Цель: Познакомить учащихся с новым типом выпуклых многогранников – правильными многогранниками.
Задачи урока:
Обучающие:
- Ввести понятие правильного многогранника
- Рассмотреть виды правильных многогранников и их свойства
- Познакомить учащихся с формулой Эйлера
Развивающие:
- Формирование и развитие пространственных представлений учащихся
- Формирование критичности мышления, умения обобщать и делать выводы
- Развитие математической логики
- Развитие математически грамотной речи
- Развитие культуры построения чертежей
Воспитательные:
- Формирование интереса к предмету
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационные модели многогранников
Ход урока
В течение урока используется слайдовая презентация.
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос.
- дать определение геометрического тела
- дать определение многогранника
- дать определения граней, ребер, вершин, диагоналей многогранника
- дать определение выпуклого многогранника
III. Объявление темы урока.
(Слайд1)
IV.Объяснение нового материала.
Среди множества многогранников выделена особая группа, которая называется правильными многогранниками.
(Слайды 2-6)
Запишите определение.
Как вы считаете, любой ли правильный многоугольник может являться гранью правильного многогранника?
Докажем, что не существует правильного многогранника, гранями которого являются n-угольники при n6.
Из курса планиметрии вы знаете формулу для вычисления суммы внутренних углов выпуклого n-угольника:
Sn =180°(n – 2), где n – число сторон, следовательно внутренний угол правильного многоугольника вычисляется по формуле: =
При n6 120°, но при каждой вершине многогранника должно быть не менее трех плоских углов. Поэтому, если бы существовал правильный многогранник, у которого грани – правильные n-угольники при n6, то сумма плоских углов при каждой вершине была бы не меньше 360°, а это невозможно, так как сумма всех плоских углов при каждой вершине выпуклого многогранника меньше 360°.
Так какими же правильными многоугольниками могут быть грани правильного многогранника?
(Слайд 7-14)
Всего существует пять видов правильных многогранников. Запишите в тетрадях их названия.
Названия этих многогранников от древнегреческих названий чисел –
“тетра” - 4,
“гекса” - 6,
“окта” - 8,
“додека” - 12,
“икоса” -20,
“эдра” - грань.
(Слайды 15-19)
Существует ли закономерность между количеством граней, ребер и вершин правильного многогранника? Давайте посмотрим таблицу.
(Слайд 20 - 23)
Формула Эйлера справедлива для любых выпуклых многогранников.
А теперь постарайтесь привести примеры, где в реальной жизни встречаются правильные многогранники.
(Слайд 24-29)
V. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Задайте вопросы по теме сегодняшнего урока.
(Слайд 30)
VI. Домашнее задание.
Теоретический материал: §3,п.36.
Практическая часть: из №271 – 275 по выбору сделать модель правильного многогранника.