Занятие по художественной литературе с элементами методики Монтессори в подготовительной группе "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении; пробуждать интерес к литературе, расширяющей кругозор, повышающей эрудицию. Закреплять полученные знания из области литературы, языкознания, культуры речи. Прививать стремление познавать новое, развивать смекалку, быстроту реакции. Воспитывать чувство товарищества, дух соревнования.

Оборудование: эмблемы команд) <Рисунок 1>, набор разрезных картинок, мечи  и зеркальца для подсчета баллов, волшебный сундук, DVD диски со слайдами и с заданиями для капитанов, музыка релаксация. Баллы для богатырей – мечи, а для красавиц – зеркальце складываются в   большие фужеры.

Ход занятия

 На доске записано:
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть,  и нет.

I. Организационный момент

Воспитатель:  Внимание! Внимание! Наши камеры установлены на поляне в детском саду № 70. Сегодня здесь состоится соревнование знатоков сказок. Нашу передачу смотрят во всех детских садах, а также в сказочных домиках и королевствах. Встречаются команды знатоков: “Богатыри” и “Красавицы”

Ребята, вы умеете фантазировать? Что такое фантазия? (Ответы).

Чем фантазия отличается ото лжи?

Дети: Ложь – это обман, а фантазия – вымысел. Фантазировать – значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделять то, что реально, самыми невероятными особенностями или способностями.

Воспитатель: О каких героях говорят, что они ложь, но в них намек, добрым молодцам урок?

Дети: О сказочных.

Воспитатель: Давайте мы сегодня нашу встречу с вами посвятим фантазии,  образу и сказкам. А для начала…

II. Утренний круг

Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг?
Мы друг другу улыбнемся
И немножко посмеемся.
Все готовы колдовать –
Можно встречу начинать

III. Основная часть

Воспитатель: И так, начнем с разминки.

1. Разминка “Думай, голова”. Загадки не простые, а  еще могут быть и  обманки. Почему, сейчас поймете. (Приложение 1)

Воспитатель:  Молодцы, раз вы так хорошо настроены на волну загадок по сказкам, то и второй наш конкурс будет загадочным. Только теперь вы будете набирать очки для своих команд, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

 2. Маленькие сказочники (на готовом фоне составить сказку) “Три  медведя”.

“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Приложение 2)

3. “Загадки по сказкам”. 

Вопросы для 1-й команды:

  • Лучший друг Вини Пуха? (Пятачок).
  • Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем).
  • Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).
  • В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).
  • Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).

Вопросы для 2-й команды:

  • Весёлый человечек-луковка? (Чиполлино).
  • Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье).
  • Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
  • Что потеряла Золушка? (Туфельку).
  • Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка).

Дополнительные вопросы:

  1. Какие сказочные герои не существуют в реальности? (Кощей, Баба-Яга, Леший).
  2. А какие сказочные образы могли бы существовать в действительности? (Серый волк, Аленушка, Красная Шапочка).

Воспитатель:  Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки. А сейчас мы немного отдохнем

– Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши лица и руки.

IV. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть,
А вы попробуйте мимикой показать:

1) ем лимон; 2) сердитый дедушка; 3) лампочка зажглась, потухла; 4) испугались забияку; 5) получили подарок и удивились; 6) обиделись; 7) умеем лукавить.

Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно владеете мимикой!

Подошла к концу разминка…

Постарались все сейчас.

4. Игра “Составь  картинку”. Чья команда быстрее соберет “рассыпавшиеся” картинки, получает 1 балл (Каждый ребенок собирает свою картинку). Играет музыка – релаксация   Иллюстрации к казахским народным сказкам: “Чудесная шуба”, “Грубая благодарность” разрезаны на 4 части, разложены на столе. Ребенок должен выбрать части из своей сказки и собрать картинку. Одна команда проверяет у другой. (Приложение 3)

5. Час для капитанов. Из какого мультфильма приведены высказывания, и какому герою принадлежат? Если произведение литературное, назвать автора. (На DVD показывается фрагмент из мультфильма) (Приложение 4)

Воспитатель: Замечательно, вы прекрасно справились и с этим заданием!

6.  Дидактическая игра “Волшебный сундучок” (в сундучке DVD диск)

Назови предмет и из  какой он сказки (иллюстрации) (Презентация 1)

VI. Физминутка

А теперь пришла пора
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ  я жестов жду:

Для первой команды:         Для второй команды:
1) "Иди сюда";  
2) "Уходи";
3) "Здравствуйте";
4) "До свидания";
5) "Тихо";
6)  "Не балуй";
7) "Погоди у меня";
8) "Нельзя";
9) "Думаю";
10) "Здорово"; 
11) "Замечательно",
12) "Дразнилка Буратино".

7. Соедини линиями две части, чтобы получилось название сказки (работа на доске индивидуально) <Рисунок 2>

8. Вспомнить полное имя сказочного героя или предмета (слайды на скорость) (Презентация 2)

Для первой команды:                            Для второй команды:
1.    Гуси – …лебеди 1.      Конек – …горбунок
2.    Ковер – …самолет 2.      Баба – …яга
3.    Скатерть -…самобранка 3.      Жар – …птица
4.    Сапоги – …скороходы 4.      Иванушка – … дурачок
5.    Сивка – …бурка 5.      Царевна – … лягушка

9. Творческая мастерская: домашнее задание

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру “Запретное слово”? (да).

Правила такие: Воспитатель рассказывает сказку “Теремок”, но предупреждает, что в этой сказке нельзя произносить слов: теремок, мышка, лягушка, заяц, ежик, лиса, волк, медведь. Их нужно заменить жестами и другими словами. Выбираются дети, которые будут играть героев, им надеваются атрибуты, а остальные  дети  воспроизводят   жесты:

теремок — похлопать 2 раза руками по коленям
мышка — сказать “пик-пик”
лягушка – ква-ква
ежик  – шмыгать носом
заяц – попрыгать
лиса – повыбражать
волк – повыть
медведь – идти переваливаясь

Давайте попробуем (идет игра) Поиграли в игру. Молодцы, ребята! Здорово у вас получается!

VII. А теперь подведем итог.

Итоги: “Свеча” под музыку и смотря на свет свечи, дети вспоминают все, что делали на занятии.

Воспитатель спрашивает у детей, кто, по их мнению, был лучше. Подсчитываются количество заработанных баллов. Объявляется победители.

Воспитатель: На память о нашем занятии я дарю вам, ребята, талисманчики (Приложение 5) в виде сказочного домика. У домика есть окошечко, нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя. И он будет жить в вашем домике, и помогать вам!