Внеклассное мероприятие по экологии "Моя планета – человечий дом"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Презентация. Слайд №1, Слайд №2

Цель мероприятия:

  • опираясь на знание учащихся, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека;
  • способность воспитания бережного отношения к природе, поднимая ее эстетическое значение;
  • подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Оборудование: рисунки учащихся, Красная книга, презентация.

Слайд №3

Задачи:

  • помочь учащимся осознать положение человека в природе;
  • развивать экологическое мышление
  • формировать "экологическую совесть"
  • научить принимать правильное решение в различных ситуациях.

Методы и приемы:

  • словесно-наглядный;
  • самостоятельная работа учащихся в группах.

Слайд №4

Учитель: Эпиграфом нашего мероприятия будет стихотворение Дудина:

Не насыщая пищей чрева;
Жует себе двадцатый век
И рубит, рубит жизни древо,
Как беспощадный дровосек...
Великий Разум! Запрети ты,
Рубить хотя б последний сук!

Учитель: Моя планета - человечий дом?

На этот вопрос мы сегодня должны дать мотивированный ответ. Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий, в решении ситуаций.

Сегодня - не обычное внеклассное занятие, а полет в страну Экологию.

Я - руководитель полета, а группы - экипажи. На нашем корабле 4 экипажа (на столах расставлены таблички с номерами экипажей).

Полет будет нелегким. Он потребует много сил и энергии. Поэтому мы начнем его с "экологической зарядки".

"Экологическая зарядка".

Слайд №5.

1. Дать определение термину:

- автотрофы

- консументы

- редуценты

- антропогенный фактор

- экосистема

- биосфера.

Слайд №6

2. Решите "экологические примеры":

Особь + особь + особь = ?

Популяция + ......+ популяция = ?

Ценоз + ..... + ценоз = ?

Экосистема + ...... + экосистема = ?

Слайд №7

3. Можно ли назвать популяцией группу животных в считалочке?

"На березу села галка, две вороны, соловей и проныра - воробей".

4. Сколько здесь видов и особей?

Слайд № 8

3 медоносные пчелы, 2 зайца-беляка, 154 медведей бурых, 4 шмеля, 5 белок, 10 воробьев домовых.

(6 видов, 178 особей)

Учитель: "Экипажи" вызываются на связь" Слайд №9

Диалог из космоса

1 ученик: - У нас в городе "ухудшилась экология"! Воздухом совсем нельзя дышать, загазованность большая. А вода! А почва! Беда! Вымрем, как динозавры!

2 ученик: - Ну, что так мрачно! Во-первых, у нас в городе, по последним данным периодической печати, все нормализуется, во-вторых, вы неправильно говорите: "Экология ухудшилась" - это неграмотно.

1 ученик: - А как надо говорить?

2 ученик: - Давайте спросим у экологов, учащихся 10 класса.

Решите спор: в чем ошибка, как надо правильно сказать?

(Экология - это наука, она не может ухудшиться. Ухудшается состояние окружающей среды.)

Слайд №10

Учитель: 19 декабря 1991 года - введен Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Основой его является признание природы и ее богатств "национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояния человека".

Учащиеся подготовили доклады "Об охране окружающей среды".

Учащиеся:

  • Доклад на тему: "Современное состояние и охрана атмосферы".  Слайд.№11
  • "Рациональное использование и охрана водных ресурсов". Слайд №12; 13
  • "Почвенные ресурсы, их использование и охрана".

Музыкальная пауза.

Работа экипажей по заданиям.

Слайд №14

Для каждого экипажа представлена экологическая проблема.

Два вопроса каждому экипажу. На подготовку 5 минут. Ответы по очередности.

Решение экологической проблемы.

Слайд №15

1. Укажите правильную последовательность (составить сказку).

а) Филин обиделся и улетел в другой лес;

б) Мыши стали поедать соты и разорили ульи;

в) Пришлось мужику мириться с филином;

г) Не стало пчел - не опыляются травы и урожайность понизилась;

д) Худо слало мужику без меда и молока;

е) Не стало филина - расплодились мыши;

ж) Мало стало травы - корова не дает молока;

з) Мужик сказал филину: "Нет от тебя в лесу никакой пользы".

(Ответ: з, а, е, б, г, ж, д, в).

2. Укажите правильную последовательность (составьте рассказ)

Слайд № 16

а) Кукабар стали ловить и нелегально вывозить из Австралии.

б) Крик австралийской птицы кукабары похож на выкрики и хохот психически ненормально человека.

в) В Европе стало модно держать кукабару для пикантного розыгрыша гостей.

г) Кукабарам грозит исчезновение.

Ответ: (б, в, а, г) или ( б, а, в, г) или ( г, б, в, а)

Слайд №17

3. Укажите правильную последовательность событий:

а) Воды реки принесли соединения ртути в море;

б) Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.

