Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении, казалось, незыблемой системы и самого Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то целесообразно провести урок в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала. Методы и приемы современных активных технологий позволят включить в процесс исследования большой материал, активизировать индивидуальные способности учащихся, вовлекая их в коммуникативную дискуссию.
Проблема: Почему «золотой век» правления Л.И. Брежнева впоследствии оказался концом распада огромной державы?
Цель: Исследуя проблему, ответить на вопросы: что послужило причиной упадка? Почему, находясь в зените славы и могущества, страна начала медленное снижение, которое впоследствии сменилось крушением и распадом?
Оснащение урока: мультимедийная презентация (приложение 1), тексты для исследования, репродукции картин советского периода: «Ю.А. Гагарин», «На съезде КПСС», «Рабочий и колхозница», «В магазине», «На вокзале», «Труженицы села», «На демонстрации»; таблички для групп: «Журналисты», «Экономисты», «Политологи», тесты.
Ход урока
Оргмомент
Беседа – актуализация опорных знаний.
- Сущность понятия «оттепель»
- Чего ждут люди в начале весны?
Основная часть
Преподаватель: Приметы времени, чтобы ответить на основной вопрос, поставленный в начале урока. Предлагаю подготовиться и провести пресс-конференцию.
Учащиеся делятся на три группы: «Журналисты», «Экономисты», «Политологи». На столах лежит печатный материал, соответствующего содержания. (Приложение 2)
Преподаватель: представьте, что вам попали в руки секретные материалы того периода. Через 7 минут начнется конференция в прямом эфире. За это время каждый исследует полученную информацию и во время конференции дать лаконичный ответ по данному вопросу.
Вопросы «Экономистам»
- В чем усматривалось преимущество социалистического хозяйства?
- Необходимость и сущность реформы 1965 г.
- Итоги реформы.
- Почему усиливались проблемы дефицита?
- Причины и последствия теневой экономики.
Вопросы «Журналистам»
- Что и почему привлекало американцев в Советском Союзе?
- Причины и сущность правозащитного движения в СССР.
- Против чего боролись диссиденты?
- Бюрократия и власть стариков.
- Роль 60-й статьи Конституции 1977 г.
Вопросы «Политологам»
- Кому была выгодна политика Железного занавеса?
- Каковы следствия стратегического паритета?
- Главный итог хельсинского совещания 1975 г.
- Какие события привели от разрядки к напряженности?
- Что, на ваш взгляд, могло спасти страну от застойных явлений?
Представители групп делают выводы, доказывающие погружение СССР в эпоху застоя по всем направлениям. Затем учащимся дается задание: в течение 3-х минут расположить на доске предлагаемые репродукции картин так, чтобы получился противоречивый образ эпохи. Учащиеся делают вывод о несоответствии масштабности, грандиозности, незыблемости фасада государственного здания и раздирающих его изнутри реальностей жизни общества. Завершается работа выполнением теста на закрепление материала. (Приложение 3).