Программное содержание:
Учить использовать имеющиеся знания в игре, общении; пробуждать интерес к литературе, расширяющей кругозор, повышающей эрудицию. Закреплять полученные знания из области литературы, языкознания, культуры речи. Прививать стремление познавать новое, развивать смекалку, быстроту реакции. Воспитывать чувство товарищества, дух соревнования.
Оборудование: эмблемы команд) <Рисунок 1>, набор разрезных картинок, мечи и зеркальца для подсчета баллов, волшебный сундук, DVD диски со слайдами и с заданиями для капитанов, музыка релаксация. Баллы для богатырей – мечи, а для красавиц – зеркальце складываются в большие фужеры.
Ход занятия
На доске записано:
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть, и нет.
I. Организационный момент
Воспитатель: Внимание! Внимание! Наши камеры установлены на поляне в детском саду № 70. Сегодня здесь состоится соревнование знатоков сказок. Нашу передачу смотрят во всех детских садах, а также в сказочных домиках и королевствах. Встречаются команды знатоков: “Богатыри” и “Красавицы”
Ребята, вы умеете фантазировать? Что такое фантазия? (Ответы).
Чем фантазия отличается ото лжи?
Дети: Ложь – это обман, а фантазия – вымысел. Фантазировать – значит выдумывать, воображать себе то, чего в жизни не может быть на самом деле, или наделять то, что реально, самыми невероятными особенностями или способностями.
Воспитатель: О каких героях говорят, что они ложь, но в них намек, добрым молодцам урок?
Дети: О сказочных.
Воспитатель: Давайте мы сегодня нашу встречу с вами посвятим фантазии, образу и сказкам. А для начала…
II. Утренний круг
Для начала встанем в круг.
Сколько радости вокруг?
Мы друг другу улыбнемся
И немножко посмеемся.
Все готовы колдовать –
Можно встречу начинать
III. Основная часть
Воспитатель: И так, начнем с разминки.
1. Разминка “Думай, голова”. Загадки не простые, а еще могут быть и обманки. Почему, сейчас поймете. (Приложение 1)
Воспитатель: Молодцы, раз вы так хорошо настроены на волну загадок по сказкам, то и второй наш конкурс будет загадочным. Только теперь вы будете набирать очки для своих команд, за каждый правильный ответ по 1 баллу.
2. Маленькие сказочники (на готовом фоне составить сказку) “Три медведя”.
“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Приложение 2)
3. “Загадки по сказкам”.
Вопросы для 1-й команды:
- Лучший друг Вини Пуха? (Пятачок).
- Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем).
- Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).
- В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).
- Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).
Вопросы для 2-й команды:
- Весёлый человечек-луковка? (Чиполлино).
- Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье).
- Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).
- Что потеряла Золушка? (Туфельку).
- Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка).
Дополнительные вопросы:
- Какие сказочные герои не существуют в реальности? (Кощей, Баба-Яга, Леший).
- А какие сказочные образы могли бы существовать в действительности? (Серый волк, Аленушка, Красная Шапочка).
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно знаете эти сказки. А сейчас мы немного отдохнем
– Пока вам приходилось работать только головой, а сейчас вам нужны будут ваши лица и руки.
IV. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть,
А вы попробуйте мимикой показать:
1) ем лимон; 2) сердитый дедушка; 3) лампочка зажглась, потухла; 4) испугались забияку; 5) получили подарок и удивились; 6) обиделись; 7) умеем лукавить.
Воспитатель: Молодцы, вы прекрасно владеете мимикой!
Подошла к концу разминка…
Постарались все сейчас.
4. Игра “Составь картинку”. Чья команда быстрее соберет “рассыпавшиеся” картинки, получает 1 балл (Каждый ребенок собирает свою картинку). Играет музыка – релаксация Иллюстрации к казахским народным сказкам: “Чудесная шуба”, “Грубая благодарность” разрезаны на 4 части, разложены на столе. Ребенок должен выбрать части из своей сказки и собрать картинку. Одна команда проверяет у другой. (Приложение 3)
5. Час для капитанов. Из какого мультфильма приведены высказывания, и какому герою принадлежат? Если произведение литературное, назвать автора. (На DVD показывается фрагмент из мультфильма) (Приложение 4)
Воспитатель: Замечательно, вы прекрасно справились и с этим заданием!
6. Дидактическая игра “Волшебный сундучок” (в сундучке DVD диск)
Назови предмет и из какой он сказки (иллюстрации) (Презентация 1)
VI. Физминутка
А теперь пришла пора
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ я жестов жду:
Для первой команды: | Для второй команды: |
1) "Иди сюда"; | |
2) "Уходи"; | |
3) "Здравствуйте"; | |
4) "До свидания"; | |
5) "Тихо"; | |
6) "Не балуй"; | |
7) "Погоди у меня"; | |
8) "Нельзя"; | |
9) "Думаю"; | |
10) "Здорово"; | |
11) "Замечательно", | |
12) "Дразнилка Буратино". |
7. Соедини линиями две части, чтобы получилось название сказки (работа на доске индивидуально) <Рисунок 2>
8. Вспомнить полное имя сказочного героя или предмета (слайды на скорость) (Презентация 2)
Для первой команды: | Для второй команды: |
1. Гуси – …лебеди | 1. Конек – …горбунок |
2. Ковер – …самолет | 2. Баба – …яга |
3. Скатерть -…самобранка | 3. Жар – …птица |
4. Сапоги – …скороходы | 4. Иванушка – … дурачок |
5. Сивка – …бурка | 5. Царевна – … лягушка |
9. Творческая мастерская: домашнее задание
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть в игру “Запретное слово”? (да).
Правила такие: Воспитатель рассказывает сказку “Теремок”, но предупреждает, что в этой сказке нельзя произносить слов: теремок, мышка, лягушка, заяц, ежик, лиса, волк, медведь. Их нужно заменить жестами и другими словами. Выбираются дети, которые будут играть героев, им надеваются атрибуты, а остальные дети воспроизводят жесты:
теремок — похлопать 2 раза руками по коленям
мышка — сказать “пик-пик”
лягушка – ква-ква
ежик – шмыгать носом
заяц – попрыгать
лиса – повыбражать
волк – повыть
медведь – идти переваливаясь
Давайте попробуем (идет игра) Поиграли в игру. Молодцы, ребята! Здорово у вас получается!
VII. А теперь подведем итог.
Итоги: “Свеча” под музыку и смотря на свет свечи, дети вспоминают все, что делали на занятии.
Воспитатель спрашивает у детей, кто, по их мнению, был лучше. Подсчитываются количество заработанных баллов. Объявляется победители.
Воспитатель: На память о нашем занятии я дарю вам, ребята, талисманчики (Приложение 5) в виде сказочного домика. У домика есть окошечко, нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя. И он будет жить в вашем домике, и помогать вам!