Урок ИЗО. Тема: "Умозрение в красках". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с интерьером русского храма и его внутренним убранством;
  • композиционными особенностями расположения икон в иконостасе;
  • с иконописными школами России;
  • с образами и сюжетами древнерусской живописи.

Оборудование урока:

  • Для учителя: Проектор, презентация по теме урока.
  • Для учащихся: бумага, карандаш.

План урока:

  1. Постановка творческой задачи.
  2. Изучение материала о внутреннем убранстве русского храма.
  3. Практическое выполнение работы.
  4. Подведение итогов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

II. Постановка темы урока. Беседа о русском православном храме.

Вводное слово учителя, сопровождающее беседой с учащимися.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями. Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V—VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.

Демонстрация слайдовой презентации об интерьере храма и его убранстве.

Слайд 2

Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве в Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике.

Крестово-купольный храм. Аксонометрия.

Слайд 3

В плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В средокрестии (месте пересечения рукавов) находятся четыре вертикальных опоры, соединённые арками. На них опирается купол, воздвигнутый на цилиндрическом барабане. Переходом от арок к цилиндрическому основанию барабана служат паруса (перекрытия в форме вогнутых треугольников, напоминающие по форме надутые ветром корабельные снасти) или тромпы (перекрытия в форме сегмента конуса). Угловые пространства между рукавами креста перекрываются сводами или небольшими куполами.

Слайд 4 Перекрытия храма

 

Слайд 5, 6 Внутреннее деление храма.

На Руси была разработана символика троичности (трёхчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю.

Слайд 7,8

Так же чётко (в отличие от храмов-базилик) проводилось членение по вертикали, которому строго соответствовала система настенных росписей и мозаичного убранства. Верхняя зона – “небо” – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов. Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов. И, наконец, третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – “столпов церкви”, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов — зримый образ закона Божия, данного христианам в Новом Завете. На стенах также пишутся и образы святых — князей, святителей, мучеников, преподобных, жизнью исполнивших и проповедовавших закон христианской веры.

Слайд 9 иконостас

Алтарь (полукруглый по форме), символизирует Царство Небесное, область бытия Бога. Он отделяется от средней части храма алтарной преградой, постепенно развившейся до иконостаса. Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени.

. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке. Иконостас каждого православного храма уникален и заслуживает особого внимания и понимания своего символического смысла. Однако для того, чтобы составить хотя бы общее представление об иконостасе, рассмотрим его классический пример:

I. Местный чин

1. “Спаситель”
2. Богоматерь
3. Храмовая икона
4. Местночтимая икона
5. “Тайная вечеря”
6. Царские врата
а) Благовещение
б) Евангелисты
7. Двери в дьяконник
8. Двери в жертвенник

II. Деисусный чин

1. Спас в силах
2. Богоматерь
3. Иоанн Предтеча
4. Архангел Гавриил
5. Архангел Михаил

III. Праздничный чин

IV. Пророческий чин

V. Праотеческий чин

1. Ветхозаветная троица
А. Голгофа

Самый верхний ряд — праотеческий, представляет ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева (праотцы, ближе всех стоящие по времени райской жизни: Адам, иногда Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и т.д.).

Второй ряд — это лица, стоящие под законом, это ветхозаветная Церковь от Моисея до Христа (вожди, первосвященники, судьи, цари, пророки; центральные фигуры — Давид, Соломон, Даниил).

Третий ряд — праздничный, появляется в иконостасе позднее, с XIV в. (в XVII—XVIII вв. он помещался еще ниже, под деисисом). В этом ряду изображена земная жизнь Христа (“Рождество Богородицы”, “Введение во храм”, “Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим”, “Вознесение”, “Троица”, “Успение Богоматери”, “Воздвижение Креста”, годовой литургический круг).

Четвертый ряд — деисис (“молитва”, “моление”). Этот ряд — важнейшая часть православного иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, Деисус есть в любой православной церкви. Обычно это композиция из нескольких икон, представляющая Христа в образе Спасителя на троне или “во Славе” с предстоящими по сторонам. Он символизирует исполнение новозаветной Церкви, осуществление всего того, что изображено в трех верхних рядах иконостаса. Это моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд. Если четыре верхних яруса — канонические, нижний ряд иконостаса уникален в каждом храме. В последнем, нижнем ярусе иконостаса по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма). Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.

Слайд № 10,11 виды иконостаса

Слайд №12

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — “Царские врата”. Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай.По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.

Русские иконописцы

Слайд №13

Дионисий (ок. 1440 — после 1503 г.) — ведущий московский художник-иконописец конца XV — начала XVI веков, современник Ивана III. Представитель московской школы живописи, продолжатель традиций Андрея Рублева.

