Развитие поисково-речевой активности у детей третьего года жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Ежедневно, общаясь с маленькими детьми, нам радостно видеть их широко раскрытые глаза на окружающий мир. С раннего детства малыши удивляют нас своей любознательностью, постоянным стремлением к эксперименту, поиску, попытке выразить свою мысль словом. Хочется как можно больше подарить ребенку не только радостные удивления, но и минуты пытливого познания и успехи первооткрывателя.

Одним из эффективных средств поисково-речевой активности детей считаем бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Она позволяет исключить детскую усталость от однообразия деятельности и организовывать увлекательную дидактическую игровую ситуацию.

Содержание этой деятельности, по нашему мнению, очень важно для развития речи и чувственного опыта детей.

Так, при умывании, дети различают теплую и холодную воду, ощущают запах мыла, сухость и влажность полотенца. В процессе опытов с водой познаются свойства воды и обогащается словарь детей: прозрачная, может течь струей (если кран сильно открыть), капает (если кран чуть-чуть приоткрыт). Экспериментируя с водичкой, дети открывают ее тайны. Вглядываясь в лица юных исследователей, мы отмечаем, что им очень интересно.

Продолжая знакомство со свойствами воды, предлагаем детям игры с мыльной водой и пеной: малыши пускают мыльные пузыри при помощи коктейльной трубочки, колечек. На прогулке в холодный период времени дети экспериментируют по замораживанию цветной воды в различных формочках с последующим украшением снежной горки, снежной клумбы цветными льдинками. При неосторожном обращении с хрупкими льдинками дети убеждаются в ее непрочности (разбилась, раскололась на мелкие кусочки), показывают огорчение.

Полученные представления о воде закрепляются детьми в процессе дидактических игр: "Умоем куклу Таню", "Мы умываемся".

Показателем развития познавательно-речевой активности являются детские вопросы - это существенный показатель интереса к происходящему

- "Почему лед скользкий?" - спрашивает Марк.

- "А почему на дереве ветки качаются?" - интересуется Артур.

За завтраком, обедом, полдником и ужином знакомим малышей с особенностью пищи, продуктов, их вкусом, запахом, консистенцией. Пробуя пищу, ребенок определяет: холодное - горячее, сладкое - кислое, жидкая - густая, твердая - мягкая. Дети по внешнему виду определяют и называют название блюд: суп, каша, омлет, котлета, какао, чай, молоко, сок, компот.

В игровых ситуациях "Ждем гостей", "Семья обедает", "Накормим кукол обедом", "Приготовим салат" даем малышам возможность действовать, проявлять самостоятельность.

Необходимо отметить привлекательность дидактических игр в поисково-речевой активности ребенка, т.к. в дидактической игре ребенок овладевает специфическими способами игровой деятельности: ими являются игровые действия, отношения, роли, речевое общение. Игра детей носит процессуальный характер, главное в ней - действия, которые совершаются детьми с игровыми предметами, приближенные к реальным, а также предметы-заместители: мяч - "капуста", "арбуз", кирпичик - "мобильный телефон", маленький кирпичик - "котлета", кубики - "картошка" и т.д.

В процессе одевания предлагаем детям задания - загадки. Например: "Найди самую большую пуговицу", "Покажи самую красивую пуговицу". Вовлекаем детей к ответам на вопросы, обозначающие качество вещей: шапка - теплая, меховая, вязанная; шарф - короткий, длинный, красивый, широкий (узкий); валенки - мягкие; ботинки - твердые; шнурки - короткие, длинные, разные по цвету и т.д.

Полученные знания и представления детей закрепляются в дидактических играх "Оденем куклу на прогулку", "Разденем куклу после прогулки", "Определи на ощупь" (чудесный мешочек).

Таким образом, вовлечение детей в поисковую деятельность усиливает утверждение "Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам".