Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Тепловые явления. Тепловые двигатели”. Осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
- Сформировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать творческие и исследовательские навыки, развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.
- Воспитывать культуры умственного труда, воспитать чувство коллективизма при работе в группах создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово преподавателя
Без света мы не могли б видеть окружающий нас мир, без звука – слышать, а без тепловых солнечных лучей ни мы сами, ни растения, ни животные не смогли бы существовать, следователь без тепла нет жизни. Но сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела излучают энергию. В XVIII веке многие ученые считали, что теплота – это особое вещество “теплород”, невесомая жидкость, содержащаяся в телах. Сегодня мы знаем, что это не так. И сейчас мы поговорим с вами о теплоте, о тепловых явлениях
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самому.
Большинство из нас – гармонично развитые личности, которым свойственно логическое и образное мышление. Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности, приобрел навыки работы в коллективе.
3. Проверка знаний учащихся
Преподаватель:
Для более успешной работы на нашем уроке давайте повторим формулы, отражающие основные законы термодинамики.
Задание 1. Сформулируйте первый закон термодинамики для изопроцессов. Назовите процессы.
Задание 2. Подберите к каждому термодинамическому процессу соответствующую формулу, из перечисленных на слайде (слайд 2).
Задание 3. Заполните таблицу “Тепловые явления” с последующей самопроверкой
Название процесса | Нагревание, охлаждение. | Плавление, кристаллизация | Испарение, конденсация | Сгорание топлива |
Физическая характеристика, единицы измерения, обозначения | ||||
Формула | ||||
Температурный режим | ||||
Графическое изображение | ||||
Физическая характеристика, единица измерения, обозначение | Удельная теплоёмкость С, |
Удельная теплота плавления | Удельная теплота парообразования | Удельная теплота сгорания |
Формула | Q = c m (t02-t01) | Q = m | Q = L m | Q=q m |
Температурный режим | Температура повышается (понижается) | Температура постоянная | Температура постоянная | |
Графическое изображение |
4. Физический диктант с последующей взаимопроверкой
(работа в статических парах)5. Решение задач
(работа в группах)Задача 1. Чему равен КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя 4550 С, а температура холодильника 2730 С?
Задача 2. Тепловой двигатель совершает работу за цикл 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%?
Задача 3. Тепловой двигатель совершает работу за цикл 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%?
6. Практическое использование законов термодинамики в технике. Сообщения учащихся.
Учащийся 1. “Первая паровая машина Эолипил Герона Александрийского” (Приложение 1).
Учащийся 2. “Устройство и принцип работы теплового двигателя”
Преподаватель: Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию топлива, которое дарит сама природа. Мы, как неблагодарные дети, проматываем наследство, накапливавшееся по крохам в течение миллионов лет. Природа поступает более мудро. Как же она решает энергетическую проблему, в частности в живых организмов? Поговорим о сходстве человеческого организма с водородно-кислородным топливным элементом.
Учащийся 3. “Водородно-кислородный элемент Грова” (приложение 2).
7. Итоги урока. Рефлексия.
Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу…
1 тонна бензина выделяет 500-800 кг вредных веществ. В атмосферу ежегодно выбрасывается 5 млрд. тонн СО2. В состав выхлопных газов входит 1200 компонентов, в том числе оксиды углерода, азота, свинца и т. п.
8. Домашнее задание.
1. Повторить §§ 80–84.
2. Составить кроссворд по теме “Тепловые явления. Тепловые двигатели” из 10-15 слов.