Конспект урока по теме "Кислоты"

Разделы: Химия


Форма урока: комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.

Цели урока: сформировать понятия "кислота", "кислородсодержащие и бескислородные кислоты", "основность кислоты", умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.

В результате учащиеся должны знать: понятие "кислота", формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;

уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, таблетки аскорбиновой кислоты, индикаторы (раствор лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, раздаточный материал с планом и заданиями учебник химии - 8 класс, под редакцией Новошинского И.И., Новошинской Н.С.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Теоретическое обоснование
Организационный момент Приветствие детей. Решение организационных вопросов, наличие учебных принадлежностей
Т- тетрадь

Р - ручка

У- учебник

Д-дневник

будем трудиться
Приветствуют учителя.

Занимают свои рабочие места.

Установление эмоциональнопсихологического контакта. Сосредоточение внимания
Подготовка к восприятию нового материала Сегодня мы продолжаем изучать классификацию сложных веществ.   Активизация мыслительной деятельности.
Слайд №1

Слайд №2

1. Вспомните, как классифицируют сложные соединения?

2. Как классифицируют неорганические вещества?

3. Назовите, какие из них мы с вами уже изучили?

(Через документ камеру демонстрирую формулы оксидов)

1. Какой класс неорганических соединений я вам показываю?

2. На основании чего вы сделали такой вывод?

3. Прочитайте и назовите каждый оксид.

(через документ камеру демонстрирую формулыоснований)

1. Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Через документ камеру демонстрирую формулы оснований )

2. Почему эти вещества относятся к основаниям?

3. Прочитайте и дайте названия этим основаниям.

4. Из предложенных веществ, выпишите формулы оксидов, оснований

(На органические, неорганические)

(На оксиды, основания, кислоты и соли).

(Оксиды и основания).

 

(Оксиды).

(Дают определение оксидам).

 

 

(Оснований)

(Дают определение оснований).

 

(работа с тестом)

Фронтальный опрос.
Введение нового материала

 

 

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

1. Ребята, какие у вас возникают ощущения при виде этих фруктов?

(демонстрирую вазу с фруктами: (лимоны, киви, апельсины)

2. А почему они кислые?

Да, сегодня мы с вами будем изучать еще один класс химических соединений - это кислоты

1.Что вы должны узнать об этих веществах после изучения этой темы?

(После изучения данной темы вы должны знать, что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь распознавать кислоты среди других соединений, уметь определять заряды ионов кислотных остатков, уметь составлять формулы кислот, используя таблицу растворимости, знать правила техники безопасности при работе с кислотами).

По происхождению кислоты бывают - органические и неорганические.

Название класса - "кислоты" указывает на то, что они имеют кислый вкус.

Ещё раз подчёркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это - грубейшее нарушение техники безопасности.Но сегодня разрешаю вам определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты или сока лимона, которые лежат на подносах.

Какой же вывод можно сделать о вкусе кислот?

Внимание! Кислоты требуют особого обращения.

(появление слюны, т.к. фрукты кислые)

 

 

(содержат кислоту)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, совместно с учителем определяют задачи урока.
(понятие "кислота", формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы;
уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности).
Запись в тетрадь:

Кислоты

  • органические
  • неорганические

Учащиеся могут убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: горькие - никотиновая, сладкие - салициловая, безвкусные - стеариновая).

Запись в тетрадь:
Вывод:
1. Большинство кислот кислые на вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение монологическому высказыванию

 

 

 

 

 

Соблюдение правил техники безопасности.

Формирова-ние умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы

Слайд №10

Cлайд №11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13

Учитель демонстрирует опыт №1.Действие концентрированной серной кислоты на целлюлозу. Концентрированной серной кислотой учитель делает надпись на белом листе бумаги. Бесцветная вначале надпись становится через несколько минут чёрной.

Учитель проводит демонстрационный опыт №2. Растворение в воде концентрированной серной кислоты (с использованием документ камеры). Сильное разогревание содержимого сосуда учащиеся наблюдают с помощью градусника. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в серную кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит , и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Большое пристрастие серной кислоты к воде выражается и в том, что она "жадно" отнимает воду у органических веществ, вещество при этом обугливается.

Действие кислот на индикаторы

Лабораторный опыт №3Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил её. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провёл серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворе кислот он становился красным. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского языка означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах.

1. Как изменил окраску лакмус в растворах соляной и лимонной кислот? Почему?

