Разработка интегрированных уроков не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, которая даёт вполне конкретные результаты.
Во-первых, уровень знаний учащихся повышается, и это проявляется в многогранной интерпретации ответов с использованием сведений интегрируемых дисциплин.
Во-вторых, эмоциональное развитие учащихся становится более полным, так как на уроках используются фрагменты музыкальных произведений, отрывки из литературных произведений. Могут использоваться репродукции картин, поделки, рисунки и т.д.
В-третьих, у школьников растёт познавательный интерес, проявляемый в желании активной самостоятельной работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Это могут быть наблюдения, соблюдение правил здорового образа жизни, уход и помощь окружающим, а затем участие в обсуждении возникающих проблем.
Как писал В.А.Сухомлинский: "Каждому учителю ясно, что надо искать в своём предмете точки соприкосновения с материалом других предметов. Но межпредметные связи заключаются не только в этом. Наиболее глубокие связи - я в этом твёрдо уверен - лежат не только в содержании фактического материала, сколько в характере умственного труда. Построенный на научной основе умственный труд школьников приводит к тому, что математика помогает детям усваивать историю, а история содействует развитию математических способностей".
В процессе интегрированных уроков я часто использую парную и групповую работу как технологию учебного взаимодействия. Данная технология обеспечивает ученику эмоциональную поддержку, необходимую для того, чтобы появилось желание высказать собственное мнение о чем-то неизвестном. В ходе поиска истины активно протекает обмен информацией через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности, при этом повышается самооценка учащихся и уверенность их в своих способностях.
Целью данного итогового урока во 2 классе было показать родителям учащихся уровень развития самооценки у их ребёнка и класса в целом.
Тема самооценки очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную - самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
На примере данного итогового урока я покажу родителям как оценивает свою деятельность на уроке их ребёнок, как он умеет взаимодействовать в паре с соседом по парте и чему мы научились за 2 года.
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся за год по предметам.
Задачи:
- Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, умение решать задачи;
- Развивать орфографическую зоркость, речь, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения;
- Воспитывать внимательность, взаимовыручку, взаимопомощь при работе в паре;
- Формировать адекватную самооценку;
- Показать родителям уровень образованности классного коллектива и каждого учащегося.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня мы собрались все вместе нашей дружной семьёй - учителя, родители, ученики, чтобы показать нашим родителям результаты двух лет учёбы в начальной школе.
Наш урок мы проведём в форме смотра знаний по нескольким предметам. Каждое выполненное вами задание вы будете сами оценивать с помощью полосок разного цвета, которые лежат у вас на партах.
Молодец, здорово! - оранжевый цвет
Хорошо! - розовый цвет
Подтянись! - зелёный цвет
А в конце урока мы подведём итог нашей совместной, дружной работы.
Итак, начнём!
- Скажите, что для каждого человека в жизни самое главное? (здоровье)
- Докажите.
- А как вы понимаете, что такое здоровье?
- В словаре Ожегова написано, что здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Орфографическая минутка.
- Запишите слово ЗДОРОВЬЕ красиво на листочке. Поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Объясните правописание этого слова.
- Задайте к этому слову вопрос.
- К какой части речи относится данное слово?
- Докажите.
- Какие ещё части речи нам известны?
- Измените данное слово так, чтобы оно обозначало признак предмета (здоровый)
- Как называются эти слова по отношению друг к другу?
- Какие слова мы называем однокоренные?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Проверьте, верно ли вы записали это слово.
- Выделите корень в этих словах.
Оцените себя с помощью полоски.
Работа с предложением.
- Вспомните, что такое предложение?
- Составьте предложение со словом ЗДОРОВЬЕ, работая в паре (устно)
- Вспомните известную пословицу о здоровье и соберите её (В здоровом теле - здоровый дух)
- Объясните смысл этой пословицы.
- Спишите.
Оцените списывание.
Развитие речи.
Скоро летние каникулы. Это время, когда необходимо сохранить своё здоровье и вернуться в школу с запасом сил и энергии.
А здоровая жизнь - это жизнь в труде, пользе, правде.
Я предлагаю вам соединить части пословиц и объяснить их смысл:
Жизнь прожить - | и в воде не тонет. |
Умей ошибиться - | не поле перейти. |
Терпение и труд - | а здоровье смолоду. |
Береги платье снову - | самому в беде быть. |
Правда в огне не горит | умей и поправиться. |
Ближнего обидеть - | всё перетрут. |
Спиши любую пословицу, помня правила списывания (назвать их)
Оцени своего соседа - верно ли он списал пословицу.
