Тепловые явления. Тепловые двигатели

Разделы: Физика


Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: “Тепловые явления. Тепловые двигатели”. Осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
  2. Сформировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать творческие и исследовательские навыки, развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.
  3. Воспитывать культуры умственного труда, воспитать чувство коллективизма при работе в группах создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово преподавателя

Без света мы не могли б видеть окружающий нас мир, без звука – слышать, а без тепловых солнечных лучей ни мы сами, ни растения, ни животные не смогли бы существовать, следователь без тепла нет жизни. Но сильный холод и жара разрушают все живое. Все тела излучают энергию. В XVIII веке многие ученые считали, что теплота – это особое вещество “теплород”, невесомая жидкость, содержащаяся в телах. Сегодня мы знаем, что это не так. И сейчас мы поговорим с вами о теплоте, о тепловых явлениях

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самому.

Большинство из нас – гармонично развитые личности, которым свойственно логическое и образное мышление. Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности, приобрел навыки работы в коллективе.

3. Проверка знаний учащихся

Преподаватель:

Для более успешной работы на нашем уроке давайте повторим формулы, отражающие основные законы термодинамики.

Задание 1. Сформулируйте первый закон термодинамики для изопроцессов. Назовите процессы.

Задание 2. Подберите к каждому термодинамическому процессу соответствующую формулу, из перечисленных на слайде (слайд 2).

Задание 3. Заполните таблицу “Тепловые явления” с последующей самопроверкой

Название процесса Нагревание, охлаждение. Плавление, кристаллизация Испарение, конденсация Сгорание топлива
Физическая характеристика, единицы измерения, обозначения        
Формула        
Температурный режим        
Графическое изображение

Физическая характеристика, единица измерения, обозначение Удельная теплоёмкость

С,

Удельная теплота плавления

Удельная теплота парообразования

Удельная теплота сгорания

Формула Q = c m (t02-t01) Q = m Q = L m Q=q m
Температурный режим Температура повышается (понижается) Температура постоянная Температура постоянная  
Графическое изображение

4. Физический диктант с последующей взаимопроверкой (работа в статических парах)

  1. Физическая величина, определяющая способность тела совершать работу (энергия).
  2. Мера средней кинетической энергии молекул (температура).
  3. Один из способов изменения внутренней энергии (теплопередача).
  4. Вид теплопередачи (теплопроводность).
  5. Формула первого закона термодинамики (Q = ?U + A/).
  6. Как называется процесс в теплоизолированной системе (адиабатный).
  7. Какие устройства относятся к тепловым двигателям (превращающий внутреннюю энергию топлива в механическую).
  8. Какой элемент теплового двигателя совершает работу (газ или пар).
  9. Какие условия необходимы для циклического получения механической работы в тепловом двигателе (наличие нагревателя и холодильника).
  10. КПД теплового двигателя всегда… (меньше единицы).

5. Решение задач (работа в группах)

Задача 1. Чему равен КПД идеального теплового двигателя, если температура нагревателя 4550 С, а температура холодильника 2730 С?

Задача 2. Тепловой двигатель совершает работу за цикл 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%?

Задача 3. Тепловой двигатель совершает работу за цикл 100 Дж. Какое количество теплоты получено при этом от нагревателя, если КПД двигателя 20%?

6. Практическое использование законов термодинамики в технике. Сообщения учащихся.

Учащийся 1. “Первая паровая машина Эолипил Герона Александрийского” (Приложение 1).

Учащийся 2. “Устройство и принцип работы теплового двигателя”

Преподаватель: Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию топлива, которое дарит сама природа. Мы, как неблагодарные дети, проматываем наследство, накапливавшееся по крохам в течение миллионов лет. Природа поступает более мудро. Как же она решает энергетическую проблему, в частности в живых организмов? Поговорим о сходстве человеческого организма с водородно-кислородным топливным элементом.

Учащийся 3. “Водородно-кислородный элемент Грова” (приложение 2).

7. Итоги урока. Рефлексия.

Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу…

1 тонна бензина выделяет 500-800 кг вредных веществ. В атмосферу ежегодно выбрасывается 5 млрд. тонн СО2. В состав выхлопных газов входит 1200 компонентов, в том числе оксиды углерода, азота, свинца и т. п.

8. Домашнее задание.

1. Повторить §§ 80–84.

2. Составить кроссворд по теме “Тепловые явления. Тепловые двигатели” из 10-15 слов.

Приложения

Презентация