Цели и задачи:
- Побуждать активность и интерес учащихся к деятельности по охране и улучшению окружающей среды.
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, умение видеть и понимать её красоту.
- Систематизировать знания об окружающей среде, формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой.
- Всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Подготовительный этап:
- За несколько дней объявление о предстоящем мероприятии.
- Рисование детьми рисунков на тему «Береги природу», поиск загадок о природе, растениях и животных, изучение «жалоб» животных и растений.
- Подготовка проблемных вопросов на экологическую тему, которые команды зададут друг другу и текстов для экологической паузы «Знаете ли вы это?».
- Разучивание песни «Не дразните собак».
- Изготовление цветика-семицветика. Учитель играет роль консультанта.
Оформление доски:
- Цветик-семицветик (На лепестках буквы ЭКОЛОГИЯ, красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого цвета.)
- Расчерченное игровое поле, как в простой игре крестики – нолики, из 9 разделов по названиям конкурсов.
- Рисунки-плакаты экологического содержания: Плакаты «Береги природу», лозунги экологического характера.
Оборудование:
- Диски с записями голосов животных
- Мяч
- Таблицы по природоведению
- Кубики с буквами
- Презентация со слайдами о животных и растениях (показ во время экологических пауз)
ХОД ИГРЫ
Учитель: Сегодня у нас информационно-развлекательная игра. Символ этой игры число 9. В игре 9 конкурсов. Тема – экология. Что такое экология?
Учащиеся: Это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.
Учитель: Проверим готовность команд. Команда крестики готова?
(Дети, скрестив руки, показывают готовность)
– Команда нолики готова?
(Дети показывают руками нолик)
– Перед вами игровое поле, на нём названия
конкурсов. После каждого конкурса подводим итог.
Каких знаков будет больше, та команда и победит.
Между конкурсами экологическая пауза (Знаете ли
вы это?)
Итак, мы начинаем.
Команды по очереди выбирают конкурсы с помощью цветика-семицветика, правда, на нём восемь лепестков и серцевинка, всего 9 по символу игры. Игровое поле тоже имеет 9 разделов.
Первый конкурс УГАДАЙКА.
Дети могут задавать вопросы и должны угадать животное. Предлагается олень, тигр, слон, обезьяны. Кто первый узнает животное, тот и выигрывает.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 1.
Выступает подготовленный ученик: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЭТО?
Второй конкурс БРОСАЙКА.
Дети бросают мяч и загадывают загадки о природе, о растениях, о животных.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 2.
Третий конкурс ЖАЛОБА.
Дети отгадывают, кто жалуется.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 3.
Четвёртый конкурс СИТУАЦИЯ.
Дети решают проблемный вопрос.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 4.
Пятый конкурс УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ.
Слушают записи на дисках и угадывают голоса животных.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 5.
Шестой конкурс СОБИРАЛКИ.
Собирают из букв названия животных.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 6.
Седьмой конкурс ЧТО ЛИШНЕЕ?
Выбирают правильный ответ.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 7.
Восьмой конкурс ОПРЕДЕЛИ ВРЕМЯ ГОДА.
По описанию узнают время года.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 8.
Девятый конкурс КАПИТАНЫ.
Называют названия птиц, кто последний, тот победил.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА 9.
Подведение итогов.
На игровом поле выставляются знаки крестик или
нолик после каждого конкурса. Идет подсчет
знаков. Каких знаков больше, та команда и
победила.
Анализ рисунков детей на тему «Береги
природу». Заключительная беседа по теме
мероприятия. Исполнение песни «Не
дразните собак».
Материал для конкурсов и экологической паузы можно найти в энциклопедиях, словарях, учебниках по биологии, художественной литературе и других возможных средствах. Мы с ребятами использовали следующий найденный материал:
Загадки на конкурс БРОСАЙКА
- Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые? (Насекомые, а потом мыши)
- Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (Собирают червей, личинок, жуков)
- Зачем скворцы и галки катаются на коровах, овцах и лошадях? (Таскают шерсть для гнёзд)
- Когда жуки носят название тех месяцев, в которых появляются? (Майский, июньский)
- Когда у клеста появляются птенцы? (Зимой)
- Что ест зимой жаба? (Ничего, спит)
- Какую траву любят кошки? (Валерьяну)
- Какая птица может подражать голосам многих птиц? (Скворец)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге)
- Какой кустарник от сорока болезней? (Шиповник)
Время года
1. Поспевает клубника, стали дни холоднее, и от
птичьего крика в сердце стало грустнее. Стаи птиц
улетают прочь за синее море, все деревья блистают
в разноцветном уборе.
2. А по двору метелица ковром шелковым стелется,
но больно холодна. Воробышки игривые, как детки
сиротливые прижались у окна.
3. Сосульки, как носы у цапель, и тают словно
карамель. Я слышу звон апрельских капель, поёт
апрельская капель.
4. Хорошо и привольно в лесу. Пахнет грибами,
земляникой. Громко поют птицы. Под деревьями
рыщут звери.
Что лишнее?
Книга, зерно, сало.
Обыкновенная серая мышь. Она живёт рядом с человеком. Очень часто досаждает ему. Одна мышь съедает не так уж и много, примерно три грамма в сутки. Вопрос: что предпочитает мышь из предложенных продуктов? (Мышь предпочтёт сало)
Заяц, волк, тигр, жук.
