Урок окружающего мира по теме "Экосистема леса". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • образовательная: формировать понятия о производителях, потребителях, разрушителях лесной экосистемы, их значении и взаимосвязи;
  • развивающая: развивать мышление, внимание, память, научную речь учащихся;
  • воспитательная: воспитывать бережное отношение к экосистеме леса.

Оборудование: компьютер учителя, проектор, экран, подключенные к компьютеру учителя по локальной сети компьютеры учащихся, УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия" (электронный ресурс, режим доступа: http://nachalka.info/), иллюстрации: липа, береза, дуб, черемуха, рябина, осина; дятел, кукушка, сойка, глухарь, сова, иволга; кабан, короед, куница, волк, лось, крот.

Ход урока

Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учеников.
1. Органи-зационный момент. Сегодня мы продолжим изучение природных экосистем.  
2. Повторение изученного. Актуализация опорных знаний. Что такое экосистема?

О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке?

Какие растения характерны для экосистемы луга?

Приведите примеры.

Назовите животных луга.

Назовите разрушителей луга.

Космик приготовил для вас задание. Давайте послушаем его.

(Учитель выводит на экран слайд, УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 5, задание 3.)

(Приложение, рис.1)

Что вам нужно сделать?

Выполните задание самостоятельно.

Проверим, кого вы отнесли к производителям, потребителям, разрушителям.

(Учитель выполняет задание на экране.)

Что может со временем произойти с лугом?

Космик предлагает нам посмотреть, как это происходит.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 5, задание 10)

(Приложение, рис.2)

Экосистема - участок природы, на котором неживая природа и живые организмы связаны между собой круговоротом веществ.

О луге.

Злаки, травянистые растения.

Подорожник, тимофеевка луговая, клевер, тысячелистник, колокольчик и т.д.

Мышь полевая, бабочки, кузнечик, шмель, куропатка, жаворонок, муравей, крот и т.д.

Микробы, почвенный клещ, дождевой червь.

Распределить обитателей луга по группам: производители, потребители, разрушители.

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

Производители: василек, злак, клевер. Потребители: стрекоза, трясогузка, ласка, мышь-малютка, бабочка.

Разрушители: дождевой червь, почвенный клещ, микробы.

Зарастет, превратится в лес.

3. Изучение нового материала. Совместное "открытие" знаний. Кто догадался, куда мы отправимся сегодня?

Сегодня мы поговорим о самой богатой по разнообразию растений и животных и самой устойчивой экосистеме - о лесе.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 6, задание 1)

(Приложение, рис.3)

Какую цель мы поставим перед собой?

Итак, мы отправляемся.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 6, задание 2)

(Приложение, рис.4)

Чем лес отличается от луга?

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 6, задание 3)

(Приложение, рис.5)

Главным богатством леса являются растения. Вспомним, на какие группы можно разделить все растения.

Космик просит вас вспомнить особенности этих групп.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 8, задание 11.)

(Приложение, рис.6)

Прочитаем признаки деревьев, трав, кустарников.

Растений какой группы в лесу больше?

Отгадайте дерево по его описанию.

1) В народе это дерево часто называют "сладким". Во время его цветения к нему слетаются пчелы, а мед потом будет самый вкусный и душистый.

(Учитель показывает иллюстрации деревьев.)

2) Ствол этого дерева прохладный даже на солнцепеке.

3) Латинское название этого дерева переводится "красавец". К тому же это дерево-богатырь, дерево-долгожитель.

4) Весной это дерево стоит нарядное, будто все в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека.

5) Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем слаще они будут.

6) Сверху листья дерева зеленые, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка они переворачиваются. Дерево становится то зеленым, то серым.

В лес.

Познакомиться с производителями, потребителями и разрушителями леса. Узнать, об их значении в экосистеме леса.

Преобладают деревья.

Травы, кустарники, деревья.

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

Деревья имеют один главный, высокий, жесткий стебель - ствол. Травы имеют один или несколько мягких, легко ломающихся стеблей. Кустарники имеют несколько деревянистых, но легко гнущихся стеблей.

Деревьев.

Липа.

Береза.

Дуб.

Черемуха.

Рябина.

Осина.

4. Физкульт-

минутка.

