Цели:
- Коррекционно-образовательные:
- учить детей давать характеристику звука [Р];
- учить определять место звука в слове;
- учить составлять предложения из четырех слов;
- расширить знания детей об обитателях морских глубин.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематический слух;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- расширять и уточнять словарь;
- Коррекционно-воспитательные:
- развивать наблюдательность;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийная презентация, билет – пропуск, картинки, в названии которых есть звук [Р] в начале, середине и конце слова, ласты, маски, медали, пустые рамки для фото.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? А хотели бы вы опуститься на морское дно? Почему? Зачем? Для чего?
II. Постановка проблемной ситуации. Распределение социальных ролей
Логопед: Правильно, чтобы исследовать,
изучить морских обитателей, растения, дно. А
может быть помочь кому-то, может быть спасти. Для
того чтобы погружаться в морские глубины, нужно
многое знать и уметь. Как вы думаете, что нам
нужно знать и уметь? Сейчас мы проверим, готовы ли
вы к погружению.
Если вы ответите на вопросы, то путь к морским
тайнам открыт. За правильный ответ вы получите
пропуск на подводную лодку.
- Что занимает большую часть поверхности земного шара?
- Как называется то, на чем люди могут спуститься на морские глубины?
- Люди, каких профессий исследуют моря и океаны?
- Каких обитателей морей ты знаешь?
- Как называется окно в подводной лодке?
- Что необходимо водолазу?
Логопед: На все вопросы вы ответили. Молодцы! Я назначаю капитаном нашей подводной лодки Егора. Вы готовы к погружению, чтобы стать исследователями?
III. Постановка правильного речевого дыхания
Логопед: При погружении люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений. Вдох через нос. Выдох через рот.
IV. Изучение нового материала с элементами театрализованной деятельности
Логопед: Вот мы с вами можем наблюдать обитателей морей и океанов. Рыба-молот, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, акула, дельфин. Вы знаете, а ведь дельфины не раз спасали тонущего человека, помогая ему добраться до берега. Что, что? На этот раз, кажется, дельфинам нужна наша помощь. Кто-то забросал все море мусором, и дельфинам очень плохо. Они просят нас очистить их дом от ненужных и даже вредных для морских жителей вещей. Поможем дельфинам, ребята!
Логопед: Сейчас мы выйдем из нашей субмарины в воду и будем и собирать мусор. Что нам для этого нужно? Правильно! Маска, ласты, баллоны с воздухом.
Логопед: Проверять собранный мусор будет наш капитан. Теперь посмотрите внимательно на все, что вы собрали. Что вы замечаете? Правильно у всех этих слов один общий звук. Какой это звук? Что делают наши губы и язычок, Давайте произнесем этот звук сначала шепотом, потом громко. Определите место звука «Р» в ваших словах. Начало, середина или конец. Посмотрите на схемы. А вот что нашла я. Это тоже мусор, ведь так? Нет. Почему? Правильно! Это мы оставим в море.
V. Повторение ранее изученного материала
Слоговая структура слова. Отхлопайте в ладоши.
Сколько слогов в слове. Вспомним правило:
«Сколько в слове гласных столько и слогов».
Ребята, а это слово попало в морской шторм и
рассыпалось. Нужно собрать слово, в котором
перепутались буквы. Если вы правильно это
сделаете, то узнаете, кто потерпел крушение
корабля.
VI. Постановка образовательной ситуации
Ребята, когда мы вернемся из путешествия, то мы сможем рассказать о нем всем, кто с нами не погружался. Составьте предложение о нашей подводной прогулке, согласно схеме. Молодцы!
VII. Общее расслабление
Логопед: Ребята, а теперь пора немного отдохнуть. Предлагаю вам лечь и представить, как вы качаетесь на волнах. Закройте глаза, послушайте шум волн.
VIII. Подведение итогов
Логопед: Но вот пришла пора возвращаться на берег. Капитан, доложите, как прошло погружение? Что мы сегодня исследовали, что узнали, чему научились? Все ли готово к возвращению? Хорошо, тогда вперед! Ребята, вы молодцы! Я приготовила для вас медали! И еще пустые рамки для фотографий. Вы можете поместить туда рисунки подводного мира и устроить в группе фотовыставку.