2. Не связано ли это с их общим строением, т.е. с наличием атомов водорода в молекулах?

Многие кислоты встречаются в природе. А теперь с помощью эксперимента выясним, отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.

Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.

Обратите внимание на состав кислот. Что общего в их строении?

В них обязательно входит водород - он определяет основность кислоты. Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

Кислоты разрушают кожу, ткани, древесину!

Запись в тетрадь:
"Внимание!!"
Кислоты разрушают кожу, ткани, древесину!

 

 

 

 

 

 

Учащиеся должны запомнить:
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5% раствором соды.

(Сначала - вода, Затем - кислота - Иначе случится большая беда!

Осторожно!
Нейтрализовать кислоту раствором соды, быстро смыть водой!
Кислоту надо приливать к воде, а не наоборот!!!

(работа в группах)

Учащиеся проводят соответствующие опыты, заполняют таблицу " ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ" (см. приложение № 5).

Стал красным. Учащиеся действуют на соляную кислоту, на сок лимона, индикатором и отмечают изменение окраски лакмуса.

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

С чем же это связано?

Делают вывод:индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот, это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями их строения.

В их состав входят атомы водорода.

Формирование умений наблюдать, анализироватьделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Обучение умению находить и выделять главное

 

 

 

 

 

 

 

Развитие образного мышления

 

 

 

 

 

Мобилизация внимания

 

 

Формирование умений экспериментировать, наблюдать, анализировать опыты, делать выводы.

 

 

Развитие логического мышления. Обучение умению выделять главное.

Развитие наблюдательности.

Введение нового материала

Слайд №13

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №14

 

 

слайд №15

 

 

 

 

Слайд №16,17

Следовательно, мы можем дать определение классу кислот.

Прочитайте формулы кислот.

1. Что общего во всех этих формулах?

2. На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода?

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

 

Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в другие - нет.
Классифицируем кислоты по двум признакам:

1. по числу атомов водорода: (по основности)

- одноосновные,

- двухосновные,

- трёхосновные;

2. по наличию кислорода в кислотном остатке:

- кислородсодержащие,

- бескислородные.

Номенклатура кислот (на примере соляной, серной, сернистой кислот)

Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

 

(На первом).

Запись в тетрадь:
НR (кислоты) - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка (R).

Н - обуславливает общие свойства кислот.

R-специфические

Заполняют таблицу.

Приложение № 1

 

 

Запись в тетрадь:
Классификация кислот

1) по числу атомов водорода

2)по наличию кислорода в кислотном остатке:

 

(основность кислоты определяется числом атомов водорода):

одноосновные двухосновные трехосновные
НСl H2SO4 H3PO4
соляная серная ортофосфорная

По содержанию атомов кислорода в кислотном остатке:

кислородсодержащие бескислородные
HNO3
азотная
H2S
сероводородная
H2SO4
серная
HCl
соляная
Обучение умению находить и выделять главное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование понятий.

Закрепление материала

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №20,21

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

Д/З

А теперь проверим, что вы узнали о классификации кислот

(через документ камеру демонстрирую формулы кислот)

1) Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.
KCl, H2SO4, О3, HCl, BaO, NaOH, H3PO4,H2CO3, CO2, HNO3, H2, H2SO3, CuF2.
б л о а в г к м и у е с д

Провести игру "Крестики-нолики", "Третий лишний".

Спасибо за внимание. Я довольна вашей работой, но моей оценки недостаточно, ответьте пожалуйста на следующие вопросы

1. Я узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня вопросы, я получил(а) ответы.

5. На уроке я поработал(а) добросовестно.

Учитель подводит итог урока. Отмечает активных ребят, объявляет оценки и задаёт домашнее задание

Комментирование домашнего задания.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Презентация

Ребята классифицируют формулы кислот

HCl, H2SO4, H2S, H3PO4, H2SO3, HBr, HNO2, HNO3, H2CO3,H2SiO3

по следующим признакам.

1. кислородсодержащие,

2. бескислородные,

3. одноосновные,

4. двухосновнные.

 

 

 

(номер кислоты по счету соответствует букве) - лакмус

Приложение № 2

 

 

Приложение № 3

 

 

Ответы учащихся

Записывают в дневники домашнее задание.параграф 28, упр № 3,4

Умение анализировать и отстаивать своё мнение.
Закрепление и обобщение полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление домашнего задания.