в) В 1956 году в Японии со сточными водами завода по производству поливинил хлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора, произошел сброс соединений ртутив реку Минимата;

г) Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы - эта болезнь получила название "болезнь Минимата";

д) В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями, которыми питалась рыба.

(Ответ: в, а, д, б, г)

Учитель: Ребята, вы читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Маленький принц спросил у географа: "Куда же Вы мне посоветуете отправиться?". Географ ответил: "Посетите планету Земля, у нее неплохая репутация".

Что сказал бы Маленький принц, посетив нашу планету сейчас?

Кто виноват в происшедших последствиях?

Учащиеся:

  • Доклад 1 "О глобальных экологических проблемах"
  • Доклад 2 "О проблемах родного города".

Слайды № 18-19.

Учитель: Экипажи представляют свое домашнее задание.

  • Вы - пессимисты. Что произойдет на планете Земля через100 лет? (ваш прогноз).
  • Вы - оптимисты. Что произойдет на планете Земля через100 лет? (ваш прогноз).
  • Памятка: Поведение туристов в природе.
  • Придумайте лозунги о защите природы.
  • Сформулируйте, на ваш взгляд, три самых важных аргумента в защиту природы. Чем вы сами можете помочь природе?

Учитель: Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя Царем природы. Конечно, человеку ничего не стоит истребить львов, слонов, вырубить лес, осушить болото. Но будет ли от этого наша жизнь лучше? Обедняя природу, человек сам становится беднее. Послушайте отрывок из стихотворения В. Шеффера "Человек":

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не испытывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!


Приложение

Экипаж №1

Задание №1

Фермы Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи медленно передвигаются , поедая всю растительность до голой земли. Через неделю саранча поднимается на крыло, и большие серые тучи, преодолев десятки и сотни километров, опускаются на фермерские поля.

Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во время сильного града. После взлета стаи глазам фермеров предстает печальная картина разоренного поля, где на голой земле торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения, какой из них более приемлем для фермеров:

1) использование ядохимикатов;

2) выращивание богомолов, поедающих саранчу;

3) наем рабочих с мухобойками и лопатками.

Какое решение вы считаете наиболее выгодным?

 Задание №2.

Целлюлозно-бумажный комбинат (ЦКБ) - водоемкое производство. В последние годы за потребление речной воды следует платить. Платит комбинат и за потребление воды, и за ее загрязнение.

ЦКБ обращается к экспертам с предложением определить, где затраты будут наименьшими:

  1. При потреблении чистой речной воды и сбросе в реку неочищенных сточных вод;
  2. При потреблении чистой речной воды, частичной очистке сточных вод и сбросе такой частично очищенной воды в реку;
  3. При полной очистке сточных вод и повторном потреблении такой воды.

Экипаж №2

Задание №1.

Фермеры штата Алабама просят помочь в выборе направления развития сельского хозяйства: выращивать мануфактуру (хлопок) или несколько разных культур (виноград, арахис, кукурузу)?

Монокультура требует меньших вложений, так как не нужно разнообразной сельскохозяйственной техники.

Выращивание разных культур может иметь свои преимущества, но требует больших затрат.

Что предложат эксперты?

  • монокультуру?
  • различные культуры?

Задание №2.

Фирма "Зеленый росток" получила крупный заказ на посадку лесополосы в степном районе и обращается за экологической помощью к экспертам за разъяснением необходимости высадки деревьев и кустарников. Фирма считает, что высаживать в лесополосах кустарники - это лишние хлопоты, достаточно одних деревьев разных пород.

Каково мнение экспертов по этому поводу?

Экипаж №3

Задание №1.

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличение капустной белянки.

Возможны три варианта решения этой проблемы, требующих от фермеров соответствующих расходов:

  • использование ядохимикатов;
  • приобретение белянкового наездника;
  • механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление предлагают эксперты?

Задание №2.

Фермер Лопухин утверждает, что небольшое количество сорных растений повышает урожайность овощных культур (например, капусты). Ведь поле можно рассматривать как растительное сообщество, а чем больше разнообразных видов в биоценезе, тем устойчивее сообщество.

Фермер Трудоголиков считает, что поля должны быть тщательно прополоты, потому что так делалось всегда.

Так ли это?

Экипаж №4

Задание №1.

Фермер решил заняться разведением карпа и взял в аренду озеро вблизи г. Вологды.

Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо, чтобы было много водных растений, чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро доставлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).

Фермер просит подтвердить или опровергнуть свои предположения.

Задание №2.

Наша гора богата реликтовыми растениями. Представим себе, что здесь разместили несколько пионерских лагерей и базу отдыха. Не вызовет ли это нарушение в данной экосистеме? Составьте прогноз. Продумайте свои предложения по сохранению уникальной растительности нашей горы.