В настоящее время система Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова используется в массовой
государственной школе и продолжает набирать
силы. Эта система дает возможность полнее
раскрыть внутренний потенциал обучающихся.
Представленный урок русского языка в начальной
школе по программе развивающего обучения Д.Б.
Эльконина – В.В. Давыдова выстроен в четком
соответствии с дидактическими принципами
развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. На данном уроке использован
проблемно-поисковый метод, способствующий
развитию учебной деятельности учащихся: ими
создается опорная модель-схема. Работа над ней
пробуждает интерес к изучаемому вопросу,
развивает мышление учащихся.
Цели:
- Продолжить изучение способа обозначения звука [ы] в позиции после шипящих.
- Изучить способ обозначения звука [ы] после ц.
- Формировать у обучающихся умение на слух определять в словах орфограмму жи, ши, цы, ци.
- Учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [ы] в разных позициях.
- Прививать интерес к учебной деятельности.
Оборудование: звуковые модели слов, таблица, схемы, учебники, тетради.
Тип урока: решение частных учебных задач.
ХОД УРОКА
1. Создание учебной ситуации
Учитель.Отгадайте загадки. Запишите отгадки, пропуская орфограмму слабых позиций гласных.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник)Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)Маленькие домики
По улицам бегут,
Мальчиков и девочек
По улицам везут. (Машина)
(Несколько учеников работают в парах, записывают отгадки, пропуская орфограмму слабых позиций гласных на доске; остальные работают самостоятельно в тетрадях.)
Щука, чайн_к, ж_раф, м шин_
Учитель. Какие у вас есть вопросы?
Ученики. Почему в слове «машина» пропустили гласную в первом слоге?
Ученики. Звуки чередуются, и мы не знаем, какой буквой её обозначить.
Учитель. Всегда ли чередуются звуки?
Ученики. Нет, только в слабой позиции.
Учитель. Как узнать, когда позиция сильная, а когда слабая?
Ученики. Под ударением сильная, без ударения слабая.
Учитель. Кто это может показать на модели?
O +
[у] О
+
–
На доске висит таблица.
ЗНАЛИ |
УЗНАЛИ | ХОТИМ УЗНАТЬ |
O +
[у] О + – |
Учитель. Ещё есть вопросы?
Ученики. Почему в слове жираф пропустили и? (Потому что звук в слабой позиции).
Учитель.. Покажите с помощью схемы, какой буквой обозначается звук [ы] после шипящих.
Шипящие | [Ы] – [Ы] |
Учитель дополняет содержание таблицы.
ЗНАЛИ |
УЗНАЛИ | ХОТИМ УЗНАТЬ | ||
O +
[у] О + – |
||||
|
2. Постановка учебной задачи
Учитель. Какой вопрос мы ставили на прошлом уроке?
Ученики. Какие гласные буквы «спорят» за место после ц?
Учитель. Давайте изобразим нашу учебную задачу в виде схемы.
(Дети работают в парах.)
Проверка работы. Выбор лучшей модели.
Учитель помещает модель в графу «хотим
узнать».
ЗНАЛИ |
УЗНАЛИ | ХОТИМ УЗНАТЬ | ||
O +
[у] О + – |
Ц ... ? |
|||
|
(Дети работают с учебником, стр. 52, упр. 49.)
Учитель. Прочитайте стихотворение.
Ученики.
Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал,
И ц_фр он знал немало.
Он из ц_линдра доставал
Морковь и огурц_.
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы.
Учитель. Какого правила правописания не знал цыплёнок? А вы знаете, когда после Ц пишется буква И, а когда Ы?
(Ученики работают с учебником, стр. 53.)
Учитель. Выпишите из стихотворения только те слова, в которых вы можете обозначить звук [Ы] после Ц.
Цыплёнок (искл.), в цирке, на цимбалах, на мотоцикле, цифр, из цилиндра, огурцы (конец сл.)
Учитель. Знаете ли вы значение слов «цимбалы» и «цилиндр»? Обратимся к толковому словарю.
Цимбалы – музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.
Цилиндр – геометрическая фигура.
Учитель. Сделайте вывод о правописании гласных после Ц.
(Обучающиеся делают вывод: гласные после ц пишутся так же, как и после шипящих.)
Учитель. Давайте с этой орфограммой поработаем в парах. У вас на столах лежат листочки с текстом стихотворения, в словах которого пропущены буквы.
Ученики читают стихотворение и вставляют пропущенные буквы.
На ц_почках приходит в ц_рк
Ц_ган и начинает танц_,
А на ц_новке молодц_
Надели на ц_плёнка панц_рь.
Учитель. Какое незнакомое слово встретилось вам в этом тексте? Обратимся к толковому словарю.
Циновка – плотное плетение из соломы, камыша для подстилки на пол.
3. Коллективная проверка
Учитель. Да, фонема [Ц] всегда твердая, и поэтому не нужно на письме её твердость обозначать с помощью Ы, иначе будет «масло масляное». Смоделируйте наше правило.
ЗНАЛИ |
УЗНАЛИ | ХОТИМ УЗНАТЬ | ||
O +
[у] О + – |
1. Конец слова – ы |
Ц ... ? |
||
|
Учитель. Цыганка, цыганенок, цыганский. Какую нужно писать букву после Ц?
Ученики. Пишем Ы, так как эти слова родственные слову цыган, которое является исключением.
4. Итоговая рефлексия
Учитель задаёт вопросы:
– Какую новую орфограмму вы узнали?
– Какие буквы «спорят» за место в слове?
– Какую новую учебную задачу мы определили для
себя?
– Что было интересного на уроке?
– Какие затруднения вы испытывали на уроке?
(Обучающиеся отвечают.)
Учитель задаёт домашнее задание: учебник, стр. 53, упр. 50.
Литература.
1. Ломакович, С.В., Тимченко, Л.И. Русский
язык, учебник для 2 класса, Дрофа, 2009
2. Ожегов, С.И. Швецова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка: 80000 слов и фразеологических
выражений/ Российская академия наук. Институт
русского языка им. Виноградова В.В. – 4-е изд.,
дополненное.-М.: Азбуковник, 1999.