Цели:
- пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;
- учить воспринимать содержание произведения;
- развивать поэтический слух; формировать стремление хорошо учиться;
- прививать любовь к чтению книг.
Оформление: на доске портрет писателя, выставка книг С.Я.Маршака; книжки, рисунки детей, мультимедиа.
При подготовке дети самостоятельно и с воспитателем читают стихи С.Я. Маршака, рисуют иллюстрации.
Во время мероприятия ребятам предлагаются разные формы работы:
- вспомнить название книг;
- назвать стихотворение по иллюстрации;
- чтение стихотворения наизусть;
- проходит инсценирование.
ХОД УРОКА
– Сегодня, ребята, вас ждёт встреча с Самуилом
Яковлевичем Маршаком – детским поэтом,
переводчиком. (Презентация,
слайды 1-4)
С.М. Маршак родился 3 ноября 1887 году в Воронеже.
Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он
вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у
меня с самого раннего возраста. В сущности,
“писать стихи я начал до того, как научился
писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но
скоро их забывал”.
Читать он научился тоже рано, сидя во время
занятий рядом с братом, с которым занимался
учитель.
В своих воспоминаниях Маршак видит себя
непоседой, шалуном:
“Признаться, я очень редко бывал “хорошим
мальчиком”. То ввязывался на дворе в драку, то
уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от
лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не
ходил, а только бегал”.
Но Маршак был очень старательным и любил учиться.
Учась в гимназии, он увлекался древними языками,
литературой, и делал переводы. Много писал для
детей стихи, сказки, загадки, пьесы.
– Он хотел, чтобы дети вырастали умными,
честными, добрыми, смелыми и просвещёнными
людьми, чтобы они любили книгу, и книга помогала
им жить.
– До последнего дня своей жизни ( 4 июня 1964 года)
Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и
бумагой.
1 чтец:
«Исчезнет мир в тот самый миг»
Исчезнет мир в тот самый час.
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз.
Ушедшие друзья.Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет больше тишины,
Не станет темноты…Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нём нет,
Но я успел весь мир обнять
Все миллионы лет.Я думал, чувствовал и жил
И всё, что мог, постиг.
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Я предлагаю вам вспомнить творчество С.Я.
Маршака. Посмотрите на эти книги, многие из вас их
читали и знают. Давайте назовём их. (Презентация,
слайды 5, 6)
– Самуил Яковлевич, будучи ещё совсем молодым
человеком, поехал учиться в Англию. Чтобы лучше
изучить язык, он пешком совершал большие
путешествия по английским деревням и сёлам. Он
узнал и полюбил английскую поэзию и начал
переводить английских поэтов, народные баллады и
песни.
– Вот некоторые стихотворения из этих книг. (Презентация, слайд 7)
Чтецы читают стихи: «Перчатки», «Котята», «Барашек», «Кузнец»
(Презентация, слайд 8)
– Назовите стихотворение по иллюстрациям.
(Презентация, слайд 9)
– В первом классе вы учили буквы. Давайте вспомним «Весёлую азбуку» С.Я. Маршака.
Дети читают стихотворения.
(Презентация, слайд 10)
– Давайте расшифруем название сказки С.Я. Маршака по первым буквам предметов.
Инсценировка отрывка пьесы «Теремок»
…Вот живут они – лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит – сторожит теремок.
Злой дед:
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Волк:
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка:
Я, лягушка-квакушка.
Мышка:
Я, мышка-норушка.
Петух:
Я, петушок – золотой гребешок.
Еж:
Я, серый ежик –
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?
Волк:
А я – волк,
Зубами щелк!
Мышка:
А что ты умеешь делать?
Волк:
Ловить
Мышат!
Давить
Лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..
Мышка:
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Злой дед:
Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу –
Рыжий хвост, глаза как свечи.
Волк:
Лисавета, здравствуй!
Лиса:
Как дела, зубастый?
Волк:
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
Лиса:
Теремок?
Волк:
Он не низок, не высок.
Лиса:
Не высок?
Волк:
Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, –
Ощипать бы только пух!
Лиса:
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк:
Да и мне поесть охота, –
Только заперты ворота...
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!
Лиса:
Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!
Волк:
Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!
Злой дед:
В это время, в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь:
Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса.
Где найти его, лиса?
Лиса:
Видишь, Миша, теремок?
Медведь:
Теремок?
Лиса:
Он не низок, не высок.
Медведь:
Не высок?
Лиса:
Мышь-норушка
Там зерно толчет.
Волк:
А лягушка
Пироги печет.
Лиса:
Пироги печет капустные,
Подрумяненные, вкусные.
Волк:
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.
Лиса:
Ты не хочешь ли проведать
Петуха,
Петушиные отведать,
Потроха?
Медведь:
Петушатина – хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда!
Лиса:
Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем!
Злой дед:
Вот идут они к соседям –
Волк, с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
Медведь:
Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!
Мышка:
Это кто пришел к нам на ночь?
Медведь:
Михаил!
Мышка:
Какой?
Медведь:
Иваныч.
А по-вашему – Медведь.
Потрудитесь отпереть!
Долго ждать мне неохота.
Расшибу я вам ворота!
Мышка:
Тише, Мишенька! В ворота не стучи!
Лягушка:
Наше тесто опрокинется в печи!
Петух:
Ты не суйся в теремок – кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!
Еж:
Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем – ежом!
Медведь:
Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!
Лиса:
Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!
Злой дед:
И пошла у них работа:
Навалились на ворота...
Добрый дед:
Да не могут отпереть.
Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех –
Бережет свой рыжий мех.
Лиса:
Вперед!
Медведь:
Назад!
Лиса:
Идет
На лад!
Медведь:
Слышишь, лисонька,
Как досточки
Трещат?
Волк:
То не досточки,
А косточки
Хрустят –
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!
Медведь:
Не возьму, лиса, я в толк:
Почему взбесился волк?
Отчего он убежал?
Лиса:
Ты слегка его прижал –
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок...
Да какой от волка прок?
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.
Медведь:
Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.
Добрый дед:
Изловчился косолапый,
В подворотню сунул лапу.
Да, как видно, невпопад –
Не идет она назад.
Аж в груди дыханье сперло.
Заорал во все он горло.
Медведь:
Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!
Добрый дед:
Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.
– А кто помнит самое весёлое стихотворение, о человеке, который всё путал?
Чтец читает стихотворение «Вот какой рассеянный»
– Ответьте на вопросы этого стихотворения. (Презентация, слайд 11)
– А знаете, ребята, а ведь писатель предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что он написал в 1962 году:
«Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!»
– Закончим наш литературный праздник стихотворением С.Я. Маршака «Пожелания друзьям», написанным в 1958 году. Это стихотворение написано для вас, детей двадцать первого века.
«Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.Вам от души желаю вам,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!»
– Мы с вами живем в нелегкое время. Россия
испытывает огромные трудности, в то же время
старается их преодолеть. В этом помогают люди, те,
кто добросовестно работает, кто охраняет нас от
врагов, кто просто любит свою родину.
Вот и вам, ребята, надо так учиться, так жить и
трудиться, чтобы, когда вы вырастите, страна
могла поручить вам любую работу и вы бы с ней
справились.