Создание пластилиновой анимации на занятиях лепкой в детской школе искусств

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель статьи - поделиться опытом создания мультипликационного фильма в жанре пластилиновой анимации. Такая работа проводилась нами на занятиях лепкой в начальных классах детской школы искусств.

Пластилиновая анимация - вид анимации, в технике которой фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией этих объектов в промежутках между кадрами. При этом работа ведётся в технике перекладки. Композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом. Камера находится вертикально над этими стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. Работа ведётся цветным пластилином, что даёт возможность закреплять знания обучаемых о цветовой гамме, цветовых нюансах и контрастах, общем колорите работы. Чем богаче цветовая гамма пластилина, тем больше изобразительных возможностей. В процессе работы учащиеся развивают свои навыки работы с пластичным материалом, учатся добиваться художественной выразительности рельефного изображения.

Каждый учащийся работает над отдельным фрагментом произведения в рамках заданной темы. В результате соединения отдельных фрагментов в единое целое при помощи видео редактора образуется законченное произведение.

Для повышения мотивации учащихся к занятиям лепкой целесообразно создание подобного мультфильма приурочить к какому-либо празднику (День учителя, День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день) с последующей демонстрацией данного произведения всему коллективу образовательного учреждения, а также родителям на родительском собрании. В последнем случае повышается как самооценка учащихся, так и значимость их деятельности в глазах родителей.

В отличие от исходных пластилиновых фигур, созданных учащимися на занятии, пластилиновый мультфильм долговечен и может при необходимости подвергаться тиражированию без потери качества. Также его можно представить широкой аудитории, разместив на сайте образовательного учреждения.

Педагогу необходимо постоянно следить за тем, чтобы трудности в процессе создания мультфильма не уничтожили желание ученика продолжать свою работу. Главной трудностью при работе над мультипликационным фильмом является необходимость последовательного изготовления ряда изображений, что само по себе требует достаточно кропотливого и упорного труда.

Новые информационные технологии и развитие цифровой техники дают возможность создавать мультипликационные фильмы в жанре пластилиновой анимации на базе детской школы искусств. Для этого необходимы следующие устройства и материалы: цифровая фотокамера, штатив для неё, персональный компьютер, набор стёкол, подставки, стеки и цветной пластилин.

Графика, анимация, фото, видео, звук, текст создают интегрированную информационную среду, в которой преподаватель и обучаемый обретают качественно новые возможности.

Мультфильм близок современному ребёнку и возможность создать подобное произведение искусства своими руками вызывает интерес к творчеству и результатам своего труда.

Самостоятельное создание мультфильма на занятиях лепкой активизирует творческий процесс, побуждает учащихся проявлять изобретательность, настойчивость и целеустремлённость. Кроме того, в ходе успешной работы над мультфильмом, а тем более при его демонстрации, учащиеся получают запас положительных эмоций для дальнейшей деятельности. Поскольку мультфильм создаётся не индивидуально, а коллективно, группой учащихся, повышаются коммуникативные навыки, вырабатывается опыт совместной деятельности.

Для тех, кто хотел бы попробовать свои силы в жанре пластилиновой анимации приведем алгоритм создания подобного мультфильма:

1. Выбор темы, сюжета.

2. Лепка изображений на выбранную тему.

3. Фотосъёмка готовых изображений.

4. Сортировка полученных фотографий на компьютере в отдельные папки по авторам.

5. Обрезка краёв изображений, изменение размера изображений (при необходимости) в графическом редакторе.

6. Нумерация кадров.

7. Сохранение отдельных кадров в один файл.

8. Подготовка музыки: нарезка фрагментов музыкальных произведений по времени видеосюжетов в аудио редакторе.

9. Подготовка титров с названием и авторами.

10. Импорт в видео редактор подготовленных сюжетов и музыки.

11. Комбинирование музыки с изображениями.

12. Сохранение фильма на компьютер.

13. Просмотр полученного продукта.

14. Корректировка (при необходимости).

Библиографический список

1. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. - 288 с.

2. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. - М.: Молодая Гвардия, 1979. - 142 с.