Игра проводится в рамках традиционного Фестиваля Наук среди старшеклассников. Ее девизом могут служить слова великого английского философа Фрэнсиса Бэкона “Знание - сила”.
Цели игры:
- развитие логического мышления, памяти, внимания, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора и познавательной активности;
- реализация интеграции предметов естественно-математического цикла (биологии, географии, математики, физики, химии);
- формирование ключевых компетенций (коммуникативных навыков, готовности к разрешению проблем, умения применять знания в новой ситуации, готовности к самообразованию).
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация в программе Power Point (приложение 1), 4 конверта с карточками одного цвета (по 6 штук – для каждого члена команды).
Правила игры:
- В игре принимают участие 4 команды, сформированные из учащихся 9-11 классов (в команду входят по 2 человека от каждой параллели).
- Перед началом игры команды выбирают капитана и проходят жеребьевку, получая конверт с номером и карточками определенного цвета (красного, зеленого, синего, желтого).
- Игроки команд занимают места за столами (соответственно, красным, зеленым, синим, желтым), остальные учащиеся, образующие группу поддержки, располагаются в конце зала.
- За соблюдением правил игры, за подсчетом баллов следит жюри, в состав которого входят учителя математики, биологии, химии, физики, географии.
- Игра проводится в два этапа. В начале игры – разминка (команде предлагаются вопросы, на которые надо ответить сразу, не обдумывая ответ), желающие ответить – поднимают карточку цвета своей команды, за верный ответ – 1 балл.
- Второй этап - основная часть игры – это вопросы из различных областей знаний, на обдумывание ответа команде дается 1-3 минуты, за верный ответ – 1 балл, если команда не отвечает на вопрос, то это могут сделать команды-соперники, подняв карточку определенного цвета, и предложить свой ответ.
- Игрокам могут помогать болельщики, но в этом случае за верный ответ команде присуждается лишь 0,5 балла.
- Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
- В конце игры жюри подводит итоги, определяя не только команду-победительницу, но и самых активных игроков и болельщиков.
ХОД ИГРЫ
- Ведущий
Добрый день! Мы рады приветствовать всех в этом зале. Очень часто мы задаем себе вопросы: “Зачем мне это учить? Где может пригодиться это правило?” И не понимая, делаем для себя вывод: “Этот предмет мне нужен, а этот - нет”. Верна ли такая позиция? В старших классах гимназии мы провели опрос с целью выяснить “Зачем мне математика (физика, химия, география, биология)?” и получили такие ответы:
- Математику надо учить, чтобы сдать экзамен!
- Математика – важный предмет, узнаю много нового, тем более он связан с моей будущей профессией!
- География мне интересна, так как имею возможность на уроках узнавать о великих открытиях, странах, обычаях!
- Физика - уникальная наука, потому что объединяет все явления на Земле!
- Сейчас так важно беречь природу, поэтому биология, химия, экология мне ближе других предметов!
- Биология – это очень увлекательно! А вдруг я изобрету лекарство от рака?!
Вот такие разные высказывания. Сегодня в нашей интеллектуальной игре постараемся открыть для себя что-то новое в науках о Земле и о природе, взглянуть на то, что изучаем на уроках и факультативах немножко с другой стороны - со стороны познавательности. Очень важно в жизни быть всесторонне образованным человеком. Отсюда и название игры - “Древо познания”!
Галилео Галилей сказал: “Математика – это язык, на котором написана книга природы”. Для того, чтобы успешно пройти в игре все испытания, вам потребуются не только знания по математике, но и по географии, физике, биологии, химии. Пусть вам помогут выиграть логика, внимание, смекалка, эрудиция! В добрый путь!
Представление команд: “красных”, “зеленых”, “синих”, “желтых” и их капитанов. Объявление правил игры.
Представление состава жюри. Члены жюри получают оценочные листы, листы с ответами на задания разминки (Приложение 2) и основной части игры (приложение 3).
- Разминка. (Приложение 1, слайды №№1-5).
- ИГРА “Древо познания”: команды начинают отвечать на вопросы согласно жеребьевке (Приложение 1, слайды №№6-53), вопросы проецируются на экран по предметам в следующем порядке: биология, математика, география, химия, физика и т. д. На предпоследнем слайде (№54) зашифрована крылатая фраза английского философа Френсиса Бэкона “Знание сила”.
- Подведение итогов игры, награждение.
Слово – жюри (итоги разминки).
Ведущий: Ребята! На протяжении всей игры вы не только показали глубокие знания, но и продемонстрировали сообразительность, наблюдательность, эрудицию, умение работать в команде. Думаю, что всем стало ясно, как много еще интересного за страницами школьных учебников. А кто оказался самым сильным, самым активным определит жюри. Прежде, чем мы заслушаем жюри, предлагаю вам отгадать известную крылатую фразу английского ученого Френсиса Бэкона (Приложение 1, слайд №54).
Ведущий: Действительно, девизом нашего интеллектуального конкурса могут служить слова выдающегося английского философа Фрэнсиса Бэкона “Знание - сила”.