Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "Вечно живые…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

Образовательные:

  • Сформировать чувство гражданственности и патриотизма.
  • Показать эффективность современных педагогических технологий в повышении качества образовательного процесса.

Воспитательные:

  • Показать приоритетную роль метода проектного обучения в гуманизации воспитательного процесса.
  • Стимулировать мотивации к творческому росту студентов через межпредметную интеграцию и новые информационные технологии.
  • Воспитать умение соотнести идейно-нравственные, эстетические ценности со своим личным опытом.

Развивающие:

  • Повышать интерес к будущей профессии и ее социальной значимости.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  • Развивать умение коллективно решать творческие задачи.
  • "Вечно живые:" - сформировать понимание актуальности темы войны и мира и необходимости укрепления духа поколения.

Формирование гражданственности и патриотизма.

В ФГОСах СПО нового поколения, в требованиях основной профессиональной образовательной программы определены общие компетенции, которые предполагают способность успешно реализовать практический опыт, умения, навыки в решении любых творческих задач.

Диапазон педагогической триады - образовательной, воспитательной, развивающей в свете современных технологий имеет неограниченные возможности, если во главу угла ставить не получение знаний, умений и навыков, а формирование способностей студентов.

Способности возникают, развиваются в деятельности. Суть природно-рефлексивной концепции, по определению К.Я.Вазиной, д.п.н. профессора Волжского Государственного инженерно-педагогического университета, заключается в формировании у учащихся пяти видов способностей: исследовательских, проектировочных, организаторских, коммуникативных, рефлексивных (духовных, социальных) - формирующих ценностные ориентиры, мировоззрение, мироощущение человека. Они являются главными в деятельности человека. Все эти способности существуют в единстве и взаимосвязи, составляют главный, постоянный алгоритм жизни.

Главной составляющей рефлексивных способностей является формирование гражданственности и патриотизма. Именно эти понятия определяют положения учащегося, в будущем гражданина в социуме, где границы общественного и личного размыты и трудно определимы. Понятие гражданственности и патриотизма должно перерасти в чувство. Когда оно настоящее, оно проявляется на бессознательном уровне, как вера и оно не терпит фальши, ложного пафоса и разного рода деклараций. Говорить со студентами, которым от 15 и больше лет, на тему гражданственности и патриотизма все равно, что ходить по тонкому льду, ибо юношеский максимализм, критичное отношение к старшему поколению, нигилизм, конформизм, часто вызывает отторжение, непонимание, уход в современную субкультуру и т.д. Но не сформировать активной гражданской позиции в студентах, будущем педагоге - это означает прервать связь поколений, предать общечеловеческие ценности, которые составляют нравственную, духовную сердцевину общества.

Роль современных педагогических технологий в повышении качества образовательного и воспитательного процесса.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Сейчас уже недостаточно владеть багажом знаний, умений и навыков. Проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики, теории управления познавательной деятельности. В современном образовательном учреждении обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания. Отечественная педагогическая наука значительно продвинулась во внедрении новых психолого-педагогических технологий.

Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции в современном обществе. Педагог никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт со студентами, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия студентов и педагогов, в котором все являются равноправными субъектами.

Здесь на помощь приходят разнообразные формы интерактивного обучения. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию и совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование, как одного выступающего, так и одного мнения над другими.

Это могут быть разнообразные формы: урок-проект, интегрированный урок, бинарный урок, пресс-конференция, театрализованный урок и т.д.

Подобные образовательные технологии подразумевают воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

Личностно-ориентированное обучение ставит студента главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

Таким образом - Закон Российской Федерации "об образовании" рекомендует осуществить замену субъект-объектных отношений: педагог-студент на субъект-субъектных, составляющие основу саморазвития личности.

Такие личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие студентов.

Роль метода проектного обучения в гуманизации воспитательного процесса.

Становление, развитие, саморазвитие, а значит и образование студентов невозможно без личностного переживания, осознания образа мира. Именно поэтому инициатива в процессе образования принадлежит как студенту, так и педагогу.

Воспитательная работа в БОУ СПО УР "Воткинский педагогический колледж им. П.И.Чайковского" строится на положении о том, что воспитание - есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создании воспитывающей среды во внеурочное время, построения системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие каждой личности. Системный подход в воспитании реализуется в колледже через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

На своем, достаточно большом, 37-летнем опыте работы, могу сказать, что педагогика сотрудничества и методика проектного обучения дает колоссальный воспитательный эффект. Как говорил великий театральный педагог Е.Б.Вахтангов: "Талант - это умение увлечь себя поставленной задачей". У творческих людей, педагогов это исходит из потребностей жизни. Сначала возникает идея, затем долгое "томление духа", далее происходит то, что называется у творцов состоянием инсайта (озарения) и, наконец, тебе хочется, чтобы все зажглись этой идеей. Все зависит от градуса страсти, в котором ты пребываешь.

Прав был В.А.Сухомлинский, когда говорил, что "Только личность может воспитать личность". Безусловно, личностные качества педагога играют первостепенную роль на протяжении всего процесса.

В создании проекта первая задача педагога увлечь, отойти в сторону и ждать, когда идея забродит в массах. Когда идея овладевает умами, организаторские, исполнительские, финансовые и другие множественные роли распределяются сами по себе.

