В нашей работе мы отразили повторение основных вопросов, изучаемых в 5 классе и используемых в дальнейшем курсе математики. Пятиклассники на уроках показывают хороший уровень математических знаний, практически у всех хорошо сформированы навыки устного счета, письменных арифметических действий. Большая часть любого класса успешно решает несложные задачи. В общем, смело можно сказать, что если бы сегодня ЕГЭ по математике сдавали по окончанию 5-го класса, то большинство справились бы с экзаменом. Но когда наши дети заканчивают 9-й класс, картина диаметрально противоположная. Многие имеют такие пробелы в знаниях, которые, в принципе, не позволяют им успешно усваивать предмет в дальнейшем. Поэтому работая и в старшем и в среднем звене, задаёшься вопросом: на каком этапе происходит этот разрыв? Вроде и учитель не поменялся и дети те же, но результат отличается от ожидаемого – причём в худшую сторону. Да, количество часов уменьшается, но это тема отдельного разговора. И только в курсе 5-го класса по часам, запланированным на повторение, у учителя есть возможность наглядно и образно, методически грамотно организовать повторение того материала, который параллельно закладывает основы для изучения систематических курсов геометрии, физики, химии, экономики и других смежных предметов.
Курс математики 5-6 классов представляет собой органическую часть всей школьной математики. Поэтому основным требованием к его построению является структурирование содержания на единой идейной основе, которая, с одной стороны, является продолжением и развитием идей, реализованных при обучении математики в начальной школе и, с другой стороны, служит последующему изучению математики в старших классах.
Данная разработка иллюстрирует и конкретизирует изучаемый материал и выявляет его практическую значимость. В последнее время в материалах итоговой аттестации количество задач практического содержания возрастает. В работе много ярких рисунков, что привлекает внимание детей и способствует лучшему усвоению материала. При составлении работы мы столкнулись с таким фактом, что 50% японских учебников математики занимают рисунки. Установлено, что у правшей такие свойства мозга, как способность анализировать, логически мыслить, сосредоточены в левом полушарии, а механизмы правого полушария специализированы на переработке образной, в том числе рисуночной, информации. А большинство наших учащихся – правши.
Умело организованный процесс, вскрывает большие резервы в развитии предметной мотивации. Это конечно не ограничит занятие уроком. Дети вовлечены в творческую работу и после уроков, подключаются и родители.
Урок 1. Повторение и обобщение темы «Десятичные дроби».
Цель урока: повторить и обобщить основные правила действий с десятичными дробями.
Образовательные задачи урока:
- организовать работу учащихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы;
- применить изученные правила при решении практических задач.
Развивающие задачи урока:
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
- развивать навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля учащихся.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе.
Средства:
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Разработка урока с помощью программы Notebook для интерактивной доски SMART Board (Приложение 1).
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение учителем цели урока.
2. Обобщение и систематизация знаний:
При обобщении и систематизации знаний, задействована интерактивная доска:
а) устанавливается соответствие между обыкновенными и десятичными дробями. В левой колонке выписаны десятичные дроби, а в правой обыкновенные; учитель предлагает учащимся установить соответствие между ними стрелками. При работе используется маркер синего или зелёного цвета, красным делаются исправления; (слайд 1)
б) запись десятичных дробей по разрядам в таблице; учащиеся проговаривают разряды дробей и записывают их в таблицу; (слайд 2)
в) сравнивая десятичные дроби, учащиеся выбирают из предложенных знаков верный и вставляют его в нужное неравенство; восстанавливают пропущенные цифры и знаки, чтобы неравенство было верным; (слайд 3)
г) повторяются правила сложения и вычитания десятичных дробей, при этом часть экрана закрыта «шторкой»; после повторения правил, учащимся предлагается найти ошибку в указанных примерах, в той части экрана, которая была закрыта; (слайд 4)
д) повторяются правила умножения десятичных дробей на натуральное число и на десятичную дробь, при этом часть экрана закрыта «шторкой»; после повторения правил, учащимся предлагается правильно поставить запятые; (слайд 5)
е) учащиеся повторяют правила деления десятичных дробей, при этом часть экрана закрыта «шторкой»; после этого, учащимся предлагается найти ошибку в записи, и установить соответствие в примерах на деление; (слайд 6, 7)
ж) учитель предлагает расставить нужные знаки действий, чтобы получились верные ответы; (слайд 8)
3. На следующем этапе урока решаются задачи практического содержания (Приложение 2). Текст задач выносится на экран, двое учащихся решают данные задачи на школьной доске.
4. После решения задач, учащимся предлагается выполнить графический диктант. Учитель при помощи шторки показывает некоторое утверждение и, если ученик согласен, он ставит соответствующий знак , если нет . В результате получается графическое изображение, которое проверяется учащимися с помощью интерактивной доски и оценивается самостоятельно.
5. В качестве домашней работы учащимся предлагается решить задачи практического содержания на все действия с десятичными дробями (Приложение 2).
6. Подведение итогов урока.
Урок 2. Использование десятичных дробей в теме «Площади и объёмы».
Цель урока: Вычисление площадей и объёмов основных геометрических фигур и тел, измерения которых заданы десятичными дробями.
Образовательные задачи урока:
- организовать работу учащихся по повторению формул площадей и объёмов, изучаемых в 5 классе;
- показать практическое применение действий с десятичными дробями при решении конкретных задач.