Работал в Москве и среднерусских монастырях. Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477), где он работал с мастером Митрофаном, возможно своим учителем. В 1481 году возглавил большую иконописную артель, которая расписывает Успенский собор в Московском кремле, построенный итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были художники “поп Тимофей, Ярец да Коня”. После 1485 года, с сыновьями Феодосием, Владимиром и старцем Паисием работает в Иосифо-Волоколамском монастыре: где пишет иконы для соборной церкви Успения Богоматери. В 1500 г. — в Павлов-Обнорском монастыре.

Последние документально засвидетельствованные монументальные произведения и наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром в 1500-1503 г. Исполненные в прозрачных светлых тонах, сочетающие тонкость рисунка и гармоническую симфонию цветов, фрески Рождественского собора, посвященные теме прославления Богоматери явили собой один самых совершенных монументальных ансамблей русского средневекового искусства. Тонкость рисунка и изысканные цветовые решения присущи и иконам Дионисия. Среди дошедших до нашего времени икон мастера известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), “Богоматерь Одигитрия” (1482 г.), “Крещение Господне” (1500 г.), “Спас в силах” и “Распятие” (1500 г.), “Сошествие в ад”. Большинство его работ находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Особенностью работ Дионисия является попытка передать мир в состоянии спокойного единства и величавой гармонии. Он избегает ярких, кричащих красок, изображения сильных страстей. Вырисованные им фигуры вытянуты, имеют тонкий силуэт, их движения и жесты отличаются особой плавностью и покоем. В композиции многофигурных произведений ярко прослеживается задача передачи идеи единства человеческого рода, приближающегося к своей главной цели — цели постижения великой гармонии Царства небесного. Свое искусство Дионисий передал ученикам и сыновьям. Сын Дионисия Феодосий (ок. 1470 - первая половина XVI в.) в 1508 г. расписал Благовещенский собор Московского кремля.

Слайд № 14 Андрей Рублев

Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев, к какому сословию принадлежал, кто был его учителем в живописи. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Самые ранние сведения о художнике восходят к московской “Троицкой летописи”. Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера. От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

В 1768-1775 годах обветшавший иконостас 1408 года из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановской области). Сведения о позднейшей судьбе иконостаса побудили Центральные государственные реставрационные мастерские организовать особую экспедицию, которая в 1919-1922 годах вывезла сохранившиеся памятники. После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов. В соответствии с размером собора иконостас его - один из самых больших дошедших до нас. Так, деисусные иконы (одиннадцать из них в собрании галереи) имеют высоту 3,14 м. Состав и композиция древнерусского развитого иконостаса сложились на московской почве на рубеже XIV-XV веков, и в этом видится определенная заслуга Феофана Грека и русских мастеров, к кругу которых принадлежал Андрей Рублев.

Слайд №15

Для каждого персонажа найдены удивительно точные проникновенные характеристики, не нарушающие вместе с тем интонационного единства всего ансамбля. Умение объединить единым эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева. В образе Богоматери подчеркнут емкий монументального характера плавный текучий силуэт, нарушаемый акцентированным жестом протянутых в молитве рук. Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством “за род человеческий”. В образе Иоанна Предтечи внимание заострено на теме величавой скорби, “духовного плача”, по старинному выражению. Иоанн взывает к покаянию, о чем гласит крупная надпись уставом на развернутом свитке в его руке. Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченые болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщем государственном оболванивании человечества, и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

Легендарное имя Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено народной памятью, и с ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение. Благодаря реставрациям, освобождению памятников от позднейших наслоений оказалось возможным узнать подлинную живопись мастера. Параллельно с реставрационными открытиями накапливались сведения исторических источников, которые стали использовать для планомерных разысканий произведений Андрея Рублева. Таким образом, подлинное открытие рублевской живописи состоялось в двадцатом веке.

Слайд №16 Феофан Грек

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Это один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.

Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток. Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.

Его творческая миссия началась в 1370-х годах в Новгороде, где он расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378 г.). Князь Дмитрий Донской переманил его в Москву. Здесь Феофан руководил росписями Благовещенского собора в Кремле (1405 г.). Его кистью написан ряд замечательных икон, среди которых (предположительно) знаменитая Богоматерь Донская, ставшая национальной святыней России. Первоначально "Богоматерь Донская" находилась в Успенском соборе города Коломны, возведенного в память победы русского воинства на Куликовом поле. Перед нею молился Иоанн Грозный, отправляясь в поход на Казань.

Слайд №17

Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов.

III. Выполнение практической работы.

Учащимися выполняется зарисовка схемы древнерусского иконостаса.

IV. Подведение итогов урока.