся: выполнить самостоятельное исследование и дать определение информационным процессам, перечислить основные информационные процессы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин).
  2. Постановка цели урока (2-3 мин).
  3. Актуализация знаний (5-6 мин).
  4. Изучение нового материала по теме (15-20 мин).
  5. Физкультминутка (2-3 мин).
  6. Первичная проверка понимания (3-4 мин).
  7. Рефлексия (3-4 мин).
  8. Домашнее задание (2-3 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин).

Готовность класса и оборудования, включение учащихся в деловой ритм.

2. Постановка цели урока (2-3 мин.)

На прошлом уроке у нас в гостях был Ваш друг – Робот
Мы рассказали ему, с какими видами информации может работать человек, и с какими видами информации может работать наш Робот.
На сегодняшнем уроке наш друг хотел бы узнать, что можно делать с информацией. Если мы поможем любознательному Роботу, то мы сможем и определить тему нашего урока. (Слайд 1)

3. Актуализация знаний (5-6 мин.)

а) На экране представлены различные предметы. Давайте попробуем определить с помощью, каких органов чувств мы можем получить информацию о них, и как она будет называться? (Слайд 2)

Предмет Орган чувств Вид, полученной информации
   
   
   
   
   

б) А теперь поможем Роботу вспомнить, с какими видами информации умеет работать он.

На экране стихотворение, которое сочинил Робот. Выделите виды информации, с которыми умеет работать Ваш друг. (Слайд 3)

Покажу я в виде графика
И диаграммы трафика,
И буковка за буквою
Написано письмо.
Озвучено динамиком.
С экрана светит баннером.
По мимике актера
Поймём мы все слова.
Таблица электронная
Расставит в клетки символы,
Как шахматные идолы.
Все формы информации
Я перечислил здесь?

4. Изучение нового материала по теме (15-20 мин.)

– Сегодня нам предстоит выяснить, что значит работать с информацией. Робот попытался сделать это сам, но все объекты у него перемешались. Все, что он понял – речь идет о процессах.

Задание 1: разгадайте ребусы и впишите, полученные слова в первый столбик таблицы (слайд 4).

Компьютер Действие
   
   
   
   
   
   

Постановка задачи: как можно назвать одним словом, полученные существительные? (устройства компьютера – жёлтая клеточка) (Слайд 5)

Продолжаем заполнять таблицу.

Постановка задачи: подумайте и впишите во второй столбик, какие действия с информацией выполняют, перечисленные устройства компьютера? (Слайд 5)
Итак, мы выяснили, что информацию можно хранить, обрабатывать, передавать, искать.

– А, что еще можно делать с информацией?

– Робот нам уже подсказал, что все эти действия с информацией – называются процессами. Осталось выяснить, какие это процессы? (информационные процессы – розовая клеточка).

– Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Информационные процессы» (слайд 6).

Постановка задачи: сформулируйте определение информационных процессов.

Информационные процессы – это действия, совершаемые над информацией.

Физкультминутка (7 слайд)

Раз– подняться, потянуться,
Два– нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять–руками помахать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И, работать захотели.
Тихо все на место сели.

5. Первичная проверка понимания

– Я сейчас вам зачитаю отрывок из сказки, ваша задача перечислить информационные процессы.
«Крестьянин пришел к царю и попросил: «Царь, позволь мне взять из твоего сада одно яблоко». Царь сказал: «Мой сад огорожен тремя заборами. В каждом заборе есть только одни ворота и около каждых ворот стоит сторож. Если ты скажешь, сколько яблок нужно тебе взять, чтобы выполнить следующие условия: первому сторожу отдать половину яблок, которые возьмешь, и еще одно яблоко; второму сторожу отдать половину оставшихся яблок и еще одно яблоко; третьему сторожу отдать половину того, что у тебя осталось, и еще одно яблоко, а тебе чтобы осталось одно яблоко, то я разрешу пойти в сад». Крестьянин подумал немного и ответил царю. Царь разрешил крестьянину пойти в сад».

6. Подведение итогов (рефлексия, оценка)

В заключение урока, хотелось бы выяснить ваше настроение от урока в форме синквейна. (Слайд 8)

(«Синквейн» – одна из методик получения обратной связи. Для его заполнения участникам предлагается заполнить 5 строк:

1-я строка – одно имя существительное (обычно задается преподавателем);
2-я строка – два прилагательных (выражающих ассоциации относительно понятия, заданного в первой строке)
3-я строка – три глагола;
4-я строка – предложение;
5-я строка – заключительное слово или фраза.

Например:

1-я строка – урок;
2-я строка – плодотворный, насыщенный;
3-я строка – увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься;
4-я строка – на этом уроке я узнал много нового о…;
5-я строка – сегодня необычный день)

7. Домашнее задание: нарисовать кластер (можно на альбомном листе, с помощью графических редакторов) по теме «Информационные процессы»