Мы зарядку начинаем,
Наши руки разминаем.
Разминаем спину, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись.
Дружно прыгаем, прыг-скок!
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте,
Громко топаем все вместе.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

(Руки на плечи, круговые движения.)

(Руки на поясе, наклоны вправо, влево, вперед, назад.)

(Повороты туловища в стороны.)

(Прыжки на месте.)

(Ходьба на месте.)

5. Изучение нового материала. Совместное "открытие" знаний. В лесу легко найти разные растения, но трудно встретить животных. Почему?

Может быть они не важны?

Кого из животных легче всего увидеть в лесу?

Попробуйте узнать лесных птиц.

(Учитель показывает иллюстрации.)

Космик хочет проверить, узнаете ли вы птиц по их голосам.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 10, задание 3.)

(Приложение, рис.7)

Вместе вы прекрасно справились с заданием. А теперь попробуйте самостоятельно разгадать кроссворд, который составил Космик.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 6, задание 6.)

(Приложение, рис.8)

Проверим.

(Учитель выполняет задание на экране, показывает иллюстрации.)

Какое слово было зашифровано в кроссворде?

О чем напомнил нам Космик?

Какие группы живых организмов включены в круговорот?

О ком мы еще не поговорили?

Кто относится к разрушителям леса?

Космик приготовил для вас задание. Давайте послушаем его.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 2 класс, урок 9, задание 4.)

(Приложение, рис.9)

Что вам нужно сделать?

Выполните задание самостоятельно.

Проверим, какие грибы вы отнесли к съедобным.

Назовите несъедобные грибы.

Как называются цепочки, которые связывают производителей, потребителей и разрушителей?

Давайте послушаем Космика.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 6, задание 7.)

(Приложение, рис.10)

Выполните задание самостоятельно.

Какая цепочка у вас получилась?

Придумайте свои цепи питания.

Лес - очень устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

Подумайте, что же может разрушить это природное сообщество.

Что можем сделать мы с вами, чтобы сохранить экосистему леса?

Выполните задание Космика.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 6, задание 11.)

(Приложение, рис.11)

Зачитайте правила поведения, которые помогают сохранить природу.

Животные прячутся от человека и от хищников.

Без животных в лесу прервется круговорот веществ. Они поедают растения и других животных, регулируя их количество. Животные выделяют углекислый газ, необходимый растениям, распространяют их семена. Умирая, животные снабжают почву минеральными веществами.

Птиц.

Дятел, сова, глухарь, кукушка, сойка, иволга.

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

1. кабан, 2. короед,

3. куница, 4. глухарь,

5. сойка, 6. волк, 7.лось, 8. крот,

9. осина, 10. дятел

Круговорот.

Основой устойчивого существования экосистемы является круговорот веществ.

Производители, потребители, разрушители. О разрушителях.

Черви, бактерии, грибы.

Распределить грибы по группам.

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

Груздь, шампиньон, сыроежка, опенок, подосиновик, белый гриб.

Мухомор, ложный опенок, бледная поганка.

Пищевые цепочки.

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

Ель - короед - дятел - ястреб

Дуб - мышь - сова

Осина - заяц - волк

Пожар, наводнение, вырубка леса человеком, извержение вулкана, загрязнение леса человеком.

 

 

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

6. Первичное закрепление знаний. Сегодня мы с Космиком побывали в лесу.

Вспомним производителей леса. Что они делают для остальных обитателей сообщества?

Вспомним потребителей леса. Какова их роль?

Вспомним разрушителей леса.

Зачем они нужны в экосистеме?

Какое значение имеет лес для человека?

Производят органические вещества, выделяют кислород.

Выделяют углекислый газ, регулируют количество растений и животных.

 

Перерабатывают остатки растений и животных в минеральные вещества.

Кислород, древесина, грибы, ягоды, охота.

7. Итог урока. Вы отлично работали на уроке и Космик приготовил вам подарок. Давайте его послушаем.

(Учитель выводит на экран слайд.)

(УМК "Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия", 3 класс, урок 12, задание 12.)

(Приложение, рис.12)

Попробуйте собрать этот пазл.

Удачи!

Спасибо за урок!

 

 

(Ученики выполняют задание на своих компьютерах.)

Приложение.