Урок по предмету "Станковая композиция" в 1-м классе ДХШ

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: Ознакомить учащихся с предметом "композиция". Дать элементарные понятия ритма.

Задача урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.

Оборудование: Наглядные пособия, бумага, гуашь, кисти, губка (поролон), трафарет, тряпки, палитра пластиковая <Рисунок 1>.

Ход урока

1. Вступление.

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.

Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждают силу действия законов и правил композиции.

Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все - масса предметов, их зрительный "вес", размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое. Распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое.

Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно или произведение декоративно-прикладного искусства, добиться образной и эмоциональной выразительности. Композиция же - не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенная, созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.

Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.

2. Раскрытие темы.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в пароцессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Таким образом средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Ритм - универсальное природное свойство. В природе мы постоянно встречаем ритмические повторы и умеем ценить их красоту. Они - в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных повторах волн, набегающих на берег. Последовательно чередуются зерна в колосе спелой ржи, ветер укладывает пески в затейливые складки. Любой ручной труд ритмичен, и чем более он подчиняется ритму, тем менее утомителен.

Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм - это чередование каких-либоэлементов в определенной последовательности.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.

Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.

Существуют правила передачи движения:

  • если на картине используется одна или несколько диагональных линий;
  • эффект дивижения можно создать если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
  • для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, явлеятся его кульминацией.

Если композиция формируется прямыми, горизонатльными или слегка наклонными линиями, создается впечатление покоя, либо размеренного, легкого движения.

Правила передачи покоя:

  • если на картине отсутсвуют диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
  • если композиция является уравновешенной, симметричной или образует простые геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, прямоугольник), то она считается статичной.

Так можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.

На доске представлены пособия <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.

Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) <Рисунок 4> губки, тряпки.

Сначала учащиеся покрывают поверхность листа гуашью - делают фон. Как правило - это изображение неба в верхней части и в нижней части - элементы пейзажа (крыши домов, деревья, поле и т. д.) <Рисунок 5>.

Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Цередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон. <Рисунок 6>

В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).

По окончанию занятия проводится просмотр и анализ выполненных работ. Учащиеся раскладывают их на столах и выявляют наиболее удачные работы, так же принимают участие в анализе работ. < Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10>.

Список использованной литературы:

  1. Даниэль С.М. "Искусство видеть" Ленинград "Искусство" 1990г.
  2. Дыко Л.Г. "Основы композиции в фотографии" Москва "Высшая школа" 1989г.
  3. Кагальдо А., Претте М. "Творчество и выражение" Москва "Советский художник" 1985г.
  4. Сокольникова Н.М. "Основы композиции" Обнинск "Титул" 1996г.

Рисунки.