Здоровье - это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.
Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.
Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.
Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!
Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:
- трудности учебного материала
- эмоционального состояния учащихся
- насыщенности видов учебной деятельности
Начальные признаки утомления:
- снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
- ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
- ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;
- ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.
1. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.
При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:
- 3-5 минут - врабатывание;
- 5-10 минут - оптимум, период самой высокой работоспособности;
- 2-3 минуты - период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
- 5-10 минут - период средней работоспособности;
- оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.
2. Соблюдение гигиенических условий в классе.
Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.
3. Деятельностный характер урока.
Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.
Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока мне помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая "приносит" трудные задания, гномик - задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры - диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).
Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.
Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся.
Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);
- активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
- методы проблемное обучение.
4. Психофизический комфорт ребенка на уроке.
Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.
Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод "цветописи Лутошкина", основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( "Цветок настроений" детям предлагаю выбрать листок с "цветка настроения" цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).
Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый - спокойствие, уравновешенность, синий - неудовлетворенность, грусть, фиолетовый - напряженность, тревожность, черный - упадок, уныние, белый - равнодушие (трудно сказать).
5. Включение в урок физминуток.
Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.
Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.
Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.
В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.
- Растирание ушных раковин и пальцев рук - активизирует все системы организма.
- Качания головой - улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
- Ленивый восьмерки - активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
Во время урока:
В конце урока:
Медуза - сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
6. Релаксация.
Цель - снятие мышечного напряжения.
Звучит спокойная музыка.
Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет "3" вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.
Если на лицо явная усталость детей, то использую следующие упражнения:
- Быстро и сильно потрите ладони друг об друга, приложите их к щекам и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите 5-6 раз.
- Возьмитесь левой рукой за правый локоть и медленно тянитесь вправо до приятного ощущения растяжения в мышцах. Поменяйте положение рук. Затем растяните ноги. Сначала подтягивайте ступню к ягодице, а затем сгибайте ногу в колене и пяткой к паху. Подтяните живот: медленно отклонитесь назад, слегка откинув голову и расслабив мышцы рук. Помашите руками, будто собираетесь взлететь. Упражнения повторите 3-5 раз.
- Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи, а затем и все те участки тела, которые сможете достать.
- Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями - вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике уже через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости.
Либо включаю в урок игры предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.
1. "Цапля". Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
2. "Уши". Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.
Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки "Тепинг-тест". Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.
Результаты анкетирования детей по школе, в классе.
Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.
Источники:
- Базарный Ф.В. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома - Москва:АРКТИ, 2005.
- Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. -Волгоград: Учитель,2006.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровье: 1-5 классы. - Москва: ВАКО, 2007.
- Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. - Москва: Московская правда, 1991.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Москва: ВАКО, 2004
- Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым. Нач. шк., №7, 2003.
- Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135уроков здоровья. - Москва: ВАКО, 2004.
- Чупаха И.В.. Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - Москва: Илекса, Народное образование, 2006.
- http://krasmk.dm0.ru/index.php/interes/37-2011-04-30-13-22-35.html
- http://comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php
- http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=1532