Цель: Познакомить учащихся с видами наземного транспорта
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о различных видах транспорта;
- расширить знания детей о наземном транспорте;
- упражнять в умении классифицировать наземный транспорт по видам.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корректировать внимание;
- развитие связной устной речи, памяти, зрительного восприятия;
- обогащение словарного запаса;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, к предмету;
I. Организационный момент.
Игра на внимание "Снежный ком", тема "Транспорт"
(Учащиеся по очереди называют слова на тему транспорт: первый ученик называет слово, второй повторяет сказанное слово и называет свое. Третий называет два предыдущих и произносит свое слово.
Например:
1 - машина
2 - машина, поезд
3 - машина, поезд, самолет)
- Молодцы!
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
- Что такое транспорт?
(Транспорт - отрасль хозяйства, связанная с перевозкой людей, грузов.)
- Какие вы знаете профессии людей, связанные с транспортом?
(Водитель - водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, механик - ремонтирует машины)
- На какие группы можно поделить транспорт?
Транспорт
- Воздушный
- Водный
- Наземный
- Подземный
2. Игра "Лото"
У каждого ребенка три карточки - поля:
Белое поле с облаками - воздушный транспорт,
Синее поле с волнами - водный транспорт,
Зеленое поле - наземный транспорт
и картинки с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своей картинки на карточке - поле.
- Молодцы!
- Уберите поля с воздушным и водным транспортом.
- Поле, с каким транспортом осталось? (С наземным)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы поговорим о наземном транспорте.
- Попробуем, поделим его на группы.
- Повторим правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения
IV. Работа по теме.
Посмотрите на картинки, которые у вас лежат на карточке - поле и назовите, что относится к наземному транспорту?
(Автобус, грузовая машина, пожарная машина, поезд и т. д.)
- Подумайте, на какие группы можно поделить наземный транспорт?
наземный транспорт
- грузовой
- пассажирский
- специальный
- Если транспорт перевозит грузы, то его называют : грузовой
- Если транспорт перевозит людей, то его называют : пассажирский
- А еще ребята есть специальный вид транспорта.
- Уберите картинки в конверт.
Грузовой транспорт.
Отгадайте загадку.
У него огромный кузов,
Кузов для различных грузов,
Он могуч, силен как бык,
А зовется :(грузовик)
Первые машины появились очень давно и работали они при помощи пара. Служили они тягачами, перетаскивали грузы. Слово "шофер" означает "кочегар", ведь именно кочегар управлял первой самоходной машиной. Сейчас грузовики разные и выполняют они разную работу: перевозят зерно, книги, молоко, бензин, цемент и т. д.(показ машинок - игрушек)
Игра "Аукцион" (При затруднении можно движения показать на игрушечном грузовике)
- Назовите слова действия, относящиеся к грузовику (едет, стоит, разворачивается, тормозит, поворачивает, объезжает, заезжает, уезжает, обгоняет и т. д.)
Физминутка "Поезд с грузом"
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды "погрузка закончена" дети выполняют движение руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе "чух - чух - чух". После чего поезд останавливается, произносится на выдохе "ш - ш - ш" как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос - набрали сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится все больше и больше - появляются скоростные поезда. Детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с большими и сильными машинами.
- Что отнесем к грузовому транспорту? (Грузовые машины, грузовые поезда)
- Для чего нужен грузовой транспорт?
2. Пассажирский транспорт.
- Прочитайте и отгадайте загадку.
На (рис. колес) едет (рис. дом)!
В (рис. дом) комната одна.
Город виден из (рис. окно) .
(рис. дом) торопится, спешит,
(рис. дом) по улице бежит. (автобус)
- К какому виду транспорта отнесем автобус к грузовому, пассажирскому, специальному?
- Что еще относится к пассажирскому транспорту? (трамвай, троллейбус, такси, пассажирские поезда, электрички)
По картинкам сравнить автобус, троллейбус, трамвай.
- Что общего у автобуса и троллейбуса? (перевозят людей, резиновые колеса)
- Чем отличаются? (автобус ездит на бензине, троллейбус на электричестве)
- Что общего у трамвая и троллейбуса? (перевозят людей, передвигаются за счет электричества)
- Чем отличаются? (у троллейбуса - резиновые колеса, у трамвая железные колеса и передвигается по рельсам)
Автобус, троллейбус, трамвай, пассажирский поезд, электричка - это общественный транспорт. В нем каждый может поехать куда нужно. Но чтобы в нем ехать - нужно знать определенные правила.
- Какие правила для пассажиров вы знаете?
После ответов детей зачитывают правила.
Специальный транспорт.
Слово "специальный" в переводе с латинского означает "особый" Эти машины и вправду особые. Они нужны для ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.
Не играй, дружок, с огнем.
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Если случится пожар, звони по телефону 01. И к вам на помощь придет пожарная машина. Она имеет красный цвет, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену. (Показ картинки)
Днем и ночью на страже мира и спокойствия граждан - милиционеры. Если с вами беда - звони 02. Милицейская машина белого цвета с синей полосой и надписью. (Показ картинки)
А если случится тебе простудится,
Привяжется кашель, поднимется жар :
Тогда звони по телефону 03, и к вам приедет машина - скорая помощь.
Машина скорой помощи - белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу. (Показ картинки)
Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01.
Если эти машины едут с проблесковыми маячками, то все должны уступать им место на дороге.
Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.
- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (Каждый опасен по - своему)
- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (Соблюдать правила дорожного движения)
Сейчас я посмотрю, как вы знаете правила дорожного движения. Представьте на минутку, что мы очутились в стране Лилипутии, все в это стране маленькое и люди, и машины. Но у них, как и у нас по дорогам ездят машины и нам предстоит перейти дорогу. Ваши действия. (На предполагаемою дорогу ставятся игрушечные машины, дети стоят на обочине этой дороги. В какую сторону нужно посмотреть сначала? Почему?)
V. Закрепление изученного.
Отгадайте загадки и дайте полную характеристику этому транспортному средству, используя слова из темы урока, из схемы.
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай -
Отправляется :(трамвай)
Трамвай - наземное, пассажирское, общественное транспортное средство.
Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка :
Кто такая : (электричка)
Электричка - наземное, пассажирское, общественное транспортное средство.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется - под лучами
Отливает серебром (самолет)
Самолет - воздушное, пассажирское или грузовое, транспортное средство.
VI. Итог.
- На какие группы поделили наземный транспорт?
- Что относится к специальному транспорту?
VII. Домашнее задание на выбор.
Записать 4 загадки о транспорте.
Угадать какой транспорт зашифрован
Воавтобуссувтрамвайпогрузоваямашина
Лдшпоездгпепожарнаямашина
зарпассажиртаксимомотоцикливелосипед.
Вычеркни букву ю, прочитай полученные слова и определи к какой группе их отнесешь
Юююпюоюеюзюдюююмюаюшюиюнюаюююювюеюлюоюсюиюпюеюдююю
Гюрюуюзюоювюиюкююютюрюаюмювюаюйююютюаюкюсюиюсюкюоюрюаюяюююпюоюмю оющюьюююмююоюютюююоюцюиююкююлюююююю.
Рефлексия.
Достигли ли мы поставленных целей на уроке?
А сейчас загрузим наш грузовик. Перед вами лежат кубики: красный, желтый, зеленый. Если вам урок понравился - загружаете зеленый кубик, если нет - красный, а если не то и не другое - желтый.