- обобщение и систематизация наглядных представлений учащихся о простейших геометрических телах и их свойствах.
Развивающие задачи урока:
- формировать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей фигур при решении практических задач.
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
Воспитательные задачи урока:
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Средства:
- Мультимедийный проектор, экран.
- Мультимедийная презентация (Приложение 3).
- Карточки для творческого задания по составлению многоугольников с помощью древней китайской головоломки ТАНГРАМ.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение учителем цели урока.
2. Обобщение и систематизация знаний.
С помощью мультимедийной презентации повторяются формулы площади и периметра прямоугольника, площади квадрата, прямоугольного треугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда (слайд 1-5, Приложение 3).
3. Учитель предлагает решить задачи на нахождение площадей прямоугольников, измерения которых заданы десятичными дробями. Текст задач представлен на экране в мультимедийной презентации. Ученики решают задачи на доске и в тетради. Затем проводится исследование площади фигуры при изменении её размеров в 2 или в 3 раза. Ответы показаны на экране (слайд 6,7, Приложение 3).
4. На следующем этапе урока рассматривается задача с использованием свойства площадей плоских фигур. Отрабатываются действия с десятичными дробями, а также нахождение площади фигуры, зная площади всех её частей (слайд 8, 9, Приложение 3)
5. Решение задачи на нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда, измерения которого задаются десятичными дробями. Ученики решают задачу на доске и в тетради. Затем проводится исследование объёма прямоугольного параллелепипеда при изменении его длины, ширины и высоты в 2 и в 4 раза. Ответы показаны на экране (слайд 10, 11, Приложение 3).
6. В приложении предложены задачи практического содержания по данной теме, которые учитель может выбрать для классной и домашней работы. (Приложение 4)
7. Домашнее задание №1844, 1845, 1846. Учащимся предлагается творческое задание:
- Найдите площадь фигуры на рисунке, площадь одной клеточки равна 0,25 см². (Приложение 5)
- Составьте многоугольники с помощью древней китайской головоломки ТАНГРАМ. (Приложение 5)
Урок 3. Повторение темы «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000…; на 0,1; 0,01; 0,001…»
Цель урока: Повторить правила умножения и деления десятичных дробей на разрядную единицу, правила перевода одних единиц измерения в другие.
Образовательные задачи урока:
- организовать работу учащихся по повторению знаний основных теоретических вопросов темы;
- использовать правила при решении задач.
Развивающие задачи урока:
- создать условия для развития пространственного воображения учащихся.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать информационную культуру, готовить обучающихся к жизни в современном информационном обществе.
Средства:
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
- Разработка урока с помощью программы Notebook для интерактивной доски SMART Board. (Приложение 6)
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение учителем цели урока.
2. Обобщение и систематизация знаний.
С помощью мультимедийной презентации на уроке повторяются правила умножения и деления десятичных дробей на степень числа 10, выполнение действий с десятичными дробями, умножение и деление десятичных дробей на 0,1;0,01; 0,001…; правила перевода одних единиц измерения в другие (Приложение 6).
3. Решение задач с использованием правил перевода (Приложение 7).
4. Вычисление площади фигуры по рисунку (Приложение 6), перевод одних единиц измерения в другие.
Учащимся предлагается вычислить площадь данной фигуры, если сторона квадрата равна 1,5 см. Выразить площадь фигуры в дм², м².
5. Демонстрация различных фигурок животных, птиц, человечков из частей ТАНГРАМА. (Приложение 6).
6. Домашнее задание предлагается учащимся по усмотрению учителя из Приложения 5-7.
7. Итог урока.
Урок 4. Итоговый тест по теме «Действия с десятичными дробями».
Цель урока: Проверить усвоение знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями».
Образовательные задачи урока:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности.
Развивающие задачи урока:
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для дальнейшего обучения в старшей школе.
Воспитательные задачи урока:
- воспитание средствами математики культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для практической деятельности человека.
Средства:
- Раздаточный материал (тест представлен в 6 вариантах).
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение учителем цели урока.
2. Проведение итогового теста (Приложение 8).
3. В качестве домашней работы учащимся предлагается, разрезав квадрат на части, сложить из них фигуры.
4. Подведение итогов урока.
Список источников и литературы:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика.: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2007. – 280с.: ил.
- Гельфман Э.Г., Панчищина В.А., Холодная О.В., Лобаненко Н.Б., Малова И.Е., Ксенева В.Н.Уроки математики в 5 классе: кн. для учителя / Э.Г. Гельфман и др. – М. : Просвещение, 2006. – 192 с. : ил.
- Никольский С.М., Потапов К.М., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика: 5 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / С.М. Никольский и др. – М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. 304 с.: ил.
- Никольский С.М., Потапов К.М., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Арифметика: 6 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / С.М. Никольский и др. – М.: Издат. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 312 с.: ил.
- Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика.: Учеб.- собеседник для 5 -6 кл. сред. шк. / Л.Н. Шеврин и др. – М.: Просвещение, 1989. -495 с.: ил. – (Б-ка учителя математики).
- Эрдниев П.М. математика: Учеб. для 5 -6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1993. – 383 с. : ил.- (Материалы для ознакомления).
- Юрченко Е.В., Юрченко Ел.В.,: Математика. Тесты. 5-6 классы: Учебно- метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 160 с.