Есть животные, которые в минуту опасности могут притвориться мёртвыми. Многие пернатые притворяются ранеными, хромыми, беспомощными и уводят хищника подальше от гнезда, а потом взлетают, как не бывало. Кто из данных животных в минуту опасности притворяется умирающим? (Жук упадёт на спинку, сложит лапки, и не будет шевелиться. Вот какой притворяшка!)
«Жалобы»
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие
шарахаются в сторону, а ещё придумали, что от меня
бородавки бывают. Чушь. (Жаба приносит пользу,
она сохраняет от гусениц и червей целый огород
одна, может вывести тараканов.)
А мы на обычных птиц и зверей не похожи. Темноту
любим. Любим висеть вниз головой. Не все нас
понимают. (Летучие мыши охотятся ночью и польза
от них огромная.)
Ситуации.
Классом выехали в лес. Там жгли костёр, варили
суп, ели конфеты. Вы собираетесь домой, но прежде
…
Вы приглашены на день рождения к подруге и
знаете, что она очень любит ландыши. Вы хотите её
порадовать. Вы постараетесь……
Экологическая пауза
1. Я сорвал цветок и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. Единство человека с природой. Всегда ли мы осознаём, как тесно связаны с природой, как зависим от неё? Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – земля. Делим его на четыре части; три из них вода, а четвёртая часть – земля. Если эту четвёртую часть поделим ещё, то получим кусочек земли, где люди не живут; а ещё одну восьмую часть делим на три части: две части (города, леса, дороги) – землю нельзя использовать, и только последний кусочек мы используем. Срежем с него кожуру – это и будет слой плодородной почвы. Такой маленький! А мы порой переходим через вскопанное, вспаханное, засеянное. Раз, другой перешли, и вот уже на этом месте нечего не растёт. Каждый должен понять, как важно беречь каждую пядь нашей матушки Земли! Вот вам и экология. Латинское (экос) – дом, (логос) – наука, т.е (наука о доме).
2. Сколько у ежа иголок? Мало кто об этом задумывался. Зоологи подсчитали: на каждом квадратном сантиметре ежиного тельца в среднем 15 штук. А всего у ежа 6 – 7 тысяч иголок. Имея такую шубу, зверёк мало кого боится. А новорождённые? Тоже с иголками? Нет, иголки появятся только через несколько часов. Но растут довольно быстро. Двухнедельный ёжик уже совсем колючий. А глаза пока не открыл. Слепой ещё, а уже в клубок умеет свёртываться – подходи!
3. Красавица белоствольная берёза. Из неё делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, а береста? Это же готовая природная бумага. Из осины делают спички. Из берёзы лыжи. Из ели пианино. Из хвои сосны получают искусственную шерсть. А клён, так же как и берёза даёт сладкий сок.
4. На заре зелёную берёзку на краю весеннего села полоснул ножом своим подросток мимоходом, в шутку не со зла. Может быть, с сегодняшнего утра ей не встать бы, сбитой на повал, только кто-то ласковый и добрый рану у неё забинтовал. И ушёл, оставшись безымянным доброглазый этот человек. И огонь ликующий зелёный с той поры в ветвях её не гас, очень уж хотелось знать спасённой, кто её от верной смерти спас.
5. Летучие мыши приносят огромную пользу,
уничтожая вредных насекомых. Они очищают
местность от малярийных комаров. За час ночной
охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170
комаров.
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она
может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется
большое количество насекомых вредителей, она
расправляется с ними в течение нескольких дней.
6. Сурок труженик. Поговорку (спит как сурок) слышал каждый. И, наверное, многие думают, что зверёк этот лентяй и лежебока. Спит да спит всё время. И внешность у него ленивая, большой и неуклюжий. Но тот, кто так думает не прав. В степи, где живут сурки, можно увидеть земляные холмы высотой около метра и до 18 метров в поперечнике. Это работа сурков. На поверхности холм, а под поверхностью нора до 7 метров глубиной. И всё-таки сурок соня. В спячке он проводит восемь месяцев в году – почти всю осень и целую зиму. Ни разу не просыпается и , конечно ничего не ест, только жировые запасы поддерживают его силы. Но жир накопить тоже не просто. Поэтому сурок не только роет землю. Он делает и другое важное дело – ест. В основном траву, а вместе с ней и гусениц, жуков, улиток. Так он и ест и роет и ест и роет. Ну разве он не труженик, этот неуклюжий сурок!
7. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
8. Вот однажды жук почистил свои крылышки и
полетел за кормом для деток. Долго летел, устал и
опустился на незнакомой лужайке. Вдруг видит:
навстречу идёт великан, с двумя ногами, готовыми
растоптать маленького жука, с двумя руками
готовыми схватить его и унести за тридевять
земель. Останутся тогда маленькие жучки
голодными. Как вы думаете, кто этот великан? Замер
жук, не шевелится, а великан нагнулся к нему и
говорит,…… Что сказал великан жуку?
Конечно же, великан оказался добрым, он не только
не обидел жука, но и помог преодолеть
препятствия.
9. «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе вода, птице воздух, зверю лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Человек многим обязан природе.