Урок-репортаж "Дорогами войны, дорогами памяти…"

Разделы: География, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (39 МБ)


Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями…
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести,
И за Отчизну рвался в бой по Чести и по Совести!..

Цель урока: познакомить учащихся с некоторыми военными событиями на территории Калужской области и связанными с ними местами памяти.

Задачи:

  • Образовательная – продолжать  формирование навыков работы с различными источниками информации, умения  извлекать, анализировать,  систематизировать и представлять (презентовать) необходимую информацию, создавать  мини проекты (телерепортаж).
  • Развивающая – расширение кругозора, развитие коммуникативных способностей через умение  работать в коллективе, развитие самостоятельной деятельности,  развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная – воспитание патриотических чувств, гордости за свою родину, чувства сопричастности и сопереживания свидетелям военных событий,  бережного отношения к памятникам,  негативного отношения к войне как социальному явлению.

Оборудование: компьютеры, проектор,  экран. Атласы Калужской области. Карта области. Презентация учителя и учащихся, объединенные в одну (см. Презентация).

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть.
Чуть больше месяца отделяют нас от знаменательной даты. Подскажите нам какой? (65-летие  Победы)
Какая это  Победа? Победа в чем? (Победа Советского Союза, советского народа в Великой Отечественной войне)

Война … Что такое война? (Война — конфликт между политическими образованиями  (государствами, племенами, политическими группировками и т.д.), происходящий в форме боевых действий между их вооружёнными силами. Военные авторы обычно определяют войну как вооруженный конфликт.)

Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года).

22 июня  Воскресное  утро. Школьные выпускные вечера. Веселые, счастливые молодые люди, полные творческих планов на будущее гуляют по улицам городов, встречают рассвет. Впереди вся жизнь…

И вдруг… (фрагмент фильма)

В 12 часов по радио с Заявлением о нападении на СССР выступил Вячеслав Михайлович Молотов – министр иностранных дел.
По призыву Родины, правительства СССР сотни тысяч человек явились в военкоматы, на призывные пункты. Началась мобилизация.
Нападение оказалось неожиданным. Это способствовало быстрому продвижению немецких войск по территории страны.

2 октября 1941 года немецкие войска  оказались уже на территории нашей области. К концу октября 1941 немцы полностью заняли Калужскую область.

716 дней (2 октября 1941г.–17сентября 1943г.) на земле Калужской бушевала военная гроза. За время боевых действий потери обеих противоборствовавших сторон были огромны.

Около 240 тысяч советских солдат и офицеров остались лежать на Калужской земле. Сражаясь против опытного и сильного врага, значительно превосходившего наши части в живой силе и технике, советские воины, тем не менее, отчаянно сражались, проявляя необычайное мужество и героизм, чем порой приводили в изумление врага.

Полностью освобождена была область почти через 2 года  (17 сентября 1943 года).

После войны в память о боевых действиях, подвигах советских воинов на территории области, как и по всей стране, были  открыты мемориальные комплексы, сооружены братские захоронения.

Откройте атлас на странице 32 (атлас Калужской области).

Прочтите название карты. Посмотрите,  как обозначены военные памятники (пирамидками).
Что вы можете сказать о распространении этих значков по территории области? (их много, везде)
Их много, очень много. Практически в каждом населенном пункте.
Жуковский район:  72 дня  оккупации. 39 братских могил и мемориальных комплексов. У вас на столах лежат календари с изображениями братских захоронений в окрестностях города Кременки. Изданы они поисковым отрядом «Память».
Как вы думаете,  ребята, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о войне, братских захоронениях и т.п.)
Да, вы правы. И назовем наш урок «Дорогами войны, дорогами памяти».
Мы познакомимся только  с тремя эпизодами войны на территории нашей области, в память о которых созданы мемориальные комплексы. Их названия на ваших столах (Приложение 1)

2. Организация групповой работы

За 2 недели до урока класс делится на группы. Каждая группа – группа корреспондентов областной телерадиокомпании «ГТРК Калуга», которым поручили собрать материал и подготовить выступление-репортаж в эфире по теме «Дорогами войны, дорогами памяти…» (Приложение 2, Приложение 3)
Посмотрим, что у нас получилось.
Сейчас Вы должны:

  • по изученным материалам заполнить паспорт объекта,
  • ответить на вопросы.

3. Выступления ребят. (Каждая группа не более 5-7 минут)

Учитель: добрый день уважаемые телезрители. Мы продолжаем  цикл передач  «Дорогами войны, дорогами памяти…» и сегодня мы хотим познакомить вас с тремя эпизодами Великой Отечественной войны на территории Калужской области. В память об этих событиях сооружены мемориальные комплексы. Наши корреспонденты побывали в этих местах, и мы предлагаем вам их репортажи.

Ильинские рубежи…
Кременки …
Безымянная высота…

4. Слово учителя

17 сентября 1943 года  фронт вышел за пределы области, Калужская область освобождена.
Но война продолжалась еще более полутора лет. В короткие минуты затишья бойцы писали домой письма. В первые годы войны не было конвертов, и бойцы отправляли  письма в виде треугольников. Только с 1943 года появились специальные листы для писем.
Посмотрите, как выглядело такое письмо (демонстрация настоящего фронтового письма-треугольника. Февраль 1942г.). Письма с фронта ждали в каждом доме, в каждой семье. Ждали и надеялись на Победу, на скорое возвращение солдат домой.

И победа пришла

9 мая 1945 года – особый день
В девятый день ликующего мая
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Голос Левитана об объявлении Победы.

Победа досталась ценой огромных потерь. Мужеством и стойкостью миллионов советских воинов. Упорным трудом и верой в Победу миллионов мирных жителей.  Гением великого полководца – Маршала Советского Союза – Г.К.Жукова.
В Жуковском районе, на родине Маршала Жукова Г.К. создан мемориальный комплекс.

Все дальше уходит война. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны.

Пройдут годы, столетия, но навечно останется в сердце народа память о тех,  кто дал миру – мир, земле – покой, людям – счастье. Прошу почтить память всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. (Метроном…)

5. Подведем итоги

Задания распределить по группам.

1. Синквейн слова «война».
2. Синквейн слова «победа».
3. Вопрос:  Зачем нам нужно помнить о войне?

6. Домашнее задание

Подготовить сообщение – репортаж об одном из мемориальных комплексов Калужской области. По желанию это может быть презентация, устное сообщение. Если кто-то пишет стихи, было бы интересно послушать стихи на тему войны, победы, памяти.

Вот и окончен наш урок. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу. Вы молодцы. Мне было приятно с вами работать. Желаю всем удачного дня.