В силу своих природных способностей определяются режиссеры, декораторы, арт.директоры, исполнители и т.д.

На этом этапе задача педагога поддерживать огонь и стимулировать к действию.

Во время создания проекта студенты проявляют неожиданную для самих себя смекалку, знания, умение сочинять стихи, создавать драматургию, петь, танцевать, выполнять ремонтные работы, коммуникабельность, чувство юмора и т.д.

Такая самореализация дает колоссальный толчок в развитии каждого в отдельности и создании творческого уникального коллектива. На выходе проекта все участники испытывают состояние творческого экстаза. Премьера всегда происходит на сцене, где участники получают большую порцию оваций.

На протяжении своей педагогической деятельности я много раз испытывала состояние педагогического счастья, так как была инициатором многих проектов таких как: "Содружество муз", "Классицизм", "Романтизм", "Юмор в русском искусстве", "Духовная хоровая музыка и христианский символизм" мюзикл на музыку американских композиторов "Любовь не выбирает час", лекция-концерт "Под знаком вечности" посвященный творчеству венских классиков И.Гайдна и В.Моцарта.

В нашем педагогическом колледже собралась огромная база творческих проектов, которые имели большой успех и, не сомневаюсь, большое воспитательное значение для наших студентов.

Говоря о методе проектного обучения, нужно сказать о том, что студенты, вовлеченные в процесс, начинают мыслить творчески. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира и, именно оно, делает возможным прогресс становления личности.

Художественное творчество в этом смысле представляет большие возможности для саморазвития. Хочется подчеркнуть очень важный аспект - креативность. Современная психология определяет творческие способности как креативность (от.англ. create - создавать).

Таким образом студенты в ходе познавательной деятельности, участвуя в создании коллективного проекта, осознают свою значимость в качестве "преобразователя мира", открывателя чего-то нового, реализуя себя как личность.

Важную роль для формирования творческого мышления, креативности играет, специальным образом, организованная среда. Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы создать среду, тот "гумус", из которого будет произрастать инициатива учащихся.

"Вечно живые:"

Такое название носило мероприятие, которое было подготовлено проектным методом. Оно было посвящено великому празднику - дню Победы.

День Победы - это радостный и горький праздник. В майские дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за все, что мы имеем - жизнь и праздник - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал на фронте, героически трудился в тылу. Чтобы выразить чувство благодарности за воинский и трудовой подвиг во имя жизни, во имя Родины, во имя мира на земле был проведен обобщающий урок - проект на предмете - хоровая практика, который, сочетая практическую, профессиональную деятельность студентов, главной своей задачи имел воспитательную цель.

Идея проекта - раскрыть вечную тему войны и мира через музыкальное творчество композиторов военного и современного времени. Перед студентами стояла задача раскрыть тему Великой Отечественной войны художественным способом.

Каждый студент III курса, имел возможность на практике работы с хором поработать с музыкальным материалом, отражающим военную тематику.

Перед началом работы для "погружения" в тему: как дидактическое средство, помогающее осознать, определить свое отношение к вопросу о войне и мире, был показан художественный клип, созданный по законам жанра документального кино с использованием мультимедийных технологий.

Воспитательная цель заключалась в том, чтобы эмоционально прочувствовать, пережить увиденное, и в процессе прийти к осмыслению исторического факта войны и мира.

Главный акцент был сделан на том, что проблема войны и мира актуальна.

В современном мире всегда существует угроза войны, сохранение мира и защита отчества.

Создавая клип, участники проекта исходили из главного. Великий праздник Победы ценою миллионов погибших жизней, ценой беспримерного подвига народа вошел в историю нашей страны. Память о страшных исторических событиях будет всегда в сердце народном, пока каждое поколение живущих будет способно оценить эту великую жертву во имя мира, во имя спокойствия наших государственных границ.

Художественные и музыкальные произведения искусства, отразившие это героическое, страшное время, помогают нам осмыслить подвиг нашего народа, победившего чуму XX века - немецкий фашизм. Тема Великой Отечественной войны, запечатленная в художественных произведениях разного рода, и сегодня волнует нас своей глубиной, драматизмом и лирикой. Для того, чтобы не забывалась, не прерывалась память поколений, нужно думать, помнить, чтить и укреплять силу духа своего поколения.

Руководствуясь главным, участники создания клипа рассчитывали, силой художественного воздействия вызвать яркие, эмоциональные переживания в кульминации и финале, дающем ощущение блага бытия:

Конечной целью, ожидаемым результатом должна произойти гуманизация сознания всех участников, ибо главным мотивом художественного клипа были слова художника Ф.Гойи "Сон разума порождает чудовищ:"

Впечатление от показа клипа превзошли ожидания. Казалось бы, все смотрят кино и ТВ, а реакция в зале - это полная тишина и слезы на глазах. Свои впечатления студенты постарались затем отразить в практической работе с хором.

P.S: Приведу примеры письменных отзывов от увиденного (см. приложение 1). Раскрывая тему войны и мира художественным способом при помощи мультимедийных средств (Microsoft Point, Microsoft Word) можно рассматривать универсализм. Он заключается в том, что материал (DVD + RW) может использоваться многократно: на классных часах, на уроках истории, МХК и т.д., как дидактический материал воспитательного характера. Особенно эффективно его могут использовать студенты-практиканты в школе на уроках и во внеклассной работе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.