Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность при подготовке к уроку (поиск материала), воспитывать положительные черты характера.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPoint
План урока.
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
- Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
Ход урока
1) Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
2) Постановка целей и задач.
3) На экране слова:
Удел знания - ...(говорить), удел мудрости -... (слушать) . (слайд2)
Детям предлагается продолжить фразу, предварительно объясняя значение слова удел. (слайд3)
Дети записывают синонимы к слову удел:
- судьба, доля, предназначение (лексическая работа). (слайд4)
- Что общего в существительных судьба, удел, предназначение? Дети устно находят общие категории: нарицательные, неодушевлённые.
Чем различаются эти имена существительные? (Существительные разного рода.)
Учитель: - Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей -теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок.(слайд5)
Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу.(слад6)
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
2) Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?(слайд7)
Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?
Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
3) Какие постоянные признаки есть у имени существительного?(слайд8)
Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.
Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?
Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.
4) Расскажите о трех склонения имен существительных.(слайды 9-12)
Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.
5) Как определить склонение существительного? (слайд13)
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
6) Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (слайд14)
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
- Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
- Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл.
Учитель задает уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме Именительного).
Учитель: -Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
Затем дается задание: " Выписать существительные по склонениям" (по вариантам)(слайд15) Взаимопроверка по образцу. (слайды16-18)
Физ. минутка. (слайд19)
- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте прогиб назад.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.
- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль)
- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - Зскл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2скл.
Запись в тетради: мозоль(ж.р.,Зскл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).
Задание. Найди лишнее существительное. (слайд20)
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.
Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)
Найдите лишнее слово, (пальто, т.к. это существительное несклоняемое)
Учитель: Что такое несклоняемые существительные?
Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)
Учитель: Прочитайте слова.(слайд21)
Учитель: Выпишите в тетрадь только несклоняемые существительные. Проверка (слайд22).
ФИЗМИНУТКА для глаз. (слайд23,24).
Работа с предложениями. (слайд26)
- Вставьте пропущенные буквы.
Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?
(Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных).
Учитель: Правильно. Далее на уроках мы будем выполнять различные задания и тренироваться в правильном написании падежных окончаний.
7) Подведение итогов.
Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?
- Продолжите предложение:
1. Я выполнил правильно...
2. Я доволен своей работой, потому что...
3. Я допустил ошибку...
- Расскажите об этом:
1. Это я знаю и могу выполнить...
2. Этого я ещё не знаю (не умею)...
Выставление оценок. Домашнее задание.