Действительно, в жизни нет ничего важнее здоровья!
И наступает как раз тот период времени, когда организм получает много витаминов, когда можно закаляться, отдыхать, наслаждаться красотой природы. Это время называется :.. (лето)
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (с учителем английского языка дети повторяют изученный материал 2 класса на основе темы "Лето")
Устный счёт.
Послушайте внимательно факты из жизни нашего класса и ответьте на вопросы, записывая только результат:
В этом учебном году из 26 человек нашего класса ни разу не были на больничном 9 человек. Сколько человек болели в том учебном году?
Это Глеб, Маша, Оля, Даниил Д., Соня, Ксюша, Настя, Вера, Егор Похода.
В нашем классе 26 человек. Из них 17 девочек. Сколько в классе мальчиков?
В этом учебном году в нашем классе постоянно посещали бассейн 7 человек. Сколько человек посещали иногда или совсем не посещали?
8 человек из класса в этом учебном году посещали спортивные секции. Сколько человек не посещали спортивные секции?
За год Галина Андреевна выставила отметки по физкультуре. Среди них 4 четверки. Сколько пятёрок в классе за год по физкультуре?
По результатам медицинского исследования в нашем классе 18 человек имеют нарушение осанки. Сколько человек имеют красивую осанку?
Из опроса родителей выяснилось, что режим дня в этом учебном году выполняли только 11 человек из класса. Сколько человек из нашего класса нарушали правила сохранения здоровья?
На каждом уроке мы делаем по 2 физминутки. Сколько физминуток проходит всего за 3 урока?
В неделю 3 урока физкультуры. Сколько уроков физкультуры проходит в нашем классе за месяц?
Проверка (17, 9, 19, 18, 22, 8, 15, 6, 12)
Оцените свои умения в устном счёте.
Решение задач.
- Я предлагаю вам решить следующую задачу:
Коля заболел. Врач назначил ему лечение. Ему пришлось принимать по 2 таблетки 3 раза в день. Сколько всего таблеток принимал Коля в день?
- Запишите решение задачи, сделав схему.
- Взаимопроверка (оцените своего соседа). 1 человек у доски записывает решение, доказывая.
Мы желаем вам, чтобы летом не пришлось принимать таблетки, как Коля.
И это зависит всё от вас. Соблюдайте правила сохранения здоровья!
Занимайтесь спортом!
Следующая задача:
В классе 24 человека. Для участия в соревнованиях они разделились поровну на 3 команды. Сколько человек в каждой команде?
- Решите задачу, обсудив её условие в паре.
Проверка.
Оцените своё решение и работу в паре.
Итог урока.
Итак, подошёл к концу наш урок.
Подведём результаты своей работы.
Сейчас мы увидим, какие третьеклашки придут к нам 1 сентября.
Посчитайте у себя среди полосок каких больше и сделайте вывод по качеству своей работы сегодня.
Подойдите к доске, выберите магнит нужного цвета и заполните им цифру 3 - как символ будущего третьего класса, в который мы сегодня все перешли.
Такую возможность - оценить наши знания мы предоставляем нашим родителям.
Посмотрите, какая красивая тройка! Пусть наша жизнь в 3 классе будет такой же пёстрой, где преобладать будут оранжевые, розовые цвета. Цвета радости, творчества, новых открытий.
А сейчас слово нашим ученикам:
Дни за днями пролетели,
Промелькнули, словно сны,
И не более недели
Остаётся у весны.
Значит, пройдена дорога
Под названьем "второй класс"
Вот и лето у порога -
Ждёт к себе, торопит нас.
Лето нас зовёт куда - то
Прочь от дел и от забот:
Вот и кончился, ребята,
Уж второй учебный год.
Он и радостен и труден
Был для каждого из нас.
Никогда не позабудем
Мы тебя второй наш класс.
Мы сегодня расстаёмся -
Но осеннею порой
Снова, снова в класс вернёмся -
Но теперь уж третий он.
Вот они каникулы!
Весёлые каникулы!
Явились тут как тут
Брошены учебники
И кажется волшебники
Куда-то всех зовут.
Сегодня пришли вас поздравить с окончанием 2 класса ваши родители
Слово родителям.